Развитие творческих навыков на уроках сольфеджио

Разделы: Музыка


Пояснительная записка

В области изучения творческого воображения очень много неясного и даже спорного. До сих пор ставиться вопрос надо ли развивать воображение, начиная уже с детского возраста или следует это делать только тогда, когда человек накопит багаж определённых музыкальных навыков и теоретических знаний для создания подлинно художественных произведений.

В наши дни есть уже целая система музыкального развития детей и юношества. Известный немецкий композитор и педагог К.Орф создал школу музыкально-творческого развития детей. Творческое общение с музыкой, пусть на первых порах самого элементарного вида, активизирует процесс познания. Орф назвал музыкально-творческие импульсы "скрытыми способностями", и настаивал на необходимости отыскания эффективных путей к каждому ребёнку. "Опыт, – говорит К.Орф убедил меня, что редко можно встретить совсем немузыкальных детей, и почти к каждому ребёнку можно найти путь, у каждого вызвать отклик и таким образом содействовать развитию скрытых  способностей.  Беспомощный педагог часто по невежеству "засыпает" живые родники, препятствует развитию талантов".
Опыт, проведённый в нашей стране профессором Н.Ветлугиной с детьми дошкольного  возраста показывает, что дети 5-6 лет способны к сочинению и очень любят импровизировать небольшие мотивы, ответные фразы на предложенные слова, заданные рисунки. Выводы, полученные из проведённых экспериментов, убеждают в возможности и необходимости весьма раннего творческого развития детей.

Опыт работы в музыкальной школе, наблюдение за успешным развитием детей подготовительных, 1-2 классов подтверждают способности к переживанию музыки, а также творческих импульсов. Стоит весьма важный вопрос в педагогике – у всех ли детей и молодёжи, обучающихся музыке следует развивать творческие задатки. Пока этот вопрос остаётся открытым. Вместе с тем, нам кажется, что на современном этапе развития музыкальной педагогики и психологии этот вопрос целесообразно ставить и решать положительно. Знакомство с современными системами музыкального воспитания, многолетние наблюдения за учащимися, а также практический опыт ряда педагогов, показали, что развитие инициативы в процессе обучения играет огромную роль. Оно способствует более эмоциональному и вместе с тем осмысленному отношению учащихся к музыке, раскрывает индивидуальные творческие возможности каждого из них, вызывает интерес у учащихся к предмету. В творческой работе ребёнок психологически раскрепощается, становится смелее при выполнении практических музыкальных заданий, учиться принимать быстрые решения, аналитически мыслить. Всё это очень важно как для детей профессионально перспективных, так и для детей со средними музыкальными данными. Творческие упражнения на уроках сольфеджио активизируют слуховое внимание, тренируют различные стороны музыкального слуха, а также развивают вкус и наблюдательность.

Методические рекомендации

Творческую работу можно начинать с 1 класса (даже с подготовительного), но лишь после того, как у детей накопится хотя бы небольшой запас музыкально-слуховых впечатлений и знаний. Основным видом творчества у детей является импровизация. Это может быть: допевание ответной фразы, импровизация на данный ритмический рисунок; варьирование небольших попевок, мелодизация данного или собственного текста, а также ритмическая, а затем и мелодическая импровизация на простейших музыкальных инструментах (барабаны, бубны, металлофоны и т.д.). Можно рекомендовать и другие упражнения: импровизация ритмического аккомпанемента к песне, к мелодии, сочинение мелодии коллективно (цепочкой), определённого жанра, характера (песня, марш, танец), импровизация на заданную тему, свободная импровизация. К творческой работе относятся также импровизация подголосков к данной мелодии, подбор аккомпанемента.

Творческие задания могут быть как классными, так и домашними. Работы обязательно проверяются и обсуждаются с участием детей в классе. Для нас важно воспитать творчески активную личность вообще, которая может проявить себя не только в области музыки, но и в других областях деятельности. Первым условием развития творчески направленных способностей должна быть целенаправленная, систематически организованная творческая деятельность. Вторым важным условием развития творчески направленных способностей мы считаем дифференциальный подход – учёт возрастных и индивидуальных различий. Творческие упражнения на уроках сольфеджио должны строится на применении простейших упражнений. Уже элементарная импровизация развивает способность воображения, создаёт на уроке атмосферу творческой увлечённости, иногда даже творческого соревнования, вызывает положительные эмоции, интерес, а эти факторы, как известно, способствуют лучшему запоминанию музыкального материала, звучащего на уроке.

