Презентация "Игра с буквами" как элемент системы подготовки детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к обучению грамоте

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Понятие “грамота” определяется как умение читать и писать. На уроках грамоты дети овладевают навыками сознательного и правильного письма и чтения, знакомятся с некоторыми сведениями по грамматике и правописанию, это имеет существенное значение в деле подготовки учащихся к практической деятельности в жизни и вместе с тем создает предпосылки для овладения основами наук.

Существует большое количество педагогической и психологической литературы, в которой дано научное обоснование и разностороннее освещение различных вопросов по методам обучения и формированию первоначальных навыков чтения и письма у детей.

Обучение грамоте осуществляется аналитико–синтетическим методом, носит развивающий и воспитывающий характер, обеспечивает интенсивное речевое развитие учащихся и высокий уровень сознательности чтения, речи.

Дети учатся делить предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки, образовывать слоги из звуков, слова из слогов, предложения из слов. Учащиеся овладевают процессом сознательного, правильного и плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Параллельно дети учатся применять знания и умения, полученные на уроке обучения грамоте, в процессе коллективного чтения детских книг.

Одновременно с обучением чтению дети овладевают письмом, учатся обозначать звуки буквами, составлять слова из букв и слогов, правильно списывать буквы и слова с рукописного и печатного текста, писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, и короткие предложения из таких слов, писать большую букву в начале предложения, в именах людей.

Ребенок овладевает письменной речью, в отличие от устной, только в условиях целенаправленного обучения. Механизмы письменной речи формируются в процессе обучения грамоте и совершенствуются в ходе дальнейшего обучения. Овладение грамотой – это сложная умственная деятельность, она требует от ребенка определенной степени зрелости многих психических функций.

В состав процесса письма входит целый ряд специальных операций. Первой из них, как отмечает А.Р.Лурия, является анализ звукового состава слова, подлежащего записи. Второй этап процесса письма заключается в переводе выделенных фонем или их комплексов в зрительную графическую схему – графемы. Это производится с учетом пространственного расположения их элементов. Каждая фонема должна быть переведена в соответствующую букву, которая затем должна быть написана. Обычно этот процесс не вызывает особых трудностей. На последнем, третьем, этапе происходит перевод подлежащих написанию зрительных схем букв в кинетическую систему последовательных движений. То есть графемы переводятся в кинемы.

В период обучения грамоте ребенок также овладевает чтением. Как и письмо, чтение является сложным психофизиологическим процессом. В процессе чтения принимают участие зрительный, речедвигательный и речеслуховой анализаторы.

Начинается процесс чтения со зрительного восприятия, различения и узнавания букв. На основе этого происходит соотнесение букв с соответствующими звуками, осуществляется воспроизведение звукопроизносительного образа слова, его прочитывание.

Т.Г. Егоров выделяет ряд ступеней в процессе формирования навыка чтения. Первой ступенью является овладение звуко-буквенными обозначениями. В процессе чтения в первую очередь зрительно воспринимаются графические изображения, различаются и узнаются буквы, соотносящиеся с их звуковым значением.

Буква будет правильно усвоена в тех случаях, когда ребенок дифференцирует звуки речи и когда у него имеется представление об обобщенном звуке речи, фонеме. Для того, чтобы отличить изучаемую букву от других букв, в том числе от сходных по начертанию, необходимо осуществить прежде всего оптический анализ каждой буквы на составляющие ее элементы, а это возможно лишь при достаточно хорошо развитых пространственных представлениях. Процесс усвоения оптического образа буквы осуществляется также на основе способности запоминать и воспроизводить в памяти зрительные образы.

Таким образом, для успешного усвоения букв должны быть сформированы следующие функции: фонематическое восприятие, фонематический анализ, зрительный анализ и синтез, пространственные представления и зрительная память.

Усвоив букву, ребенок начинает читать слоги и слова с ней. Но единицей зрительного восприятия на этом этапе является буква.

