Правописание предлогов и приставок

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Учить различать предлоги и приставки, грамотно их писать.
  • Развивать умения анализировать, сравнивать, группировать, обобщать, делать выводы.
  • Развивать память, наблюдательность, речь учащихся.
  • Совершенствовать навыки каллиграфии, санитарно-гигиенические навыки.
  • Воспитывать уважительное отношение к мнению окружающих, трудолюбие.

Оборудование: учебник русского языка 3 класс (Т.Г.Рамзаева), рабочая тетрадь, карточки для работы в парах, карточки для индивидуальной работы, светофорик, математический веер, мультимедийный проектор, презентация.

Ход урока

1. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА. (слайд 1)

Презентация.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Будем мы писать, читать
И друг другу помогать.

2. МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ.

- Откройте тетради. Проверьте посадку, запишите дату.

- Прочитайте слова, определите, что в них общего. (слайд 2)

В..сна, в..дичка, вл..тел, в..селье.

Начинаются с буквы в , во всех словах орфограмма- безударная гласная в корне, второй слог ударный.

- Какое слово лишнее?

Лишнее слово - влетел, это глагол. Остальные слова - имена существительные .

Лишнее слово - влетел, имеет приставку. В остальных словах приставки нет.

Лишнее слово - водичка. В корне пишется буква о. В остальных словах пропущена безударная гласная е.

- На какие группы можно разделить слова?

Имена существительные и глаголы.

Слова с приставкой и слова без приставки.

Слова, состоящие из 2 слогов и 3 слогов.

Слова, в которых есть суффикс и слова без суффикса.

На минутке чистописания мы будем писать три буквы. Две из них являются безударными гласными в корнях слов. Третья буква встречается в суффиксе одного из слов и обозначает непарный глухой всегда мягкий согласный звук.

( Е , О , Ч )

Я показываю карточку, на которой записана цепочка из букв Е, О, Ч. Ваша задача запомнить порядок букв и правильно записать в тетрадь, соблюдая высоту, ширину, наклон букв.

Внимание. (Еоч Оче Чео Каждая карточка демонстрируется 2 секунды.)

Проверка. Сравните с образцом. Кто выполнил задание правильно?

Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку.

Последняя буква в каждой цепочке становится на место первой.

Итог. Правильно сидели при письме:

Запомнили порядок букв и красиво писали:

3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Актуализация знаний. Словарно- орфографическая работа.

(слайд 3)

(до)ехал (до)деревни
(по)бежал (по)дороге
(про)читал (про)город
(под)полз (под)яблоню

- Прочитайте записи построчно. Что записано на каждой строке?

На каждой строке записано словосочетание. Словосочетание- это два слова связанные вопросом.

- На какие группы можно разделить слова?

- глаголы и имена существительные;

- слова из словаря и не из него;

- слова с приставками и слова с предлогами;

Определение темы урока. (слайд 4)

- Обратите внимание на особенность записи этих слов и сформулируйте тему урока.

Правописание приставок и предлогов.

- Почему мы рассматриваем предлоги и приставки на одном уроке?

В русском языке есть одинаковые приставки и предлоги.

- Откройте учебники на стр.145. Прочитайте тему урока. Подтвердилась ли наша догадка?

Постановка учебной задачи. (слайд 5)

- Прочитайте сведения по языку. О чём вы узнали?

- Сформулируйте цель урока.( Чему мы будем учиться? )

Будем учиться различать предлоги приставки и грамотно их писать.

Беседа по вопросам:

Что вы знаете о приставках?

Для ответа на вопрос можно воспользоваться вопросами на стр.145.

  • Что такое приставка?
  • Для чего служит приставка?
  • Как пишется приставка?

Назовите слова с приставками, записанные на доске. Обоснуйте свой выбор. (слайд 6)

В слове доехал приставка до-. Можно подобрать однокоренное слово без приставки- ехал или заменить приставку- уехал, заехал, приехал и т.д.

Расскажите о предлоге.

Предлог - это слово, которое служит для связи слов в предложении. Предлог с другими словами пишется раздельно.

Прочитайте слова с предлогами, обоснуйте свой выбор.

