Урок-демонстрация: "Музыкальная живопись сказок и былин". 5-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 5


Цель: Искусство живописи показать в музыкальном единстве.

Задачи:

  1. Научить видеть эмоционально-музыкальную сторону живописи.
  2. Развить способность чувствовать и проникать в мир искусства.
  3. Воспитать эстетический вкус.
  • Необходимые материалы:
  • учебник «Музыка» 5 класс В.В. Алеев;
  • произведения для прослушивания Мусоргский «Баба Яга»;
  • Бородин «Богатырская симфония №2»;
  • фортепиано;
  • портреты композиторов.

Методы: анализ, сравнение, наглядно-слуховой, поисковый, беседа.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы урока.

Здравствуйте, ребята. Сегодня урок будет необычным, мы побываем с вами, как говорил Мусоргский в галереи «Картинок с выставки» , и так как у нас урок музыки, то мы рассмотрим произведения живописи как музыкальное и тема нашего урока «Музыкальная живопись сказок и былин»

Основная часть:

II. Раскрытие темы урока. Слушание музыки.

Первым помощником будет учебник. Какие «Картинки с выставки» представлены в учебнике?

– Баба-Яга, Гном, Богатырские ворота.

– Если бы вы были композитором, к какой картине вы бы написали музыку? Почему?

– Баба-Яга, очень известный персонаж, знаем её образ, характер, что не мало важно для создания музыкального образа. Послушайте внимательно это произведение и скажите, что в нём необычно.

– Ясно слышен полёт Бабы-Яги, если вслушаться в звуки дикого леса, то услышишь зов совы, шорохи леса.

Итак, вы согласны, что есть вещи, которые не нарисуешь, и без портрета образ в музыке не создашь – в этом и заключается основная сила искусства.

Сегодня на уроке мы с вами распоёмся на русской народной песни «Ах ты, степь широкая» (в учебнике). Во время исполнения вы подумайте, кому эта песня близка по духу, по характеру?

– Человеку, который вырос в деревне, среди простора и свободы, с открытой душой.

– А может ли такой человек быть патриотом, защитником своего народа? – Да.

– Кто раньше на Руси был самым сильным воином? – Богатырь.

– Теперь посмотрите на картину «Богатыри» Васнецова. Подумайте, подходит ли наша русская народная песня к внутреннему состоянию богатырей на этой картине? – Да.

– А теперь попробуйте словесно описать внутреннее состояние картины, найти то, что может изобразить композитор в музыке? (рассуждения детей).

Учитель зачитывает краткое описание картины:

«Широко, раздольно простёрлось русское поле. Бескрайние, неодолимые степи. Гудит вольный ветер. Высоко в небе неспешно и гордо плывут облака. Орлы сторожат курганы. Всё вокруг настороженно, будто чувствуя приближение храбрых воинов. Суров богатырь Илья Муромец. Глядит далеко и Добрыня Никитич. Грозная сила притаилась и во взгляде Алёши Поповича. И в молчаливом ожидании стоит храбрая и отважная дружина. «Ни одна, даже крылатая тварь не прорвётся», – думают они».

А сейчас я исполню вам тему из симфонии, а назвать попробуете вы, но для этого выберите нужную картину. (Учитель исполняет главную тему из «Богатырской» симфонии Бородина, дети быстро узнают картину «Богатырские ворота»)

– Почему вы так быстро узнали картину «Богатырские ворота»?

– Музыка подсказывает: октавное звучание мелодии, оно подчёркивает силу, уверенность, низкий регистр, грозный, величественный характер и т.д.

– А как вы назовёте главную тему из симфонии Бородина?

– Богатырская.

– А какой смысл заключается в картине «Илья Муромец и Соловей-разбойник»? Посмотрите, какое действие показано?

– Сцена столкновения персонажей, смысл которого заключается в победе Ильи Муромца над Соловьём-разбойником. Победа, как и во всех сказках добра над злом, где торжествует порядок и справедливость.

Картину можно рассмотреть и в движение, и в действии, в котором и заключается её суть, смысл.

Такая способность видеть и проникать в мир искусства позволяет глубже рассмотреть суть самой картины и других предметов искусства.

III. Повторение песенного репертуара.

Пение в характере, с чувством расставания и восхищения красотой своей малой Родины, где прошло золотое детство.

Г.А. Струве «Далеко ли, близко ли».

Далеко ли, близко ли, близко ли, далёко
Есть страна волшебная, звёздная страна.
За Тарусой древней, за Окой широкой
Красотой чудесною манит нас она.

На полях там золото, без конца и края
Там переливается в небе бирюза
Лес из малахита, речку обнимает
И рисует радугу летняя гроза.

Солнце там рассыпало все на свете краски
Звёзды бесконечные светят сквозь года
Там промчалось детство, радостная сказка
Та, что не забудется сердцем никогда.

IV. Домашнее задание.

Изобразить в красках красоту песни «Далеко ли, близко ли», создать своё представление картины.

V. Подведение итогов и выставление оценок.

Все выводы дети записывают в тетрадь.

Приложение.