Динамика работы над развитием фонематических процессов у учащихся с ЗПР

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (621 кБ)

Загрузить презентацию (1 МБ)


Основной задачей работы школьного логопеда является предупреждение и коррекция специфических ошибок, допускаемых учащимися в письменной речи. Причина появления таких ошибок: несформированность или недостаточная сформированность фонематических процессов у школьников. Поэтому, главная цель работы школьного логопеда – развитие речевых процессов у детей.

Одной из составляющих задержки психического развития является общее недоразвитие речи детей, поступивших в первый класс, которое плавно переходит (при получении навыков письма и чтения) в «нарушения письма и чтения, обусловленные нерезко выраженным общим недоразвитием речи». У школьного логопеда нет возможности (из-за недостатка времени) целенаправленно работать над материалом лексических тем, но без этой работы речевые проблемы у детей не уходят, а могут усугубиться, поэтому логопедическая (фонематическая) работа строится на материале предметов естественного цикла, чтобы, по возможности, уточнить, расширить, закрепить этот материал.

Планирование работы учителя-логопеда в начальной школе с указанной категорией учащихся составлено с учетом их психо-физиологических особенностей и соответствует программе для общеобразовательных учреждений «Коррекционно-развивающее обучение» (Начальные классы), Рекомендованное Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, Рекомендованное Управлением специального образования Министерства образования Российской Федерации. (Москва, «Дрофа», 2000 г.)

Реализация указанной программы в обучении этих школьников предусматривает: максимальное внимание к формированию фонема­тического восприятия, звукового анализа и синтеза; уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения и уточнения непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире; развитие связной речи: формирование и совершенствование умения связно выражать свои мысли, точно и разнообразно употреблять слова, говорить внятно и выразительно; воспитание интереса к родному языку – эти требования лежат и в основе работы учителя-логопеда.

(Планирование логопедической работы рассчитано на четыре года занятий с первого по четвертый класс по 2 раза в неделю с каждой группой).

В основе работы логопедического сопровождения учащихся, имеющих ограниченные возможности, лежит практическая деятельность, ее оречевление. Поэтому, на логопедических занятиях широко используется материал предметов естественного цикла начальной школы, а так же грамматический материал, изучаемый детьми. Это дает возможность рассматривать указанный материал с фонетической точки зрения.

Актуальность указанной системы логопедической работы заключается в том, что фонетический, лексический и лексико-грамматический материал неразрывно связаны при формировании связного высказывания и детям необходимо активизировать все свои речевые ресурсы, чтобы оптимально решить поставленную учителем-логопедом задачу.

Объектом формирования мотивации занятий являются все компоненты мотивационной сферы: конспект занятия предполагает использовать методики, основанные на различном характере (вербального и невербального плана), расположенные по возрастающей трудности.

При появлении возможности использования компьютера на логопедических занятиях, автор перенес многие конспекты логопедических занятий в программу Microsoft Pover Point, но используется этот материал не для групповой работы, а индивидуально. Например, материал приведенных ниже фронтальных логопедических занятий в 1 классе «Дифференциация звуков «С», «С'», «З», «З'» (Лексическая тема «Птицы»)», а в 3 классе для детей с ЗПР: «Дифференциация слов и слогов» на основе той же лексической темы (но содержание лексического материала одной и той же темы, изучаемого на уроках в первом и третьем классах значительно различается) дублируется в в электронном виде. Логопед работает с группой детей, а один (два – в зависимости от количества компьютеров в кабинете) ученик изъявляет желание работать за компьютером самостоятельно. Ему предоставляется такая возможность и учащийся выполняет инструкции, указанные на слайдах, параллельно с остальными детьми. У этого ученика есть возможность самому перемещать карточки со слогами, чтобы получились слова; группировать картинки птиц по разным признакам: по количеству слогов в словах – названиях птиц; и по лексическому признаку. При затруднении в поборе слов он может обратиться к учебнику. В любой момент ребенок может присоединиться к работе остальных учащихся или работает в выбранных условиях до конца занятия. Если ученик испытывает трудность в выполнении какого-либо задания, и, если темп его работы совпадает с темпом работы группы, то ребенок может отвлечься от работы на компьютере и присоединиться к работе группы, используя материал на бумажном носителе. Если темпы работы разные, то за помощь получает у учителя-логопеда.