Второй ступенью является ступень слогового чтения. Способ чтения является аналитическим, отсутствует целостное восприятие.

Третья ступень – становление целостных приемов восприятия. Эта ступень переходная от аналитических к синтетическим приемам чтения.

Четвертая ступень – ступень синтетического чтения. Она характеризуется целостными приемами чтения: словами, группами слов.

Таким образом, основными условиями успешного овладения навыком чтения является сформированность устной речи, фонетико-фонематической и лексико-грамматической ее сторон, достаточное развитие пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза, зрительной памяти.

Еще в трудах К. Д. Ушинского были заложены основы методики обучения грамоте, где уделялось большое внимание подготовке к письму. Им были созданы книги для начальной и повышенной начальной школы “Родное слово” и “Детский мир”. Начальным этапом обучения грамоте было приучение глаза и руки ребенка к письму элементов букв. Предлагались специальные прописи, “образцы для первоначальной рисовки”, упражнения по развитию зрительно-пространственных представлений (введение понятий верх – низ, право – лево, ниже – выше и др.), упражнения по ориентации на листе бумаги, на грифельной доске.

В педагогической системе Марии Монтессори большое внимание уделялось развитию речи детей, подготовке их к усвоению чтения и письма. Монтессори был составлен специальный дидактический материал, позволяющий детям легко овладевать техникой письма. Например, упражнения с шершавыми буквами: “Шершавые буквы”,Узнай букву”. “Шершавые слова”. А также “Письмо на манке”, Домино из букв”, “Предложение, слова, буква” и др.

При работе с детьми, имеющими нарушения речи, особое внимание уделяется подготовке к чтению и письму, так эти дети находятся в группе риска по возникновению дисграфии и дислексии. Особенно важным это становится при коррекции общего недоразвития речи.

Общее недоразвитие речи представляет собой сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой стороне речи, при нормальном слухе и интеллекте.

При общем недоразвитии речи отмечается позднее ее начало, небольшой запас слов, аграмматизмы, нарушения произношения и фонемообразования.

Дети третьего уровня речевого развития в условиях массовой школы обычно овладевают элементарными навыками письма и чтения. Но при этом они допускают значительное количество специфических ошибок, которые обусловлены отклонениями в развитии фонетической стороны речи, словарного запаса и грамматического строя. То есть у них наблюдается дислексия и дисграфия.

У дошкольников 5 – 6 лет, имеющих общее недоразвитие речи, отмечается следующее:

  • недостаточно развита координация движений;
  • плохо развита мелкая моторика пальцев рук;
  • недостаточен уровень развития зрительно-пространственных представлений;
  • недостаточно развито чувство ритма;
  • некоординированная деятельность руки и глаза;
  • плохо развито умение ориентироваться в работе на образец;
  • недостаточно развиты операции мышления (анализ, синтез, обобщение);
  • низкие параметры произвольного внимания (переключение, концентрация);
  • недостаточно развита зрительная память;
  • плохо развито умение строить деятельность по словесной инструкции;
  • недостаточно развиты графические способности.

Таким образом, у дошкольников с общим недоразвитием можно отметить низкий уровень готовности к овладению письмом.

Авторы предлагают разнообразные виды упражнений по профилактике нарушений чтения и письма.

Например, А.Н. Корнев предлагает систему формирования функционального базиса навыков чтения и письма, в которой выделяются следующие разделы: 1) развитие речевых навыков и функций, необходимых для овладения грамотой; 2) развитие зрительно – пространственного восприятия и наглядно–образного мышления; 3)формирование изобразительно–графических способностей; 4) развитие сукцессивных способностей ребенка; 5) развитие способностей к концентрации, распределению и переключению внимания.

