Конспект занятия по теме "Путешествие по океану сложных слов"

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Тема: Путешествие по океану сложных слов.

Цель:

  • Уточнить способ образования сложных слов.

Задачи:

  • Упражнение детей в образовании сложных слов.
  • Закрепление навыка выделения корней в сложных словах и нахождения соединительной гласной.
  • Расширение словарного запаса.
  • Закрепление знаний о частях речи.
  • Упражнение в составлении деформированных предложений.
  • Развитие внимание и умение устанавливать ассоциативные связи.

Оборудование: презентация, конверты с разрезанным предложением, мяч.

Ход занятия

1. Оргмомент.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по Океану Сложных слов. (слайд №3)

Для того, чтобы наш кораблик выпустили из порта вы должны отгадать изографы (слайд №4 – отгадывают и садятся).

Какие это слова? (слайд №5)

Почему мы их так называем? (они содержат два корня)

Откройте тетради, запишите число и тему занятия.

2. Коралловые рифы (найди букву-беглянку).

Итак, в путь! Но посмотрите на нашем пути – коралловые рифы (слайд №6). Посмотрим, сумеете ли вы их преодолеть.

ХОД ПАР

Получилось слово? (нет) Чего здесь не хватает? (гласной о)

Гласная О соединяет эти два корня в одно слово и называется соединительной гласной.

Далее выставляются карточки:

ПЫЛЬ СОС

Получилось слово? (нет)

Что нужно добавить? (соединительную гласную)

По щелчку на слайде появляется гласная О.

Правильно? Какая гласная должна здесь стоять? (Е)

Запомните: в сложных словах соединительной гласной могут быть буквы О или Е.

Аналогично проводится работа со словами: паровоз, вертолёт, самолёт.

Прочитайте слова, которые у нас получились. Найдите лишнее слово. Назовите оставшиеся слова, одним словом.

Объясните значение каждого (почему их так назвали).

Запишите слова в тетрадь, указывая в скобках слова от которых они образованы, выделите корни и подчеркните соединительную гласную (слайд №7 – образец для выполнения с последующей проверкой).

Образец:

  • л е д о к о л (лёд, колоть)
  • пароход (пар, ходить)
  • пылесос (пыль, сосёт)
  • паровоз (пар, возить)
  • вертолёт (вертит, летает)
  • самолёт (сам, летает)

Замечательно! Коралловые рифы наш корабль миновал. И мы с вами попали на Остров Коли и Оли.

3. Остров Коли и Оли (дифференциация слов, обозначающих черты внешности и черты характера человека – слайд №8).

Но вот беда! Их захватили в плен злые осьминоги. Освободить их нам поможет только ваша смекалка. Нужно ответить на вопросы:

У мальчика очень добрая душа. Как мы про него скажем одним словом? (добродушный)

У него доброе сердце, значит он какой? (добросердечный)

А ещё Коля очень любит трудиться? (трудолюбивый)

У девочки голубые глаза. Она ...? (голубоглазая)

У Оли красивые золотые волосы. Мы её назовём ...? (златовласая)

А ещё у неё белая кожа. Как мы про неё скажем, какая она...?

Ещё раз взгляните на слова и скажите, какая это часть речи? На какие вопросы отвечают прилагательные?

Мы в гостях у очень хорошего мальчика Коли и очень красивой девочки Оли. И теперь они свободны. Но это ещё не всё (слайд №9). Распределите слова, на две группы:

а) обозначающие черты внешности;

б) обозначающие черты характера.

Слова распределяются на две группы (под изображением мальчика и девочки соответственно).

4. Остров Абракадабры (слова-перевёртыши).

Ну что ж, продолжим наше путешествие. Но посмотрите, здесь целое скопление островов! Остановимся на следующем. Он называется Остров Абракадабры. Жители этого острова разговаривают на очень интересном языке (слайд №10). Вам понятно, что здесь написано? Это слова-перевёртыши. Прочтите их с конца.