Такие занятия могут проводиться и в компьютерном классе (если в логопедическом кабинете нет достаточного количества компьютеров), тогда каждый учащийся работает в своем темпе, последовательно выполняя инструкции на слайдах. На этих занятиях у каждого учащегося есть выбор, как работать: самостоятельно, парами или группой под руководством учителя-логопеда.

В основе построения программы логопедического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями лежит концентрический подход: данная программа предполагает повторяемость материала от класса к классу, но содержание материала изменяется: привлекается новые виды деятельности и упражнений (с опорой на полученные ранее умения и навыки), что и демонстрируется на примере указанных конспектов.

Применяется стандартное направление работы: звук, слог, слово, предложение, текст – в первом классе. В занятии для учащихся третьего класса работа начинается со слога, но текстом не заканчивается, а на его содержании строится логопедическая работа.

Лексический материал изучался на уроках ознакомления с окружающим миром: ученики приобрели знания, которые они применяют в других условиях: на фонетическом материале логопедического занятия.

Текст учебника на занятии не повторяется: ученику нужно активизировать пассивный словарь, но при затруднении он в любой момент может обратиться к учебнику, вспомнить и получить необходимую информацию, применить ее при выполнении той или иной инструкции.

Лексическая тема не называется, а ученику нужно самому определить и озвучить ее.

Предложенные конспекты занятий позволят увидеть систему работы по усложнению заданий от класса к классу, а также, правильно подобранный в соответствии с возрастными особенностями детей лексический материал, дает возможность учителю – логопеду более эффективно решать главную задачу: коррекцию речевых затруднений детей младшего школьного возраста.

Логопедическое занятие в 1-м классе. Дифференциация звуков «С», «С'», «З», «З'» (Лексическая тема «Птицы»)

(Используется учебник А.А. Плешакова «Мир вокруг нас» 1 класс, Москва, «Просвещение», 2010 г.)

Цели:

  • Образовательная: повторение материала по лексической теме «Птицы», правил о предложении; мышления через отгадывание загадок, через группировку предметов, расширение и уточнение словарного запаса по указанной лексической теме.
  • Логопедическая: уточнение артикуляции звуков «С», «С'», «З», «З'», их дифференциация в слогах, словах, предложениях; развитие фонематических процессов через подбор слов по теме «Птицы» с указанными звуками; игру «Геометрические формы».
  • Воспитательная: работа над координацией движений во время ловли и бросания мяча, умения выполнять движения в ограниченном пространстве (не мешая друг другу): воспитание речевой культуры.

Оборудование: мяч, предметные картинки с изображением птиц: сова, скворец, соловей, зяблик, свиристель, поползень, сорока, ласточка, синица, дрозды.

Ход занятия

1. Беззвучная артикуляция гласных звуков.

2. Узнай букву по описанию:

  • Какая буква похожа на неполный овал, нет «кусочка» с правой стороны? (С) демонстрация буквы.
  • Буква похожа на какую – то цифру первого десятка(«З»). Какие звуки обозначает эта буква? («З», «З’»), их характеристика.
  • Чем похожи звуки «З», «С»? (Губы, зубы и язык при их произнесении занимают одинаковое положение)
  • Как называется пара звуков, при произнесении которых губы не меняют свое положение? (Парные звуки)
  • Слово «пара» обозначает сколько? (2)
  • С каким звуком будем работать сегодня? («С», «С'», «З», «З'»)
  • Демонстрация букв синего и зеленого цвета: я показываю букву «С» зеленого цвета, какой звук вы должны произнести? («С»)…

3. Подведение к теме занятия. Работа с предметными картинками.