Р.И.Лалаева описывает систему работы по профилактике и коррекции дислексии. Работа проводится в нескольких направлениях. Вот некоторые из них:

  1. Развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса), в том числе буквенного (назвать предметы по их контурам; назвать недорисованные предметы; назвать перечеркнутые изображения; выделить предметные изображения, наложенные друг на друга; найти заданную фигуру среди двух изображений, одно из которых тождественно предъявленному, второе представляет собой его зеркальное отражение).
  2. Уточнение и расширение объема зрительной памяти (запомнить 4-5 картинок, а затем найти их среди других 8-10; разложить буквы, цифры, фигуры в первоначальной последовательности; игра "Чего не стало?"; игра "Что изменилось?").
  3. Формирование пространственного восприятия и представлений, развитие зрительного анализа и синтеза (определение пространственных соотношений элементов графических изображений и букв; нарисовать точку, ниже точки — крестик, справа от точки — круг; сконструировать буквы из предъявленных элементов; показать правильную букву среди пар букв, изображенных правильно и зеркально; определить различие сходных букв, различающихся лишь одним элементом; определить различие сходных букв, состоящих из одинаковых элементов, различно расположенных в пространстве).
  4. Формирование буквенного гнозиса, дифференциация зрительных образов букв (найти букву среди ряда других букв, сравнить одни и те же буквы, но написанные разным шрифтом; назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями; определить букву в неправильном положении; выделить буквы, наложенные друг на друга; на фоне контурных изображений предметов найти "спрятавшиеся" буквы; конструирование и реконструирование печатных букв из элементов).

На логопедических занятиях я уделяю особое внимание подготовке детей к обучению грамоте и профилактике нарушений письменной речи. В моем арсенале множество игр, пособий, методик, описанных в логопедической литературе. Кроме того, я начала использовать новые педагогические технологии, в том числе и компьютерные.

Современные информационные технологии являются перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

Детям интересно все, что связано с компьютерами, таким образом, повышается учебная мотивация. Повышается и речевая, познавательная активность ребенка на логопедическом занятии. Растет самооценка детей (поощрение за правильные ответы, возможность самому проверить правильность ответа). Появляется возможность учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка. Также необходимо отметить, что логопед затрачивает значительно меньше времени на подготовку к занятию. И на занятии экономится время благодаря быстрой смене материала на экране.

Проведение компьютерных игр всегда носит полифункциональный характер, т.е. происходит не только усвоение знаний и развитие речевых функций детей согласно целям игры, но ещё и развитие внимания, зрительно-моторной координации, познавательной активности. Происходит и развитие произвольной регуляции деятельности дошкольников: умений подчинить свою деятельность заданным правилам и требованиям, умений сдерживать свои эмоциональные порывы, планировать свои действия и предвидеть результаты своих поступков.

Для подготовки дошкольников 5 – 6 лет, имеющих нарушения речи, к обучению грамоте и профилактике дисграфии и дислексии мной был создан ряд компьютерных игр по нескольким направлениям. Для этих целей я использовала программу создания презентаций MS PowerPoint. Она представляется очень удобной, так как на слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты, схемы. Широко используется настройка анимации и действия. При желании можно добавлять музыкальное и голосовое сопровождение.

Особенно удобно мне использовать презентации при коррекции оптических нарушений, так как такие занятия требуют большого объема наглядного материала, который чаще всего приходится делать вручную. Игры в форме презентаций также позволяют решить дополнительную задачу – развивать зрительное внимание и память. Материал, представленный на экране является более привлекательным для детей, создает дополнительную мотивацию для активного участия детей в коррекционном процессе.

Игры-презентации я использую на подгрупповых и индивидуальных занятиях. Они являются частью традиционного занятия, время использования компьютера соответствует гигиеническим требованиям (непрерывная продолжительность работы с компьютером для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6 – 7 лет – 15 минут; после занятия проводится гимнастика для глаз).

Для подготовки к чтению и письму, для развития буквенного гнозиса, формирования пространственного восприятия и представлений, развитие зрительного анализа и синтеза я предлагаю детям специальные игры с буквами:

– “Жучок-буквоед”: на слайде изображена буква, некоторые элементы которой стерты. Ребенок называет букву, нажимает на клавишу – рядом появляется целая буква.