Творческие задачи положительно влияют на развитие музыкального слуха, памяти, воображения, а также эмоциональной восприимчивости к музыке. Всё более очевидным становится, что на уроках специальности, и на уроках сольфеджио творческие упражнения помогают учащимся овладевать инструментом и голосом, развивать внутренний слух детей, наделяют их музыкальное мышление более глубоким образно-эмоциональным содержанием. Систематические занятия импровизацией повышают общую музыкальность учащихся, помогают им глубже понимать и лучше исполнять профессиональную музыку. Наконец, подобные занятия развивают и обогащают духовный мир ученика. Большое  значение имеет выбор темы для сочинения или импровизации. Надо начинать с простейших мелодий. Письменной импровизации должна предшествовать систематическая работа по устной импровизации. В 1 классе такими заданиями могут быть: завершение музыкальной фразы двумя-тремя звуками, досочинение ответных фраз. Лучше давать задания с текстом, так как этим повышается интерес учащихся и обличается запись метроритма. "Досочинение" недостающих звуков, тактов рекомендуется делать так: первые два-три такта дети записывают как диктант или списывают с доски, остальные досочинят самостоятельно каждый. Позже в 1 классе можно давать примеры для письменной импровизации и без текста. Мелодия должна заканчиваться на тонике. Если даётся песня с текстом, то самим ученикам нужно определить высоту, ритмическое строение будущей мелодии. Импровизировать следует начинать тогда, когда дети станут различать длительности (четверти, восьмые, половинные); будут иметь представление о диезах и бемолях. С помощью педагога проанализировать ритм ряда знакомых песен. На первых порах мелодии очень короткие, два-три слова. ("Дождь. Дождь целый день...", "Милая, милая мама", "Заинька беленький", "Белочка пушистая", "Воробышек-воробей"). Также в самом начале можно начать с коротких попевок, "музыкальных" приветствий (6 лет).

Стоит педагогу начать удачно импровизацию, и найдутся в любом классе дети, которые откликнутся охотно, живо, музыкально. Можно организовать "музыкальные разговоры", перекличку. Например: один ребёнок может вызвать другого напевая: "Оля, где ты?" – Я здесь!". Для начала всё это делает педагог и вопрос, и ответ. Затем ребята охотно и дружно втягиваются в игру-пение. Вопросы-ответы постепенно усложняются. Некоторые дети поют стишки, считалки, прибаутки. Постепенно объём текста увеличивается: " На полях, на лугах расцвели ромашки", "Едет воз, без колёс, едут, едут сани" и т. д. Более трудная задача в 1 и 2 классе – игра в вопросы и ответы без текста. Педагог поёт (или играет) музыкальную фразу, кто-то из учащихся отвечает, остальные повторяют обе фразы, сочиняют другие варианты и т. д. Удачная, выразительная, музыкальная находка – большая редкость.

Музыкальным языком дети выражают своё настроение, свой внутренний мир. Иногда музыкальные импровизации можно было использовать для целей музыкальной грамоты ( в последующих классах). Со временем детям предлагают прохлопать ритм своих импровизаций, подобрать их на инструменте. Сочинить ритмический аккомпанемент, записать в басовом ключе для левой руки. Получить первые представления о тонике дети могут через ощущения тяготения к ней, завершая на ней мелодии. Слух подскажет ученику, что чаще мелодия завершается более устойчивым, спокойным тоном. Сначала развивать чувство тоники целесообразно только на периодах. Далее происходит знакомство с  ступенью – как вопрос: "Где ты был мой баран?"; "Где кукушка ты летала, отчего не куковала?" Затем дети узнают о том, что музыкальный вопрос может звучать и на других неустойчивых ступенях, а заканчивается мелодия иногда на III, V ступени. После того, как учащиеся узнают такт, фразы, сильные, слабые доли, затакт, им предлагается импровизация письменная в размере 2\4. Затем с другими размерами, более сложными ритмами. Чем старше, тем усложняется задание. Сочиняем польку, марш, мазурку. Знакомятся дети с простой 2-х, 3-х частной формой. Если мелодия сочинена на текст удачно – рекомендуется подобрать к ней аккомпанемент.

