Методическая разработка цикла уроков основ безопасности жизнедеятельности по теме "Раны". 9-й класс

Разделы: ОБЖ, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Пояснительная записка

Тема раздела: «Раны».

Раздел состоит из трёх уроков:

  1. Урок № I: Теоретический. «Классификация, характеристика ран»
  2. Урок № II: Теоретический. «Правила оказания первой помощи при ранениях»
  3. Урок № III: Практический. «Первая помощь при ранениях»
    • Наложение повязок (чепец, спиральная повязка на кисть, повязка на грудную клетку при ранении лёгкого).
    • Способы остановки кровотечений (капиллярного, венозного, артериального).

Продолжительность цикла уроков – 3 x 40 минут.

Место проведения: учебный кабинет.

Предмет: «Основы безопасности жизнедеятельности».

Тема урока разработана для учащихся 9 класса.

Тип урока: изучение нового материала и формирование умений и навыков по оказанию первой доврачебной помощи.

Цель цикла уроков: По окончанию изучения темы учащиеся должны знать отличительные признаки ран, на какие факторы необходимо обращать внимание при оказании первой помощи, владеть навыками оказания первой медицинской помощи при ранениях и кровотечениях которые возможно получить в повседневной жизни.

Задачи цикла уроков:

  • Дать представление о различных видах ран, которые возможно получить в повседневной жизни;
  • Ознакомить учащихся с задачами первой помощи при ранениях;
  • Показать учащимся, на какие факторы необходимо обращать внимание при оказании первой помощи;
  • Дать учащимся общие правила оказания первой медицинской помощи при ранениях;
  • Ознакомить учащихся с перевязочными материалами;
  • Ознакомить с правилами наложения повязок.

Методические приемы:

  • практический метод;
  • видео метод, демонстрация;
  • беседа; обсуждение материала;
  • применение метода семинара.

Знания, умения, навыки, которые приобретут учащиеся в ходе урока:

  1. Учащиеся должны знать:
    • отличительные признаки ран и их характеристики, которые возможно получить в повседневной жизни;
    • знать виды перевязочных материалов;
    • задачи первой помощи;
    • какими травами можно пользоваться в чрезвычайных ситуациях для оказания первой помощи.
  2. Учащиеся должны уметь:
    • определять необходимый перевязочный материал для оказания первой помощи;
    • определять вид кровотечения по признакам, правильно останавливать кровотечение.
  3. Учащиеся должны владеть навыками:
    • оказания первой медицинской помощи при ранениях и кровотечениях.

Оборудования занятия:

  1. Техническое обеспечение:
    • Видео ролик «Правила оказания первой помощи в войсках «САС».
    • Персональный компьютер (ПК), с колонками;
    • Мультимедийный проектор;
  2. Программное обеспечение: Microsoft Power Point, Word.
  3. Индивидуальная план – карта для каждого ученика.
  4. Школьная доска с «немой» таблицей «Классификация ран».
  5. Оборудование для практической работы:
    • бинт шириной 5 – 7 сантиметров;
    • медицинские косынки;
    • деревянные палочки;
    • листы бумаги;
    • кровоостанавливающие жгуты.

Мотивация учащихся:

  • в процессе обучения ученик при помощи своей группы и учителя достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности;
  • яркая и образная подача нового теоретического и практического материалов позволяет заинтересовать учащихся;
  • включение в ткань урока видео ролика позволяет позитивно настроить учащихся на работу.

Список литературы:

  1. Стилвелл А. «Техника выживания в экстремальных условиях».Издательство Гранд. Москва, 2001 г.
  2. Садикова Н.Б. «1000+1 совет туристу: Школа выживания». Издательство Мн.: Современный литератор, 2000 г.
  3. Хван Т.А., Хван П.А.. Евсеев А.В. «Безопасность жизнедеятельности». ООО «Феникс», 2008 г.
  4. Павлова О.В. «Основы безопасность жизнедеятельности. Автономное существование в природных условиях. 9 класс: элективный курс». Издательство «Учитель». Волгоград, 2007 г.
  5. Завьялов В.Н. «Медико-санитарная подготовка». Издательство «Просвещения», 1988 г.
  6. Лещиков С.А. «Основы безопасность жизнедеятельности. Методическое пособие». Сыктывкар, 2010 г.
  7. Адреса в интернете:

При изучении темы «Раны» учащиеся осваивают предметные и метапредметные умения.

I. Метапредметные умения:

    • формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, полученную на уроке, обеспечение личной безопасности в повседневной жизни;
    • приобретение опыта самостоятельного поиска, отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
    • развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения;
    • формирование умений взаимодействия с окружающими в чрезвычайных ситуациях;

II. Предметные умения:

В познавательной сфере

  • Знать правила оказания первой медицинской помощи при ранениях, перевязочные средства, виды повязок.
  • Знать способы остановки кровотечений и правила наложения повязок.

В ценностно-ориентационной сфере:

  • умения предвидеть возникновение опасных ситуаций, связанных с получением ран;
  • умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать быстрые решения при оказании первой помощи.

В коммуникативной сфере:

  • умение наблюдать, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.

В трудовой сфере:

  • локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы, нарушением техники безопасности и травматизмом;
  • умения оказывать первую медицинскую помощь (способы остановки кровотечений и правила наложения повязок).

Методическая информация.

Данная разработка повышает качество учебного процесса, т.к.:

  • ориентирована на новые результаты обучения в образовательном процессе (компетенции, общеучебные умения и т.д.);
  • изменён характер взаимодействия учителя и ученика;
  • формируются новые видов учебной деятельности (поиск, оценка, отбор, информации и др.);
  • ориентирована на поисковую деятельность, умение учащихся работать с различными источниками информации и новыми нформационными технологиями;
  • ориентирована на индивидуальную, групповую, дифференцированную работу учащихся;
  • формируются межпредметные связи;
  • созданы здоровьесберегающие условия образовательной деятельности учителя и учащихся;
  • деятельность учащихся интенсифицирована.

Качество мультимедийного сопровождения:

  • оригинальность (отличительные особенности) мультимедийного сопровождения - в презентацию в ключё видео ролик;
  • создание собственного мультимедийного ресурса;
  • использующееся - Microsoft Power Pоint 2003, Windows Media Player;
  • используемые форматы - MP4, AVI, PPT;

Применение методов интерактивного обучения:

  • обеспечение всех форм работы учащихся компьютерной поддержкой: индивидуальной, групповой, фронтальной;
  • организация среды активного вовлечения учащихся в познавательный процесс средствами мультимедиа;
  • приобретение компетентности в сфере изучаемого предмета, соответствующей возрастному уровню учащихся.

Самостоятельность при изучении курса ОБЖ имеет особую важность, ведь любая чрезвычайная ситуация по-своему уникальна. Решение алгоритма о возможном варианте действий в экстремальных ситуациях, скорее всего, придётся, человеку находить самостоятельно, когда рядом не будет друзей, преподавателя и тетради с конспектами.

Ход и содержание урока (таблица)

План-карта обучающегося (Приложение 1)

Видеоприложение.