Правила здорового образа жизни

Разделы: ОБЖ


Здоровый образ жизни – индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья. Общие понятия о режиме жизнедеятельности и его значения для здоровья  человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности. Основные элементы жизнедеятельности человека (умственная и физическая нагрузка, активный отдых, сон, питание и др.), рациональное сочетание элементов жизнедеятельности, обеспечивающих высокий уровень  жизни.. Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его физических и духовных качеств.

Изучив данный учебный элемент, ученик сможет:

  • осознанно сформировать ценностное отношение к своему здоровью;
  • узнать о влиянии курения и алкоголя на здоровье;
  • найти способы отказа от курения и алкоголя.

Использование оптимальной схемы внедрения в учебно-воспитательный процесс модульной технологии позволило накопить опыт обучения по курсу «Твоё здоровье» в г.Павловский Посад, Московской области, в МОУ СОШ № 13 г.Проведённые социологические исследования в образовательном учреждении показали значительный (до 30 %) рост информированности молодёжи по вопросам социально обусловленных заболеваний.

Обучение молодёжи в рамках курса «Твоё здоровье» направлено на:

  • формирование ценностного отношения к своему здоровью;
  • улучшение их собственного физического и психического состояния;
  • отказ от поведения, наносящего вред как своему здоровью, так и здоровью окружающих;
  • формирование нетерпимого отношения  к ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью;
  • сознательное участие будущих граждан нашего общества в охране здоровья и в формировании среды, особенно условий труда и быта, способствующих сохранению здоровья;
  • адекватное поведение в случае болезни, особенно хронической, с целью выздоровления.

Образовательная область: основы безопасности жизнедеятельности.

Цели:

  • Познакомить учащихся с понятиями: «потребность человека в здоровом образе жизни»,  «составляющее здорового образа жизни», «личная заинтересованность в здоровом образе жизни».
  • Дать представление о факторах, разрушающих здоровье человека.
  • Разъяснить причины влияния алкоголя и курения на здоровье молодых людей.

Подготовительная работа: индивидуальные и творческие задания учащимся, видеофильм, репетиции, памятки.

Учебно-наглядный комплекс: презентация на компьютере, разработанная учащимися 10 «А» класса. Видеофильм о вреде алкоголизма на организм человека.

ХОД УРОКА

Мероприятие начинается с песни В. Высоцкого «Утренняя гимнастика».

Учитель: Дорогие ребята! Не случайно звучит эта песня. Сегодня наш урок будет п             освящен такой важной, значимой для всех теме, как здоровье, ведь здоровье -  одно из основных условий счастья человека. Сохранить здоровье на долгие годы поможет  соблюдение правил здорового образа жизни, и о них я хочу вам рассказать.
Во время сегодняшней беседы вы узнаете о том, что благотворно и негативно влияет на здоровье человека.
Современная медицина  стремительно развивается, но её внимание направлено в основном на лечение уже больного человека до его максимально возможного выздоровления, а вопросы профилактики, т. е. предотвращение заболеваний – это задача каждого конкретного человека.
Существует много определений понятия «здоровье». В уставе Всемирной Организации Здравоохранения сказано, что здоровье – состояние полного физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических нарушений.

(Слово предоставляется учащимся)

Факторы, влияющие на здоровье

Информированность. Хорошо, если человек осведомлён:

  • О возможностях организма;
  • При болезнях и способах  защиты от них;
  • О законах, защищающих здоровье;
  • Учреждения, в которых можно получить информацию и помощь по вопросам здоровья.

Биологические особенности человека. Это: наследственность, возраст, пол,ресурс здоровья.

Окружающая среда человека.

Это:

  • Животные, растения, микроорганизмы;
  • Социум (другие люди, общество;
  • Пространство (жилище, климатическая зона, производственное помещение).

Физическая активность, предполагающая занятия: спортом, туризмом, физически активным трудом.

Вредные привычки

К ним относятся: переедание, курение, употребление алкоголя, употребление запрещенных веществ, Малоподвижный образ жизни (гиподинамия).

Питание

К этой теме относится: режим питания, гигиена питания, сбалансированный рацион питания (продукты необходимые и полезные), питание, как фактор нарушения здоровья (относительно не безопасные продукты, переедание, опасные диеты).

Сексуальная культура.

Она включает:

  • Взаимоотношение полов;
  • Осведомлённость об инфекциях, передающихся половым путём, мерах защиты и профилактике;
  • Культура сексуальных отношений.

Личная гигиена.

Это:

  • Уход за телом;
  • Соблюдение режима труда и отдыха;
  • Правильное использование одежды и обуви.

– Охраной здоровья занимаются лечебно-профилактические, клиники, общественные организации. Телефоны представлены на экране. (Желательно составить список адресов и телефонов учреждений и организаций вашего региона, города, населённого пункта, куда подросток может обратиться по вопросам здоровья, в который войдут: центр по профилактике и борьбе инфекционными заболеваниями, учреждения социально – психологической помощи и поддержке молодёжи, телефон доверия, центр реабилитации детей и подростков, женская консультация, учреждения, оказывающие психологическую помощь, кожно- венерологическую помощь и т. п.).

(Слово предоставляется учащимся).

К сферам их деятельности относятся:

  • Вопросы пропаганды здорового образа жизни;
  • Диагностика заболеваний;
  • Профилактика заболеваний;
  • Лечение больных.

Учитель: Давайте ещё раз повторим какие вредные привычки вы знаете? (Курение, алкоголь, запрещённые препараты и т.д.)
– О некоторых привычках  мы сейчас поговорим более подробно.

