Организация дистанционного обучения экономике на основе Экономической интернет-школы

Разделы: Экономика


Современные условия поступления российских школьников в высшие учебные заведения, возможность участия в предметных олимпиадах (как с целью с целью зачисления в ведущие вузы страны по результатам олимпиад, так и более глубокого изучения предмета) ставят учеников школ перед необходимостью более раннего выбора профиля обучения. Это выдвигает перед отечественным образованием – общим и дополнительным – задачу более качественной подготовки учащихся по интересующим их предметам. В последние годы в группе таких предметов в Вологодской области по-прежнему продолжает оставаться экономика. Это подтверждается высоким показателем приема студентов на экономические специальности высших учебных заведений региона. Так, величина его в 2010 году составила 31,5 % от общей численности поступивших на обучение в вузы студентов [1]. Вместе с этим преподавание экономики на профильном уровне ведется лишь в небольшом количестве средних образовательных учреждений региона (в первую очередь, в МОУ «Лицей № 32» г. Вологды, МОУ «СОШ № 11» г. Череповца, МОУ «СОШ № 17» г. Череповца).

Заполнить пробел в экономическом образовании вологодских школьников сделал попытку Институт социально-экономического развития территорий РАН (далее ИСЭРТ РАН), на базе которого c 2003 года функционирует Научно-образовательный центр экономики и информационных технологий (далее НОЦ).

НОЦ – это инновационная структура, представляющая собой многоступенчатую систему (школа – вуз – аспирантура) подготовки и переподготовки специалистов высшей квалификации для науки, хозяйствующих субъектов и органов власти Вологодской области. НОЦ включает подсистемы дополнительного школьного образования (осуществляет взаимодействие в рамках экономического факультатива по экономике со школами г. Вологды и районов Вологодской области), высшего образования (сотрудничает в рамках Дискуссионного клуба и экономического лектория с вузами г. Вологды), послевузовского образования (занимается подготовкой кадров в рамках аспирантуры и докторантуры ИСЭРТ РАН).

Эффективность деятельности НОЦ проявляется в поступлении более 40% выпускников школьной подсистемы НОЦ на экономические специальности вузов г. Вологды, г. Москвы и г. Санкт-Петербурга, 3% выпускников вузовской подсистемы НОЦ – на экономические специальности аспирантуры ИСЭРТ РАН.

Одним из направлений инновационного развития Научно-образовательного центра экономики и информационных технологий является функционирование в подсистеме школьного образования НОЦ с 2010-2011 уч. года Экономической Интернет-школы. Она предоставляет возможность учащимся под контролем методиста НОЦ дистанционно изучить основы экономической теории, закрепить полученные знания на основе практических заданий, упражнений, контрольных работ.

Задачами Интернет-школы являются:

  • формирование у учащихся умения решать нестандартные и творческие задачи, требующие профильного изучения экономики;
  • подготовка учащихся к экономическому блоку вопросов ЕГЭ по обществознанию;
  • создание условий для самореализации школьников;
  • способствование развитию у учащихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности.

Образовательный процесс в Экономической Интернет-школе НОЦ ИСЭРТ РАН построен на принципах классического дистанционного обучения: с помощью Интернет-ресурсов, размещенных по адресу http://e-learning.vscc.ac.ru, преподаватель организует обучение по экономике, ученик прорабатывает предложенный материал в удобное для него время.

Экономическая Интернет-школа НОЦ ИСЭРТ РАН была создана на основе курсов дистанционного обучения экономике учащихся 10 – 11 классов городов Сокола, Грязовца и села Устье-Кубенское Вологодской области, которые работали в НОЦ в 2008/2009 – 2009/2010 учебном годах. За этот период были определены направления работы со школьниками, выработан механизм взаимодействия с учащимися (рис. 1), апробирована в условиях НОЦ система «Moodle», с помощью которой организован образовательный процесс.

схема1

Рис. 1. Механизм взаимодействия с учащимися

Как показано на рисунке 1 участниками образовательного процесса в Экономической Интернет-школе НОЦ ИСЭРТ РАН являются:

  • учащиеся;
  • кураторы учащихся;
  • методист НОЦ ИСЭРТ РАН по дистанционному обучению.

Учащимися Экономической Интернет-школы НОЦ ИСЭРТ РАН являются школьники 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений. Они зачисляются в Экономическую Интернет-школу без вступительных экзаменов и имеют право:

  • в удобное для себя время изучать теоретический материал, решать тесты и контрольные задания;
  • в определенные положение сроки получать результаты выполненных заданий.

В свою очередь основными обязанностями их являются своевременное выполнение практических заданий, а также посещение занятии по изучению учебных курсов, организуемых куратором.

