Разработка урока по музыкальному инструменту (фортепиано)

Разделы: Музыка


Дисциплина: «Музыкальный инструмент».

Продолжительность: 45 минут.

Форма урока: урок-игра.

Цели урока:

  • Обучающая: обобщить, закрепить и расширить теоретические знания и умения студентов по музыкальной грамоте, полученные на индивидуальных уроках фортепиано;
  • Развивающая: развивать коллективное мышление, зрительное и слуховое представление;
  • Воспитывающая: формировать у студентов эстетическое отношение к музыке.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Методика проведения урока: Урок проводится в форме игры «Брейн-ринг», состоящей из трех раундов. Время для выполнения – произвольное. О выполнении задания команда подает сигнал звоночком (у каждой команды на столе звоночек). В первом раунде участвуют четыре команды. Из следующих раундов выбывает команда, набравшая меньшее количество баллов. До финала доходят две команды, которые борются за право стать победителем. В игре принимают участие все студенты первого курса.

Оборудование: фортепиано, мультимедийный проектор, компьютер.

Наглядные пособия: ноты детских песен, карточки, презентация.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Игра «Брейн-ринг»:
    • инструктаж учителя
    • организация и проведение
  3. Итог урока.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Тема нашего занятия: «Освоение музыкальной грамоты на уроках фортепиано». Сегодня мы постараемся обобщить и расширить теоретические знания и умения по музыкальной грамоте, которые у вас сформировались в процессе обучения игре на музыкальном инструменте.

2. Урок пройдет в форме игры «Брейн-ринг». Вам нужно сформировать 4 команды. Игра будет состоять из 3-х раундов-заданий (задания для команд одинаковые). Время для выполнения – произвольное. О выполнении задания команда подает сигнал звоночком (у каждой команды на столе звоночек). После каждого раунда выбывает команда, набравшая меньшее количество баллов. В конце каждого раунда подводятся итоги, учитывая скорость и правильность выполнения заданий. В финал выходят две команды.

II. Игра «Брейн-ринг»

I раунд

Для того чтобы правильно читать и писать, нужно знать слова, их смысл и грамматику, т.е. законы языка. Для того чтобы научиться играть на любом музыкальном инструменте или петь, нужно знать музыкальную грамоту, которую мы с вами изучали на индивидуальных уроках. Знакомство с фортепиано начиналось с того, что мы говорили об устройстве этого инструмента и его рождении.

Из этого вытекает вопрос 1-го раунда: «Когда же появилось фортепиано? Был ли предшественник у этого инструмента?»

(Предшественниками фортепиано являются клавикорд (15-18 вв.) и клавесин (16-18 вв.) К 19 веку сложились два вида фортепиано: с корпусом, устроенном горизонтально, – рояль и с вертикальным корпусом – пианино)

Знакомясь с клавиатурой фортепиано, мы узнали, что она состоит из семи с половиной октав. А что же такое октава? (Октава – это расстояние между ближайшими одинаковыми по названию клавишами)

Каждая октава имеет свое название. Все октавы на фортепиано расположены в определенном порядке. Я нарушу этот порядок, а вам нужно будет исправить ошибку:

  • субконтроктава неполная
  • контроктава
  • малая октава
  • большая октава
  • первая октава
  • вторая октава
  • третья октава
  • четвертая
  • пятая неполная

(Субконтроктава неполная, контроктава, большая октава, малая октава, первая октава, вторая октава, третья октава, четвертая, пятая неполная)

Мы знаем, что любая мелодия складывается из отдельных звуков. Каждый из них имеет своё название. Назовите, пожалуйста, основные ступени звукоряда вверх и вниз через одну ступень от «ФА» и от «СИ».

(От «ФА»: фа – ля – до – ми – соль – си – ре – фа и от «СИ»: си – ре – фа – ля – до – ми – соль – си)

Мы с вами учились писать и читать ноты не только в скрипичном ключе, но и в басовом. Напомните, пожалуйста, что обозначают скрипичный и басовый ключи?

(Скрипичный ключ называют ключом «СОЛЬ», он показывает ноту «СОЛЬ» первой октавы на второй линейке, басовый ключ называют ключом «ФА», он показывает ноту «ФА» малой октавы на 4-й линейке).

Вы знаете, что ноты пишутся на линейках, между линейками, на добавочных линейках и т. д. В этом задании назовите все ноты и октавы:

(Ре второй октавы, си малой октавы, фа первой октавы, си малой октавы, фа первой октавы, ля малой октавы, си первой октавы, фа малой октавы, ми малой октавы, соль первой октавы, ля малой октавы, ре первой октавы)

Теперь поговорим о длительностях нот. Что же такое длительность? (Длительность – это время продолжительности звучания звука)

Назовите, пожалуйста, длительности нот:

А сейчас мы немножко приблизимся к математике. Ответьте, какой одной длительности равны: 2 половинные (целой), 4 восьмых (половинной), 4 четверти (целой), 8 шестнадцатых (половинной), 4 тридцать вторых (восьмой), 8 восьмых (целой)?

Ещё один вопрос на смекалку: «Назовите, пожалуйста, две одинаковые длительности, сумма которых равна одной шестнадцатой (2/32), одной восьмой (2/16), одной целой (две половинные), четырем четвертям (две половинные), восьми шестнадцатым (две четвертные), восьми восьмым (две половинные)?»

Напомните, пожалуйста, что делает точка, поставленная справа от ноты? (Точка, поставленная справа от ноты, увеличивает её длительность на половину).