Отгадайте, о ком загадка: (Рисунок 1)

  • На шесте – дворец, во дворце – певец, а зовут его …. (скворец) –
  • Днем спит, ночью летает. (сова) –
  • Верещунья, белобока, а зовут ее …. (сорока) –

 

  • («свиристель») Как называется эта птица? При затруднении – учебник, стр. 76.
  • Какой одинаковый согласный звук в названиях этих картинок? (Звук «С»)
  • По каким двум признакам можно объединить эти картинки? (Во всех названиях есть звук «С»; второй признак: - это птицы)
  • По какому признаку одну картинку можно выделить? (2 варианта: Свиристель – 2 звука «С» в этом слове; скворец – птица перелетная, остальные - зимующие)
  • Подставить картинку «синицы». По какому признаку можно объединить эти картинки? (Птицы) (Рисунок 1)

  • по какому признаку картинка «синица» – «лишняя»? (Звук «С'»)
  • картинки: ДРОЗДЫ, ЗЯБЛИК. Назвать картинки. (При затруднении: предложить детям открыть учебники на стр. 76)
  • Назвать по одному согласному звуку из названий каждой из картинок, которые обозначаются одной буквой. (Звуки «З», «З'»), их характеристика, демонстрация буквы.
  • ПОПОЛЗЕНЬ – аналогичная работа.

  • С какими звуками работаем сегодня?

4. Диф-я в слогах (мяч, звуки «С» – «З»)

  • ОС – ОЗ; УЗ – УС,…..
  • СА – ЗА; ЗО - СО ….
  • СО – ОЗ, ЫЗ - СЫ… .

5. Диф-я в словах (Звуковая мозаика; у каждого ребенка – квадрат, размером 5 клеточек на 5 клеточек и конвертикс набором синих и зеленых квадратиков). Инструкция: услышав звук «С'» или «З'» – в клеточку положить квадратик зеленого цвета; услышав в слове звук «С» или «З» – синего.

сорока скворец синица соловей аист
ласточка секретарь галка зяблик альбатрос
зебра дятел зима журавль зимующие
дрозд поползень воробей осень слон
заботиться насыпать зернышки снегирь сова

Сравните с ковриком-образцом. (Рисунок 1)

6. Дифференциация звуков в предложениях. «Полубуковки»

Прочитайте предложение по верхним частям букв. (Рисунок 1)

Сова, синица, поползень – зимующие птицы.

Прочитайте предложение по нижним частям букв. (Рисунок 1)

Ласточка, скворец, зяблик – перелетные птицы.

Прочитайте «зашифрованные» предложения. (Каждое слово записано в различных геометрических фигурах). (Рисунок 1)

Люди заботятся о зимующих птицах. Они насыпают в кормушки зернышки, семечки.

7. Графический диктант. Использовать синий, зеленый, простой карандаши. (Если в слове слышен звук «С» («З»), записываем соответствующую букву синим карандашом, если мягкие звуки – зеленым карандашом; если соответствующих звуков нет – ставим простым карандашом «-».

  • Сова, синица, поползень – зимующие птицы.
  • Ласточка, скворец, зяблик – перелетные птицы.
  • Люди заботятся о зимующих птицах.
  • Они насыпают в кормушки зернышки, семечки.

8. Проверка работы. У нас получился рассказ. Как его можно назвать? (Дикие птицы, …. ).

9. Итог занятия.

Логопедическое занятие в 3-м классе. Тема: Дифференциация слов и слогов.

(Используется учебник Н.Ф. Виноградовой, Г.С. Калиновой «Окружающий мир», Москва, «Вента-Граф», 2008 г.)

Цели:

  • Образовательные: повторить, что слог – часть слова, не заключающая в себе смысла слова; повторить правило о слогообразующей роли гласных звуков; закрепить знания детей по лексической теме «Птицы».
  • Логопедические: развитие фонематических процессов через определение количества и порядка слогов в слове, преобразование данных слов в слова с одинаковым и разным количеством слогов.
  • Воспитательные: аккуратное обращение с раздаточным материалом.

Оборудование: мяч, демонстрационные картинки: синица, сова, сорока, страус, глухарь, тетерев, сова, сорока, ворона, дятел, воробей, ласточка, лебедь, иволга; раздаточный материал: наборы предметных картинок с изображением птиц, название которых состоит из одного, двух, трех слогов; учебник.

Ход занятия

1. Оргмомент. Улыбнитесь друг другу.