Кураторами учащихся Экономической Интернет-школы НОЦ ИСЭРТ РАН являются школьные преподаватели. Они назначаются руководством образовательных учреждений и имеют право:

  • подать заявку для зачисления учащихся в Экономическую Интернет-школу НОЦ ИСЭРТ РАН;
  • своевременно получать информацию об успеваемости учащихся, а также конкурсах и олимпиадах по экономике, проводимых как в НОЦ ИСЭРТ РАН, так и за его пределами.

В обязанности куратора входит:

  • контроль успеваемости и посещаемости учащихся на сайте Экономической Интернет-школы НОЦ ИСЭРТ РАН;
  • организация занятий по изучению учебных курсов с целью организации своевременной сдачи контрольных работ учащимися, а также повышения их успеваемости;
  • организация участия учащихся Экономической Интернет-школы НОЦ ИСЭРТ РАН в конкурсах и олимпиадах.

Образовательный процесс в Экономической Интернет-школе НОЦ ИСЭРТ РАН организует методист по дистанционному обучению. Он имеет право на получение в установленные сроки выполненных учащимися контрольных заданий для своевременной их проверки.

Основные обязанности методиста:

  • готовит и размещает на сайте учебные материалы, информацию о конкурсах и олимпиадах;
  • осуществляет проверку контрольных работ учащихся;
  • формирует текущий и итоговый рейтинг успеваемости учащихся каждого класса;
  • информирует кураторов о результатах рейтинговой оценки учащихся;
  • готовит сертификаты об обучении учащихся в Экономической Интернет-школе НОЦ ИСЭРТ РАН;
  • осуществляет всестороннюю помощь учащимся и их кураторам посредством электронной почты и форума.

Обучение в Экономической Интернет-школе НОЦ ИСЭРТ РАН осуществляется ежегодно с 1 сентября по 31 мая на основе четырех учебных курсов:

  • Экономика 8 класс;
  • Экономика 9 класс;
  • Экономика 10 класс;
  • Экономика 11 класс.

Их содержание определяется стандартами профильного школьного экономического образования (8 – 9 классы – предпрофильный уровень, 10 – 11 классы – профильный уровень).

Так, в период с сентября по апрель в каждый 1-ый день месяца на сайте Интернет-школы размещаются теоретический материал и контрольные задания по экономике для каждого класса. На их изучение и решение учащимся дается месяц. За выполнение каждого задания школьникам начисляются баллы. Оценка ответов на вопросы к лекциям и тестов осуществляется автоматически, становится известна учащимся сразу после их прохождения. Проверка практических заданий и контрольных работ проводится методистом НОЦ ИСЭРТ РАН до 15 числа следующего месяца. В этот же период на сайте Экономической Интернет-школы НОЦ ИСЭРТ РАН размещаются полные решения проверочных и контрольных работ, а также результаты их выполнения учащимися. После изучения каждой темы формируется рейтинг успеваемости учащихся каждого класса. Он высылается кураторам школьников в образовательные учреждения.

В начале мая на сайте Экономической Интернет-школы НОЦ ИСЭРТ РАН размещаются итоговые тест и контрольная работа. Срок их выполнения и сдачи – 15 мая. В период с 15 по 31 мая методистом НОЦ ИСЭРТ РАН проводится проверка контрольных заданий, а также подводится итоговый рейтинг успеваемости каждого класса. Результаты обучения учащихся в Экономической Интернет-школе НОЦ ИСЭРТ РАН в срок до 31 мая публикуются на сайте и высылаются кураторам.

По окончании каждого класса Экономической Интернет-школы НОЦ ИСЭРТ РАН на основании итогового рейтинга успеваемости проводится награждение лучших учащихся, и выдаются сертификаты школьникам, набравшим не менее 50% баллов от максимального количества.

В рамках обучения в Экономической Интернет-школе также осуществляется подготовка и организация участия учащихся в конкурсах, конференциях и олимпиадах разного уровня.

Для эффективного усвоения учебного материала каждый учебный курс Экономической Интернет-школы НОЦ ИСЭРТ РАН оснащен следующими ресурсами (рис. 2) [3]:

  • пояснительной запиской, информирующей об особенностях работы Школы, сроках изучения тем курса;
  • положением об Экономической Интернет-школе НОЦ ИСЭРТ РАН;
  • новостным форумом, на котором размещается информация о конкурсах и олимпиадах, объявления;
  • словарем экономических терминов и понятий;
  • форумом «Вопросы учителю», на котором осуществляется общение методиста НОЦ с учениками по возникающим у них вопросам;
  • инструкцией по вставке рисунков в контрольные работы и задания;
  • программой, на основе которой создан учебный курс;
  • учебными модулями (в каждом курсе их 8), в которых размещаются лекции, презентации, примеры решения задач, тесты, задания контрольных работ, список использованных источников;
  • дополнительным модулем, включающим в себя ссылки на сайты с полезной информацией, итоговым тестом и итоговой контрольной работой.
схема2