Выступления учащихся

Курение табака

Активное курение – вредная привычка по вдыханию дыма горящих сигарет, сигар, папирос.
Пассивное курение вдыхание некурящими людьми табачного дыма, содержащегося в воздухе.
При курении образуются два потока дыма:

  • Основной (при активном курении), который попадает в лёгкие того, кто курит;
  • Побочный (при пассивном курении), который попадает в окружающий воздух.

Пассивное курение так же вредно для здоровья, как активное курени, - разница только в интенсивности воздействия.

На доске: «Влияние курения на организм человека»

Существуют две фазы табачного дыма:

1. Газообразная (содержит никотин, который поражает сосуды сердца, мозга, печени, желудка, вследствие чего нарушается функция каждого из названых органов).
2. Твёрдая (содержит смолы, которые воздействуют  на  все органы  вызывая в т. ч. и рак лёгких).
В результате длительного курения испортятся зубы, кожа, потускнеют волосы, появится неприятный запах изо рта, разовьются различные заболевания желудка, сердца, лёгких (например, появится отдышка),  возникнут проблемы в сексуальной жизни.

Ученик подготовил информацию, как курение влияет на здоровье.

Стадии привыкания к табачному дыму

Привыкание к табачному дыму происходит следующим образом.

Первая стадия – начало становления табачной зависимости. Она связана:

  • Со стремлением получить удовольствие и снять неприятные переживания;
  • Любопытством;
  • Неумением сказать «нет».

Вторая стадия – установление табачной зависимости. Она характеризуется:

  • Поиском разумных оправданий курению;
  • Проявления симптомов заболеваний (кашель, отдышка), связанных с курением (бронхит и др.);
  • Расстройством сна и настроения.

Третья стадия – стойкая табачная зависимость. Её характеризует:

  • Сильно выраженная тяга к курению;
  • Интенсивное курение (через равные промежутки времени);
  • Курение утром натощак.

На экране рисунок: «Преимущество курящего человека перед некурящим».

Учитель: Теперь мы рассмотрим другую группу вредныхз привычек.

Алкоголь – Это этиловый спирт (бесцветная, летучая жидкость с характерным запахом и вкусом). Он используется в качестве растворителя, дезинфицирующего средства, а также  для поднятия настроения, обладает  наркотическим действием, но официально не относится к наркотикам.

Действие алкоголя на организм

При употреблении спиртных напитков (пива, вина, водки, коньяка, джина, рома, ликёра и др.) содержащийся в них алкоголь начинает всасываться в кровь уже в ротовой полости. Однако большая его часть всасывается в тонком кишечнике. Алкоголь влияет на все системы организма, прежде всего на мозг. «Сжиганием» алкоголя « занята» печень. У печени есть так называемая «разрешающая способность» – она  окисляет всего 6-8  г. алкоголя в час. (20 граммов водки или 1 кружку пива), преобразуя его в чрезвычайно опасный яд – ацетальдегид, который, в свою очередь, в организме здоровых людей моментально  преобразуется в слабую  уксусную кислоту и выводится из него.
Алкогольное опьянение состояние, состояние, возникающее в результате приёма алкоголя и накопления его в организме. Накопление происходит в тех случаях, когда печень не справляется с окислением этилового спирта до уксусной кислоты и в организме накапливается большое количество яда (ацетальдегида).
(Целесообразно показать фильм об алкоголе, который приготовили учащиеся).

Последствия и осложнения

1. Временная потеря памяти (от нескольких минут до нескольких дней).
2. Токсическое воздействие на: сердце, печень, поджелудочную железу, желудочно-кишечный тракт, половые органы.
3. Утяжеляет течение различных заболеваний, снижается сопротивление организма.
4. Зависимость.

Длительное (от 2 лет) и чрезмерное употребление алкоголя вызывает физическую и психическую зависимость. Зависимостьвозникает уже на ранних стадиях алкоголизма - это потребность, характеризуется бесконтрольным  употреблением алкоголя. Она:

  • Нарушает нормальное поведение;
  • Способствует проявлению безответственного отношения к семье, окружающим, учёбе.

Учитель: Представляя вам данную информацию, мне хотелось бы, что бы каждый из вас понимал, что здоровье – это самое большое богатство, которым обладает человек, и помнил, что от вашего образа жизни зависит в т. ч. здоровье и благополучие ваших близких и будущего поколения.

Если вы будете здоровы, то:

  • С большой вероятностью подниметесь на более высокую ступень общественной лестницы;
  • Сможете беспрепятственно путешествовать, свободно, не задумываясь, перемещаться из одной климатической зоны в другую;
  • Вас не будут заботить физические и психические неудобства;
  • Ваши дети тоже будут здоровы!!!

«Я верю, – говорил ещё в прошлом столетии великий биолог, иммунолог Илья Мечников - что для каждого человека 120 лет – это должен быть не возраст. Купить здоровье нельзя, его можно только зарабатывать собственными постоянными усилиями. Лишь настойчивая работа над собой позволит каждому сделать себя энергичным долгожителем».
Подводя итог всему вышесказанному, изобразим «дерево жизни»

(Слово предоставляется учащимся)

Листья этого дерева – дни жизни человека. Каждый лист будет свеж и зелен, если поддерживать крону будут разноцветны ветви: «Я могу, я хочу, я должен». Эти ветви поддерживает ствол «Здорового образа жизни» (ЗОЖ), питаемый корнями, составляющими основу здорового образа жизни. Это:

  • правильное дыхание;
  • правильное рациональное питание;
  • двигательная активность;
  • положительные эмоции;
  • предупреждение формирования пагубных привычек.

– Хочется, чтобы каждый человек по-новому взглянул на себя, а свой организм, который столь совершенен и уникален, чтобы ещё больше оценил этот драгоценный дар и вёл здоровыё образ жизни!!!

Учитель: Берегите себя! Желаю вам крепкого здоровья!