ПЧЕЛОВОД ДОВОЛЕЧП
КНИГОЛЮБ БЮЛОГИНК
СЕНОКОС СОКОНЕС
ПЫЛЕСОС СОСЕЛЫП
СНЕГОПАД ДАПОГЕНС
МЫШЕЛОВКА АКВОЛЕШЫМ

Но это ещё не всё. Чтобы двинуться дальше, нужно найти этим словам пару (слайд №11).

ПЧЕЛОВОД БИБЛИОТЕКА
КНИГОЛЮБ ЛЕТО
СЕНОКОС ЗИМА
ПЫЛЕСОС КОВЁР
СНЕГОПАД СЫР
МЫШЕЛОВКА МЁД

Назовите слова, которые отвечают на вопрос кто? Какая это часть речи? А вот теперь мы можем двинуться дальше.

5. Подводные течения.

Но вы знаете, в океане много подводных течений и, вот мы сейчас в одном из них закружились. Чтобы выплыть, нужно справиться со следующим заданием.

Гимнастика для глаз (слайд №12).

Физкультминутка с мячом.

Логопед говорит два слова, дети образуют одно – сложное.

Снег, падать снегопад
Пыль, сосёт пылесос
Сено, косить сенокос
Книги, любит книголюб
Пчёл, разводит пчеловод
Мышь, ловит мышеловка

6. Остров пиратов Безграмотландия (работа со словосочетаниями).

А теперь мы с вами на Острове пиратов Безграмотландия. Вы знаете, мореплаватели часто находят в морях закупоренную бутылку с посланием. Возле этого острова я нашла такую же (слайд №13). Пираты пытались передать послание на большую землю и наделали ошибок. Давайте их исправим (исправления – по щелчку мыши).

Прочитайте слова на свитке (вывешивается только первый). Что это за слова? (сложные) Что пираты написали неверно? (соединительную гласную) Исправьте её, объясните значение слов, укажите, от каких слов они образовались (работа по цепочке).

К словам из первого свитка подберите подходящие слова из второго и составьте словосочетания (слайд №14).

Запишите словосочетания в тетрадь, выделяя корни в сложных словах. Подчеркните соединительную гласную.

ЛИСТЕПАД НЕПРОХОДИМЫЙ
БУРОЛОМ ЗОЛОТОЙ
МЫШОЛОВКА СКОРЫЙ
ЭЛЕКТРЕПОЕЗД СТАРЫЙ
ПУТОШЕСТВЕННИК КРЕПКАЯ

Что вы сейчас делали? (составляли словосочетания) Что такое словосочетание? А вот теперь мы можем двигаться дальше.

7. Работа с предложениями.

К сожалению, на море погода очень изменчива. Вот и сейчас подул ветер. Он хочет нам помешать, но мы этого не допустим. Скорее достаньте из конвертов слова и исправьте его проказы – соберите предложения.

Прочитайте. Найдите сложное слово и скажите, от каких слов оно образовано.

Запишите в тетрадь. В сложных словах выделите корни и подчеркните соединительную гласную.

Издалека слышен шум водопада.

Пешеход прошёл 5 километров.

Мореплаватель открыл новый остров.

8. Работа с текстом (если останется время).

Пока мы с вами преодолевали препятствия, матросы нашего корабля подняли на борт сундук. Давайте посмотрим, что в нём лежит. Здесь текст (слайд №15).

Прочитайте текст (сначала 1 учащийся, затем по цепочке).

Найдите сложные слова. Объясните их значение.

Перескажите текст.

Наступила осень. Начался листопад. Берёзы стряхивали последние листья. На тополе топорщились уже безлистные ветки. Пчеловоды приводили в порядок ульи. Садоводы готовили растения к зиме.

9. Итог занятия (слайд №16).

Итак, наше путешествие подошло к концу. Наш кораблик вернулся в порт, преодолев все препятствия, благодаря вам. С какими словами мы сегодня работали? Какие слова называют сложными? Какие гласные могут быть соединительными? Какие задания мы выполняли? Что вам понравилось больше всего? Назовите сложные слова, которые нам сегодня встречались.