Попробуйте ответить на такой вопрос: «Какому нотному знаку с точкой равны: 12 шестнадцатых (половинной с точкой), 6 восьмых (половинной с точкой), 6 шестнадцатых (четвертной с точкой), 3 четвертных (половинной с точкой), 3 шестнадцатых (восьмой с точкой), 12 тридцать вторых (четвертной с точкой)?»

Все помнят, что паузы имеют такое же название, как и длительности нот. А что же такое пауза? (Пауза – это перерыв в звучании, знак молчания)

Вы видите нотные знаки. Замените, пожалуйста, их паузами соответствующей длительности:

Закончился первый раунд. Команда, набравшая меньшее количество баллов, покидает игру.

II раунд

Изучая знаки альтерации, мы говорили, что они могут быть ключевыми и случайными. Назовите знаки альтерации и скажите, как они изменяют звук? (Диез повышает, а бемоль понижает звук на полутон, бекар отменяет действие диеза или бемоля. Дубль-диез повышает, а дубль-бемоль понижает звук на 1 тон)

Мы знаем, что полутон это самое маленькое расстояние между двумя звуками. Определите, пожалуйста, сколько полутонов и целых тонов в октаве? (6 тонов, 12 полутонов)

Следующий вопрос из этой же темы: «Какие из основных ступеней звукоряда находятся друг от друга в соотношении полутона?» (ми–фа, си–до)

А в этом задании, вам нужно звуки понизить на полутон и назвать что получится: ми-диез (ми), ля-бемоль (соль), ми-бемоль (ре), ре-диез (ре), до-диез (до), фа (ми), соль-диез (соль), ре-бемоль (до), до (си), си-диез (си), фа-бемоль (ми-бемоль).

Посчитайте, пожалуйста, сколько тонов и полутонов помещается между следующими звуками: ре – фа (1,5 тона), ми – соль-диез (2 тона), си-диез – фа (2,5 тона), ре – ми-диез (1,5 тона), ре-бемоль – фа-бемоль (1,5 тона), соль-бемоль – ля-диез (2 тона).

Иногда студенты затрудняются быстро назвать знаки, которые стоят около ключа, если их много. Кто знает правила последовательности появления диезов и бемолей, тому не составит труда быстро назвать ключевые знаки.

(Диезы: фа, до, соль, ре, ля. Бемоли: си, ми, ля, ре, соль, до)

В нотной записи музыкальное произведение делится на равные части. Как в музыке называются эти равные части? (тактами)

Чем отделяется один такт от другого? (Один такт отделяется от другого тактовой чертой)

Каждый такт имеет равное количество долей, на это указывают цифры, поставленные после ключа. Эти цифры указывают размер такта. В следующих нотных примерах нужно будет определить размер и поделить на такты мелодию. Приложение 1

Подошел к концу второй раунд. И вновь, команда, набравшая меньшее количество баллов, покидает игру. Объявляется третий раунд.

III раунд

Исполняя музыкальное произведение, мы пользуемся динамическими оттенками, которые расставлены в нотном тексте. Они изменяют громкость звучания и служат для выразительного исполнения произведения.

А сейчас, расположите предложенные вам знаки динамики в порядке убывания силы звучания:

pp - mf, - p, - ff, - mp, - f

(pp - p – mp - mf - ff)

Напомню, что темп это скорость исполнения музыки. Темп связан с характером произведения и указывается в начале произведения с левой стороны. Обычно темп пишется на итальянском языке. Мы с вами выписывали три группы темпа: быстрый, умеренный, медленный.

Вам нужно назвать один из перечисленных терминов, не соответствующий этим группам:

Allegro – Lento – Vivace – Presto
Largo – Lento – Andantino – Adagio
Andante – Vivo – Sostenuto – Largetto

(Allegro – Lento – Vivace – Presto (Lento)
Largo – Lento – Andantino – Adagio (Andantino)
Andante – Vivo – Sostenuto – Largetto (Vivo)

Все знают, что песня разучивается по фразам. В следующих песнях нужно определить начало и конец каждой фразы. Конец фразы отметить знаком цезуры. Приложение 2

Музыкальное произведение, как вы знаете, исполняется различными штрихами (LEGATO, STACCATO, NON LEGATO), конечно же, это зависит от характера этого произведения и образа, который хотел нам донести композитор.

Сейчас я вам исполню очень простые детские пьески, а вам на слух нужно будет определить, какими штрихами они написаны. Если команда даст точное название исполненному произведению (или близкое), то получит дополнительный балл. (Звучит «Ежик» Кабалевского – STACCATO и «Обидели» Степаненко – LEGATO.) Приложение 3

Закончился 3-й раунд.

III. Итог урока.

Команда, победившая в игре, получает отметку «5» по музыкальному инструменту. Команда, дошедшая до финала, но потерпевшая поражение – «4». Оставшимся командам рекомендуется в самый короткий срок наверстать пробелы в своих знаниях по теоретическим вопросам музыкальной грамоты.

Список литературы:

  1. Барсукова С.А. Азбука игры на фортепиано. – Ростов-на Дону. «Феникс», 2003.
  2. Школа самоучитель игры на фортепиано. Катанский В.М. – М., 2003.
  3. Музыкальная грамота. Барабошкина А., Боголюбова Н.Л. – М., «Музыка», 1981.
  4. Нотная азбука. Кончаловская Н. «Малыш», – М., 1978.
  5. Букварь музыкальной грамоты. Печковская М. – М., 1996.
  6. От примы до октавы. Андреева М. – М., 1973.
  7. Н.В. Способин Элементарная теория музыки, «Музыка», – М., 1973.
  8. Г. Фридкин Практическое руководство по музыкальной грамоте, «Музыка», – М., 1982.