2. Подведение к теме занятия.

(первые слоги слов у детей – в конвертах).

Чтение слов (слогов) по цепочке:

Вопросы детям:

  • Что записано на доске слева? (Слова) – прикрепить «Слова».
  • Почему это – слова? (Слово имеет какое-то значение, а слог – не имеет)
  • Что записано на доске справа? (Слоги) – прикрепить слово «Слоги».
  • Почему это – слоги? (Записи смысла не имеют)
  • Что такое слог? (Слог – это часть слова)
  • Какой звук: гласный или согласный обязательно должен присутствовать в слоге? (Обязательно, гласный)

3. Определите тему занятия («Слова и слоги»).

Как из слогов получить слова? (Добавить к слогу еще слог или слоги).

4. Практическая работа: «Добавь подходящий по смыслу слог» – каждый ребенок прикрепляет карточку со слогом на доску, чтобы получилось слово.

Что получилось из слогов? (Слова). Правильно ли теперь записана тема занятия?

(Нет, потому что под названием «Слоги» теперь написаны слова. (Переносим «слово» на свободное место.)

По какому признаку можно объединить эти слова? (Это птицы)

5. Напишите слоги названий птиц под табличкой «Слоги» (При затруднении использовать учебник, стр. 73).

6. Практическая работа со слогами. (У каждого ученика конверт с набором слогов слов – названий указанных птиц). (При затруднении использовать учебник, стр. 73.)

  • Составление слов из слогов индивидуального наборного полотна по лексической теме «Птицы». (Синица, сова, сорока, страус, ласточка, лебедь, грач)
  • Соответствующие картинки на панно. (Рисунок 2)

  • назвать картинки, в названиях которых 1 слог. (грач)
  • назвать картинки, в названиях которых 2 слога. (Сова, лебедь, страус)
  • назвать картинки, в названиях которых 3 слога. (Синица, сорока, ласточка)
  • Расставить картинки в соответствии со схемами: (Рисунок 3)

  • На сколько групп мы поделили картинки птиц? (На 3)
  • По какому признаку поделили? (По количеству слогов)

7. Работа по лексической теме «Птицы».

  • По какому признаку можно объединить эти картинки? (Это птицы)
  • Почему это птицы? (Тело покрыто перьями….)
  • На какие группы можно поделить птиц? (Осёдлые, кочующие и перелетные) → название группировки на доску

  • Какие птицы называются оседлыми? (круглый год живут в родном краю) – стр. 71.
  • Назовите оседлых птиц. (глухарь, тетерев, сова) – стр. 72.
  • Какие птицы называются кочующими? (кочуют в поисках пищи) – стр. 72.
  • Назовите кочующих птиц. (синица, сорока, ворона, дятел, воробей) – стр. 72 - 73
  • Какие птицы называются перелетными? (улетают на зиму в теплые края, весной возвращаются на родину) – стр. 72.
  • Назовите перелетных птиц. (ласточка, лебедь, иволга) – стр. 73 (Рисунок 4)

  • На сколько групп мы поделили птиц ? (Опять, на три группы)
  • По какому признаку мы поделили в этом случае? (По месту обитания)

8. Физминутка. «Птицы». Перелетные – «летают» быстро; оседлые – «сидят на корточках»; кочующие – ходят медленно. Выполняют соответствующие движения по команде.

9. Работа с раздаточным материалом. Сгруппировать предметные картинки по количеству слогов в названии. У каждого ученика набор предметных картинок с изображением птиц, которые он располагает в три колонки.

10. «Кто самый внимательный?» Работа с предложениями, слова каждого предложения – на карточках – пазлах одного цвета. Ученики работают парами. Прочитайте предложения, собрав слоги в слова. (Рисунок 5)

Страус – птица заморская. Страус живет в жарких странах. Эта птица бегает быстро.

  • Что вы собрали из слогов? (Предложения)
  • Объединены ли эти предложения по смыслу?
  • Что у нас получилось? (Рассказ)
  • Придумайте название нашему рассказу.

11. Работа в тетрадях. Записать рассказ.

12. Анализ выполненной работы.

13. Итог занятия.

Приложение.