В мелодии применяются различные приёмы: распевы, неквадратность структуры, повторение слов, секвенции и прочее. Объяснить, что обороты с последовательным движением по тетрахорду, опевание звуков принимают некоторую образную окраску, чаще всего весёлую, ласковую, лукавую. Можно сказать о тонике и что прилегающие звуки кружатся вокруг неё, любуются своим опорным тоном ( примерно также и о III, V ступенях). По мере изучения интервалов, аккордов полезно их включать в сочиняемые мелодии, находя образное объяснение тому или иному интервалу, аккорду. Например: чистая квинта – радостная, просторная и может – траурная, мужественная; чистая кварта – распевная, лирическая, волевая, грациозная; октава – широкая, раздольная, мечтательная, молодецкая, залихватская. Примеры: ("Вечер на рейде", "С чего начинается Родина?", "Засвистали, козаченьки"); секста – тёплый, весенний, светлый интервал; септима – энергичный, боевой характер. Необходимо обратить внимание учащихся на некоторые наиболее характерные трихорды: V-I-VI; II-V-III; II-V-I и другие.

Наиболее массовой и, вместе с тем наиболее наполненной сознательными действиями, творческая работа с учащимися может быть только на уроках сольфеджио. Здесь она организуется в логическую систему упражнений, непосредственно связанных с каждым разделом курса, теоретически закрепляет знания учащихся, воспитывает у них умение читать с листа и писать диктанты.

Прежде всего, нужно избегать в работе всего, что "сушит" творчество учащихся, ослабляет ведущую роль образно-эмоционального начала, то есть:

  • Сухо поданное теоретическое задание;
  • Чрезмерное усложнение теоретических заданий;
  • Неудачно подготовленный, необразный музыкальный текст.

Педагогу надо вовремя похвалить ученика за яркую находку. Объяснив, почему это интересно, организовать коллективное обсуждение результатов творчества. Чтобы занятия по импровизации были по настоящему ценными в учебном отношении, упражнения должны проводится целенаправленно, должен быть задействован нужный теоретический материал: изучаемый ритм, размеры, интервалы, ступени, аккорды, лады, знакомые музыкальные обороты (секвенции) и т.д. Например, для сочинения в размере 2\4 удачны стихи:  "Спи, мой мишка, спи, лохматый",  "Дремлет серый зайка, дремлет под кусточком",  "Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик". После знакомства с половинной длительностью, предложить стихи: "Листья, как кораблики, в воздухе кружатся. Звёзды за окошком водят хоровод". 

Для закрепления размера 3\4:  "Реченька быстрая, речка глубокая",  "Тучки небесные – вечные странники", "Падают, падают листья в нашем саду листопад". На затакт размера 3\4: " Утка плавает в водице, утке весело играть. Утка, утка – озорница, мы хотим тебя поймать",  "По камешкам, по камешкам, бежит, звенит ручей",  "Мой весёлый звонкий мяч, ты куда пустился вскачь?"

На использование ритма четверть с точкой и восьмая: "Здравствуй, гостья зима!",  "Здравствуй, здравствуй мой зелёный лес". Сочинение мелодии с текстом на различные ритмы и размеры можно предложить в сильных группах 3 и 4 класса. Например: " Ласково синеет утреннее небо, лёгкой белой дымкой облака плывут.", " Румяной зарёю покрылся восток, в селе за рекою потух огонёк".

С большим удовольствием дети сами досочинят предложенные фразы и подбирают к ним мелодии, сочиняют подголоски заданной мелодии. Стараюсь подбирать для этой работы песню (лучше народную); некоторые сочиняют несколько вариантов. В классе пропеваются лучшие находки, обсуждаются коллективно. При подборе подголоска учащиеся наглядно видят, слышат, учатся понимать характер, особенности народных песен. Такая работа помогает им лучше усваивать и понять материал, изучаемый на музыкальной литературе (тема: "Народная песня и использование её в творчестве композиторов"). Педагог должен пробовать, искать, использовать самые различные формы и методы детского сочинительства. "Фразы-загадки", "Мелодические прятки", "Музыкальные письма", сочинения разных вариантов одной и той же мелодии. Такая работа помогает учащимся лучше понять вариационную форму, с которой встречаются на уроках специальности.

При изучении ритма с шестнадцатыми нотами рекомендую тексты: " Сел комарик под кусточек, на еловый на пенёчек. Вдруг синичка прилетела и комарика тут съела". ,  "Дядя барабан вы так стучали, что перебудили целый свет. Где-то пять копеек потеряли, не на что купить себе конфет". В приведённых далее текстах применить распевы в мелодиях: 1."Выйду я на улицу, улицу широкую". "За полями, на просторе широка и глубока, разлилась как сине море многоводная река".