– “Буква за окошком”: на слайде нарисовано окошко, сквозь которое видна только часть буквы. Ребенок опознает букву (или буквы – один и тот же элемент, который виден сквозь окошко, может принадлежать нескольким буквам), нажимает на клавишу – около окошка появляется правильный ответ.

– “Найди гномика” (зеркально написанные буквы): на слайде две зеркально изображенные буквы. Детям предлагается найти гномика – он спрятался под буквой, которая написана неправильно. Ребенок нажимает на “неправильную” букву – под ней появляется гномик. Если ответ неверный, можно вернуться на первоначальный слайд и попробовать еще раз.

– “Прочитай по половинке”: на слайде написано слово, верхняя или нижняя половина букв которого отсутствует. Детям предлагается прочитать слово. Если возникают трудности – нажатие на клавишу – и рядом появляется картинка. При повторном нажатии слово можно увидеть полностью.

– “Помоги Незнайке”: на слайде изображены буквы, наложенные друг на друга. Детям надо назвать, какие буквы они видят. Нажав на клавишу мышки можно проверить ответ.

– “Узнай букву”: на слайде расположена картинка, в которой художник спрятал букву. Например, буква “И” “вписана” в забор, буква “Д” в домик, буква “Г” – подъемный кран и т.д. Ребенок должен увидеть букву и назвать ее. Чтобы проверить правильность ответа, надо нажать на клавишу мышки – рядом с картинкой появится нужная буква.

– “Игры с буквами”: с этой игре предлагается несколько вариантов. Например, прочитать слово, выбрав только правильно написанные буквы. Или прочитать слово, когда видно только половину букв (нижнюю или верхнюю).

– “Веселые человечки”: на слайде картинка со схематично нарисованным человечком, который изображает какую-то букву. Дети должны угадать букву. При желании ребенок может изобразить букву так же, как человечек на картинке. При нажатии на клавишу появляется правильный ответ.

– “Какая буква спряталась?”: предлагается узнать зашумленные буквы. При нажатии на клавишу появляется правильный ответ.

– “Узнай букву по элементам”: на слайде изображены элементы буквы, ребенок должен угадать букву. При нажатии на клавишу элементы соединяются.

– “Найди все буквы “А”: детям предлагается найти все буквы “А”, среди букв, написанных разными шрифтами, стилизованных букв и посчитать их. При нажатии на клавишу все буквы, кроме “А” исчезают.

– “Буквы рассыпались”: дети должны назвать буквы, различно расположенные в пространстве. Можно, например, попросить ребенка посчитать, сколько на слайде букв “Б”. При нажатии на клавишу все остальные буквы исчезают.

– “Найди целую букву”: в этой игре надо найти целую букву среди недописанных, нажать на нее. Если ответ верный, на экране появляется Знайка, если неверный – Незнайка.

Частично этот материал представлен в презентации “Игры с буквами” (“Жучок – буквоед”, “Найди гномика”, “Помоги Незнайке”, “Буква за окошком”, “Узнай букву”, “Какая буква спряталась?”, “Прочитай слово”).

Таким образом, современные компьютерные технологии открывают новые возможности использования традиционных логопедических методик. Использование игр, созданных с помощью презентаций, может разнообразить логопедической занятие, привлечь интерес детей, расширить возможности работы с наглядным материалом, а также помогает педагогу в полной мере проявить свой творческий потенциал.

Литература:

  1. Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения. – М., 1953.
  2. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. – СПб., 1997.
  3. Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. – М., 1961.
  4. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. — М.,1998.
  5. Лурия А.Р. Психологическое содержание процесса письма//Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): В 2 тт.Т.II/Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова. – М., 1997.
  6. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. – СПб., 1995.
  7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1993.
  8. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. – М., 1983.
  9. Островский С.Л., Усенков Д.Ю. Как сделать презентацию к уроку? – М., 2011
  10. Упражнения с Монтессори – материалом. – Рига-Москва, 1996.
  11. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. – М., 1968.