Между предлогом и словом можно вставить вопрос или слово.

До (чего?) деревни, до знакомой деревни и т.д.

Работа в парах.

- Предлагаю заполнить сравнительную таблицу. Возьмите карточку №1. (слайд 7)

  приставка предлог
это    
служит    
пишется    
вставить вопрос или слово    

Можно посоветоваться с соседом по парте. Ответы должны быть чёткими, сжатыми, можно использовать символы.

Кто считает, что справился с заданием?

Проверка. Открывается аналогичная таблица на доске (слайд 8). Таблица заполнена с ошибкой.

Возьмите светофорики. Покажите зелёный свет, если вы согласны со мной.

Исправьте ошибки.

Кто считает, что справился с заданием?

4. ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ. (ЗАКРЕПЛЕНИЕ).

- Что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании предлогов и приставок?

Надо между предлогом и словом поставить вопрос или другое слово.

- Теперь будем учиться применять наши знания.

(слайд 9)

( З..)горой, ( з..)кричал, (н..)письме,( н..)резать, ( с )вернула, ( с )крыши, ( с )трочку.

Прочитайте слова. Сформулируйте задание, помня тему урока.

Распределить слова в два столбика. В первый столбик выписать слова с предлогом, во второй- с приставкой.

Кто может выполнить задание самостоятельно?

Проверка.

Поставьте на полях плюс, если считаете, что выполнили задание правильно.

- Кто выполнил работу без ошибок?

- Что заметили? Слово строчку лишнее.

5. ФИЗМИНУТКА.(слайд 10)

- Я буду читать стихотворение. Вы при помощи движений и мимики изображаете то, что слышите.

Поиграл да поплясал,
Почитал да помечтал,
Приготовился, поел,
Полежал, пошил, попел.

А потом порисовал
Да в тетрадке пописал.
А потом пошёл поспал,
А приставки ты узнал?

  • Какая приставка звучала чаще других?
  • Кто назовёт слово с предлогом?
  • Докажите, что это предлог.

6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

Работа над упражнением №342.

- Прочитайте текст один раз, закройте учебники.

- Ответьте на вопросы:

- В какое время года происходят события?

- Что взяли с собой рыбаки?

- Как звали рыбака с сынишкой?

- Для чего сделали дырки во льду?

- Какая была погода в этот день?

- Какое настроение было у рыбаков?

- Определите тему текста.

- Придумайте заголовок.

- Соответствуют ли фотографии прочитанному. (слайд 11)

Почему?

- Придумайте задание к тексту.

Списать текст. Выделить приставки, подчеркнуть предлоги.

Выписать из текста слова с предлогами и приставками.

Списать текст, придумать продолжение.

- Прочитаем, что нам предлагают авторы учебника.

Читаем текст с карандашом в руках, выделяем приставки, подчёркиваем предлоги.

- Возьмите математический веер.

- Сколько слов с приставками в тексте? (7)

- Сколько слов с предлогами? (5)

- Спишите текст, постарайтесь найти все слова.

Проверка.

7. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

- Возьмите на парте карточку№2.

- Выполняйте задание.

В-1

Соедини линией приставку со словом:

За беру, за стеной, на кинул, у бежал, от ветра, до говор, о книге.

В-2.

Соедини линией приставку со словом:

О смотр, за мёрзнуть, без воды, от крыл, про водник, над водой, по полю.

- Положите карточку в тетрадь. Тетради закрыть.

8. РЕФЛЕКСИЯ. (слайд 12)

- Что на уроке было главным?

- Что было интересным?

- Что было трудным?

- Какую цель мы ставили перед собой на уроке?

- Что же надо сделать, чтобы не ошибиться в написании предлогов и приставок?

9.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. (слайд 13)

Отгадайте № упражнения.

Первая цифра соответствует количеству этажей в школе. Вторая цифра соответствует количеству глаз у пары поросят. Третью цифру отгадаете, если число 28 уменьшите в 7 раз. (№ 344)

Вот и кончился урок.
Скоро прозвенит звонок.

Мы писали, рассуждали и друг другу помогали.