Удачные подголоски сочинили дети к народным песням. "Маки, маки, маковочки". "Хорошо, хорошо я у матушки жила". "В сыром бору тропина". "Ходила младёшенька по борочку". "Во кузнице".

Маршевая мелодия в размере 4\4 с применением короткого пунктирного ритма: "День стоял весёлый раннею весной, шли мы после школы, я да ты со мной. Куртки нараспашку, шапки набекрень, шли, куда попало, в первый тёплый день". Полезна полиритмия. К таким импровизациям следует обращаться неоднократно, чередуя характер заданий: "Мы идём сквозь снег и ветер".

Интересные досочинения текста получились у учащихся  Суханова Никиты, Коваленко Люсьены. Когда изучается размер 6\8, полезно закрепить его в сочинении мелодии на стихи: "Однажды Ульф гулять пошёл фа-де-ра-рал-ле-ра. Пошёл и палочку нашёл фа-де-ра-рал-ле-ра. Он в тот же миг вскочил верхом на палочку свою, и поскакал он, пыль столбом в Австра-ли-ра-лию!",  "Падают, падают листья, в нашем саду листопад. Жёлтые, жёлтые листья по ветру вьются, летят". На ритм: синкопа, триоль. " Уходим в поход, и солнце встаёт, пылает восход, как знамя. И песня звенит, и ветер летит, и ветер летит за нами". "Гремели тучи сильнее грома, но где б, ни рыскал проклятый враг, везде и всюду стоял багровый, несокрушимый великий стяг". Чем сложнее ритм, тем труднее подобрать тексты, которые могли бы помочь в сочинениях мелодий.

Поэтому в 6 и 7 классах полезно обратится к заданиям на сочинение безтекстовых мелодий, с применением данных ритмов (залигованные ноты, разные пунктиры, цепочки синкоп). Любой музыкальный элемент наиболее глубоко усваивается тогда, когда он появляется в результате потребности полнее отразить художественный образ. Вот почему в старших классах следует давать для сочинения такие стихи, которые приблизят мелодии к песням и романсам. Например: "Играют волны, ветер свищет, и мачта гнётся и скрипит. Увы! Он счастия не ищет и не от счастия бежит". "Усталый день склонился к ночи, затихла шумная волна. Погасло солнце и над миром плывёт задумчиво луна". "Караваны птиц надо мной летят, пролетая в небе мимо. Надо мной летят, будто взять хотят, в сторону родную, в край любимый". "Белая берёза под моим окном, принакрылась снегом, точно серебром. На пушистых ветках снежною каймой, распустились кисти белой бахромой". "Поёт зима, аукает мохнатый снег баюкает стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою, плывут в страну далёкую седые облака". "Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя, то, как зверь она завоет, то заплачет, как дитя".

При изучении параллельно-переменного лада удачно использовать стихи. 3-4 класс: "Выйди Маша из ворот, из ворот, выйди Маша в хоровод, в хоровод. Нет  подружки, не могу, не могу, братца Ваню стерегу, стерегу". "Старушка пошла продавать молоко, деревня от рынка была далеко. Устала старушка и кончив дела, у самой дороги вздремнуть прилегла." Уже во 2 классе при изучении параллельных тональностей дети знакомятся с изменением лада, тональности. Слух учащихся подготавливается для освоения понятия модуляции. Такие явления, как смена лада, переход в другую тональность в модулирующем периоде очень чутко улавливается детьми. В старших классах некоторые учащиеся удачно сочиняют мелодии моделирующего периода, как с хроматической ступенью, так и без неё.

Педагогу крайне осторожно и тактично следует оценивать слабые работы, не проявлять излишней настойчивости при некоторых сложных заданиях. На уроках не должно быть страха перед отметкой. Нужно быть  доброжелательным, поощрять робких импровизаторов. Нужно развивать у учащихся творческий подход к импровизации, не позволять развиваться их склонности к поверхностному, трафаретному сочинению, помогать или оценивать свои мелодии с художественной стороны.

Многолетний опыт работы в школе, а также знакомство с современными формами музыкального воспитания, наблюдения за детьми, показали, что развитие творческой инициативы в процессе обучения играет огромную роль. Оно способствует более эмоциональному, осмысленному отношению учащихся к музыке, вызывает интерес к предмету, помогает  лучше овладевать и применять знания элементарной теории, помогает в исполнительской практике. В творческой импровизации ученик раскрепощается психологически, становится смелее при выполнении практических заданий, учится мыслить аналитически, выявляет индивидуальные способности. Всё это очень важно, как для детей профессионально перспективных, так и детей со средними музыкальными данными.