Рис. 2. Структура учебных курсов

Учебные курсы Экономической Интернет-школы НОЦ ИСЭРТ РАН соответствуют требованиям качественного электронного курса, предложенным Е.И. Медведевой и С.В. Крошилиным. Они имеют следующие обязательные компоненты (табл. 1):

  • руководство по пользованию курсом;
  • календарный план обучения;
  • учебное пособие (учебные материалы);
  • тесты и задания для самопроверки;
  • презентации;
  • список обязательных и дополнительных источников;
  • вопросы или планы для форумов и чата;
  • приемлемый дизайн и дружественный интерфейс [4].

Таблица 1

Наличие обязательных компонентов электронных курсов Экономической Интернет-школы НОЦ ИСЭРТ РАН и Интернет-школы Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» [2, 3]

Компонент курса

Экономическая Интернет-школа НОЦ ИСЭРТ РАН

Экономико-менеджериальная Интернет-школа ВШЭ

Руководство по пользованию курсом

+

+

Календарный план обучения

+

Учебное пособие

+ (учебные материалы)

+ (учебные материалы)

Тесты и задания для самопроверки

+

+

Презентации

+

Список обязательных и дополнительных источников

+

+

Вопросы или планы для форумов и чата

+ (вопросы)

+ (вопросы)

Приемлемый дизайн и дружественный интерфейс

+

+

С помощью дистанционных курсов в 2010/2011 уч. году в Экономической Интернет-школе НОЦ ИСЭРТ РАН успешно обучались экономике 72 ученика. Набор учащихся на 2011/2012 уч. год составил 95 школьников (табл. 2). Значительная доля из них (36%) – учащиеся из образовательных учреждений Республики Беларусь.

Таблица 2

Численность учащихся Экономической Интернет-школы НОЦ ИСЭРТ РАН на начало 2010/2011 – 2011/2012 уч. года, человек [3]

Территория

2010/2011 уч. год

2011/2012 уч. год

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

Вологодская область

11

7

26

8

29

9

12

12

Ростовская область

1

Республика Беларусь

15

5

16

11

6

Общая численность

72

95

Как результат функционирования Экономической Интернет-школы, ее ученики показывают высокие учебные результаты, являются победителями и лауреатами конкурсов и олимпиад, проводимых в НОЦ в 2010-2011 учебном году. Так, по итогам Открытой Олимпиады по экономике НОЦ ИСЭРТ РАН учащаяся 8 класса МОУ «СОШ № 31» г. Череповца Резникова Александра стала победителем, заняв 3 место. А по результатам конкурса эссе 2011 г. за работу «Если бы я была президентом» учащаяся 8 класса Экономической Интернет-школы Непочелович Полина, обучающаяся в ГОУ «Гимназия № 1 г. Старые Дороги» стала лауреатом, заняв 5 место.

Таким образом, изложенный выше подход к организации Интернет-обучения экономике основывался на собственном двухлетнем опыте дистанционного образования в НОЦ, изучении литературы по данной теме и на основе анализа функционирования экономико-менеджериальной Интернет-школы Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Она позволяет:

  • во-первых, предоставить возможности изучения экономики для учащихся из любого населенного пункта России и стран СНГ;
  • во-вторых, создать систему поэтапной подготовки школьников по экономике (обучение рассчитано на 4 года);
  • в-третьих, внедрить в образовательный процесс механизм как итогового, так и текущего контроля обучения учащихся Экономической Интернет-школы (на основе контрольных вопросов, размещенных в лекциях);
  • в-четвертых, создать условия для обучающихся, которые способствуют совершенствованию знаний по изучаемым темам (на основе размещения на сайте списка литературы и источников по теме, решений контрольных работ).

Используемая Научно-образовательным центром ИСЭРТ РАН система подготовки школьников по экономике в рамках Экономической Интернет-школы направлена на решение проблемы недостаточности школьного экономического образования в регионе, а также имеет, на наш взгляд, универсальный характер и может быть распространена на углубленное изучение школьниками и студентами других общеобразовательных предметов.

Список литературы:

  1. Образование в Вологодской области в 2006-2010 годах / стат. сборник – Вологда, 2011 – с. 50, 66-70.
  2. Сайт Интернет-школы Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ischool.hse.ru/?destination=index
  3. Сайт Экономической Интернет-школы НОЦ ИСЭРТ РАН [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://e-learning.vscc.ac.ru
  4. Электронное образование и развитие инновационной экономики России / Е. И. Медведева, С. В. Крошилин // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2011. – № 4. – C. 58-73.