Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи

Разделы: Логопедия


Тема: «Зима».

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Обобщать и систематизировать знания детей о зиме, признаках зимы.
  • Уточнять, расширять, активизировать словарь по теме «Зима».
  • Совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных и существительных, согласование существительных и числительных, образование прилагательных от существительных).
  • Закреплять умение подбирать родственные слова.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать монологическую речь.
  • Развивать зрительное внимание и восприятие, пространственное восприятие.
  • Развивать артикуляционную, общую и тонкую моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности.
  • Воспитывать внимательное отношение к богатству родного языка.

Оборудование: таблица (снеговик, снежинка, Снегурочка), закодированные картинки (метла, волк, стрелки, завитки), фланелеграф, сюжетные картинки для составления рассказа, снежинки (по 2шт. на каждого ребенка), красивая коробочка для снежинок, панно (образец, отдельные части), геометрические фигуры и листы голубой бумаги на каждого ребенка.

Ход занятия

I. Организационный момент. (Объявление темы занятия. Создание эмоционального положительного фона. Образование однокоренных слов.)

Логопед приглашает детей в кабинет. Предлагает рассмотреть картинку. Дети называют, что на ней изображено.

– Снегурочка, снеговик, снежинка.

Логопед: Подумайте, на какое слово похожи эти слова?

Дети: На слово снег.

Логопед: Как мы называем похожие слова из одной семьи?

Дети: Родственные слова.

Логопед: Правильно, слова снеговик, Снегурочка, снежинка – родственные слова. Назовите другие родственные слова к слову снег.

Дети: Подснежник, снежок, снегопад, снежная баба.

Логопед: Вы догадались, почему мы начали занятие с разговора о снеге?

Сегодня наше занятие будет посвящено зиме, ее признакам.

II. Беседа о зиме. (Закрепление представлений о зиме. Работа над пословицами. Расширение и активизация словаря.)

Логопед: Сколько месяцев зимой?

Дети: Зимой три месяца.

Логопед: Назовите их, пожалуйста.

Дети: Декабрь, январь, февраль.

Логопед: Первый месяц зимы – декабрь. В старину его называли студень, лютень. Люди говорили: декабрь хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегом лепит, за ухо морозом колет.

– А как называли январь (февраль)? Дети: Крыша зимы (ветродуй).

– Отгадайте мою загадку:  Стали дни короче, ночью дождик лил,

А пришел стекольщик – лужи застеклил.

– Правильно, это мороз. Как вы думаете, почему говорят:

Мороз не велик, да стоять не велит.

Дети: Когда мороз на улице, нельзя стоять, потому что замерзнешь, нужно ходить, бегать, прыгать.

Логопед: Вы обратили внимание, как часто говорят зимой: вьюга, пурга, метель. А что это такое? (Демонстрирует закодированные картинки: 1. Метла. 2. Воющий волк. 3. Стрелки в разные стороны. 4. Завитки внизу листа)

  • Ветер поднимает с земли снежинки и несет их, метет как метлой (метла), ветер со снегом называется метель.
  • Иногда прислушаешься к вою ветра: вью-у-у…, как волк воет (волк). Ветер, который воет как волк – вьюга.
  • А иногда ветер поднимает и бросает снег в разные стороны и вверх, крутит по земле (стрелки). Этот ветер называется пурга.
  • А бывает и так. Морозный, солнечный день ветер несет снег понизу, по самой земле (завитки). Такой ветер называется поземка.

– Давайте повторим, какой бывает ветер зимой (с опорой на картинки).

– Зимой холодно, дует ветер. А чтобы нам не замерзнуть, нужно погреться.

III. Физминутка. «Зимняя разогревалочка» (Массаж рук, артикуляционная гимнастика).

Если замерзают руки, начинаем их тереть,
Быстро мы сумеем руки, как на печке разогреть.           Дети растирают ладони одна о другую.
Сначала ладошки совсем как ледышки,
Потом, как лягушки,
Потом, как подушки,
Но вот понемножку согрелись ладошки.
Горят и взаправду, не понарошку.                                  Растирают ладони все быстрее.
Я горю, как от огня,
Вот потрогайте меня.                                                     Вытягивают ладони вперед.

– А сейчас греем нос: губы в улыбке. Приоткрыть рот, положить широкий язычок на верхнюю губу, плавно подуть на нос.

– А сейчас погреем щеки: поочередно надуваем правую и левую щеки, как бы перегоняя воздух из одной щеки в другую.

– Все согрелись! Молодцы!

IV. Упражнение «Дополни слово». (Совершенствование грамматического строя речи: образование прилагательных от существительных.)

Логопед: Скажите, ребята, а какая она зима. Я начну слово, вы заканчивайте.

– Холод, значит зима какая? Зима холодная.

– Мороз – морозная.

– Стужа – студеная.

– Вьюга – вьюжная.

– Лед – ледяная.

– Снег – снежная.

V. Составление рассказа о зиме с опорой на картинки. (Активизация словаря. Развитие монологической речи.)

Логопед: Я предлагаю вам составить рассказ о зиме с помощью картинок. (Фланелеграф, предметные картинки: солнце, облака, дом и дорога, дерево, снегирь, человек в зимней одежде, ребенок на санках.)

  •  Солнце светит ярко, но не греет.
  • Небо светлое, голубое. Идет снег.
  • Земля, крыши домов покрыты снегом.
  • Деревья стоят голые, заснеженные.
  • Прилетели снегири.
  • Люди одеваются в зимнюю одежду.
  • Дети не боятся мороза, катаются на санках, коньках, лепят снеговика.

Далее рассказ закрепляется, рассказывается весь одним – двумя детьми по желанию.

VI. Упражнение «Собери снежинки». (Расширение, активизация словаря признаков, глагольного словаря. Развитие зрительного восприятия.)

Логопед: В нашем кабинете тоже наступила зима. Соберите снежинки (дети собирают снежинки по кабинету).

– А чтобы они не потерялись, будем собирать их в красивую зимнюю коробку. Кладите снежинку, называйте слово.

Снежинка какая? (Подбор признаков.)

Снежинка что делает? (Подбор глаголов.)

– Покружимся как легкие снежинки и тихо сядем.

VII. Пальчиковая гимнастика «Тучка и снежинки». (Развитие мелкой моторики, совершенствование грамматического строя речи: согласование числительных с существительными.)

Ладонь-тучка – над столом. Каждым пальцем поочередно касаемся стола, при этом считаем: одна снежинка, две снежинки, …, пять снежинок.

VIII. Панно «Зима». (Развитие зрительной памяти, пространственного восприятия.)

На подносах лежат геометрические фигуры, на столах голубые листочки.

Логопед: Сейчас мы будем составлять зимнюю картинку.

Инструкция:

  1. Составьте в середине листа такую елочку (демонстрируется 3-5 сек.)
  • – Что будем составлять?
  • – Где будем составлять елочку?
  • – Выполняйте.
  1. Составьте справа от елочки домик.
  2. Составьте слева от елочки снеговика.
  3. В верхнем левом углу расположите солнышко.
  4. Проверьте, у всех ли получилась такая картинка (образец).

IX. Подведение итогов, анализ занятия.

Логопед: Что узнали нового? Что больше всего понравилось?

Ответы детей.