Подготовительный класс – ритмические загадки, варианты пения. 1 класс – продолжение работы начатой в подготовительном классе. Вопросы-ответы, досочинение мелодии, сочинение и запись коротких фраз, ритмические загадки-отгадки. Подбор баса: квинта на Т, бас в движении; I-V ст. ("Савка и Гришка", "Грибок", "Голубые санки": включение II ст., I-V-II-V-I). 2 класс – подстраивание 2-го голоса, сочинение мелодий к тексту на размер 2\4, 3\4, ритм, затакт. В аккомпанементе: функциональный бас I-III-V-I-IV ("Во кузнице", "Со вьюном я хожу", "Как на тоненький ледок", "Весёлая дудочка" (С); побочные ступени IV-II-V-I. "Чудак" (Баева, Зебряк), "Кукла" (№ 280 Баева, Зебряк). 3 класс – продолжение сочинения 2-го голоса, подбор мелодий, сочинение мелодий, используя знакомые интервалы. Ощущение гармонии, функций (Т-S-Д) "Колыбельная" Моцарта, "Приди поскорее весна" Векерлена, "Весёлый музыкант" Филиппенко. Бас: слигованный, чередование аккордов с интервалами; разложенные басы "Тропинка", "Птичка". Фактура полечки "Аннушка", "Мишка с куклой". Сочинение мелодий в переменном ладу (параллельные, одноимённые тональности) "Старушка", "Выйди Маша". 4 класс – продолжение работы над подголоском. Вопросы-ответы, "музыкальные письма", "мелодические прятки". Сочинения мелодий на заданный текст, ритм, размер: затакт, синкопы. Трезвучия в разных положениях, затем Т6, Т64; в аккомпанементе слигованный бас, доминантовая S («Во поле берёза стояла», «Я на камушке сижу», «В сыром бору тропина»). Параллельный лад – «Помню я ещё молодушкой была». Простая трёхчастная форма. 5 класс – продолжение сочинения подголосков с использованием выученных интервалов (ув. 4, ум. 5), аккорды главных ступеней в мелодии.

Сочинение на заданный текст, ритм. Учимся сочинять «про себя» – «музыкальные письма». Позже – обращения трезвучий главных ступеней, Д7, К64 («Сумрак вечерний» №354, «То не ветер…» №330 Калмыков, Фридкин. В аккомпанементе: в левой руке бас; в правой 2-х голосие (Фактура польки, марша, вальса). «Что стоишь, качаясь..» в миноре – натуральная доминанта (№276 К. Ф.). 6 класс – подбор 2-х, 3-х голосия в русских, украинских народных песнях с использованием выученных аккордов в мелодии, в аккомпанементе, подбор аккомпанемента к знакомым мелодиям, пение мелодий с аккомпанементом. Сочинение ответной фразы с модуляцией в Доминанту, VIст. Распев слогов в духе народных мелодий; сочинение инструментальных пьес: мазурки, вальса, польки, марша. Подбор к тексту (запев-припев) использование К64 («Москва Майская»). Сочинения мелодий «внутренним слухом», «про себя», пение этих мелодий. 7 класс – импровизация на самые разнообразные темы, на всё, с чем знакомы учащиеся: характерные интервалы, тритоны, хроматизмы, аккорды, модуляция, различные ритмические группы, гармонический мажор. Модуляции из мажора в параллельный минор, тональность  Д, в VI ст.

Использованная литература

1. Бырченко Т.В. С песенкой по лесенке: Методическое пособие для подготовительных классов ДМШ. – М.: Советский композитор, 1987.  
2. Выготский Л.С. Воображение в детском возрасте. – М., 1985
3. Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио: Учебное пособие. М: Музыка, 1976.
4. Картавцева М.Т. Сольфеджио XXI века : 1-4 классы Д М Ш: Учебное пособие – М.: Кифара, 1999.
5. Развитие музыкального слуха и навыков творческого музицирования : Методическая разработка для преподавателей  ДМШ и ДШИ/ сост. Шатковский Г. И. – М., 1986.
6. Сочинение и импровизация мелодий: Методическая разработка для преподавателей ДМШ и ДШИ/ автор-составитель Шатковский Г.И. – М., 1989.