Организация учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей педагогики

Разделы: Администрирование школы


В настоящее время в мире существует две основные глобальные проблемы: это здоровье нашей планеты и здоровье людей, живущих на ней. Здоровье детей – это политика, в которой заложено будущее страны, поэтому основными задачами здоровьесберегающей деятельности школы являются: создание здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса; формирование у школьников, их родителей и учителей ответственного отношения к здоровому образу жизни.

Каким мы представляем здорового ребенка? Это, прежде всего, развитый физически и психически школьник, хорошо успевающий, социально-активный, принимающий инициативное участие в физкультурно-оздоровительной деятельности и ведущий здоровый образ жизни.

Обучение в школе – это целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования и развития у учащихся качеств, необходимых им для выполнения учебной деятельности. В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у школьника необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать их в повседневной жизни.

От учителя – основной фигуры педагогического процесса, в наибольшей степени зависит, какое влияние на здоровье учащихся оказывает их пребывание в школе, процесс обучения, насколько здоровьесберегающими являются образовательные технологии.

Здоровьесберегающая педагогика – грамотная забота о здоровье является обязательным условием образовательного процесса в нашей школе. На протяжении последних лет реализуется программа “Здоровье”, как часть Программы развития школы на 2008-2013 гг. Для осуществления целей здоровьесберегающих образовательных технологий педагогами школы используются средства двигательной направленности, оздоровительные силы природы и соблюдение гигиенических факторов. Двигательная активность детей организуется так, чтобы предотвратить гиподинамию и в то же время не приводить к переутомлению. Восполнение двигательной активности учащихся происходит в основном на уроках физической культуры, во время динамических пауз и физкультминуток на уроках. Учителя физической культуры строят уроки так, чтобы достигалось полное соответствие физическим нагрузкам возраста, пола, состояния здоровья, функциональных возможностей и физической подготовленности учащихся. Но здоровьеформирующий потенциал заложен не только в уроках физической культуры. В процессе обучения русскому языку, литературе, истории, обществознанию, иностранному языку учителя достаточно широко используют такие категории, как здоровье, здоровый образ жизни, культура здоровья, индивидуальное развитие. На тему здоровья подбираются тексты диктантов, сочинений, изложений, устных высказываний, диалогов. Литература, благодаря своим межпредметным связям, развивает речевую культуру, формирует эстетическое отношение к окружающему миру, обостряет взаимоотношения “человек-природа”, “человек-здоровье”. На уроках – диспутах, конференциях предлагаются для обсуждения, в соответствии с изучаемой темой, острые проблемы современной жизни: охрана окружающей среды, любовь к ближнему, поиск смысла жизни, добро и зло, сила национального духа, прекрасное и пороки и др. Читая, например, классиков русской литературы, школьники учатся сопоставлять свои нравственные проблемы, идеалы с позицией писателя. На уроках математики чередование решения задач с устным счетом, объяснения учителя с записью в тетради, рассказа с показом наглядности, использование активных форм обучения – игр, дискуссий, путешествий помогает снизить утомляющее воздействие на организм ребенка. На уроках английского языка, прежде всего, создаются условия для здорового развития детей: соблюдаются физиологические основы учебно-воспитательного процесса (учитывается время трудоспособности, утомляемость, учебная нагрузка, проводятся физпаузы); производится гигиеническая оценка условий и технологий обучения (воздушно-тепловой, световой режим). Формируется здоровый образ жизни через изучение и практическое применение знаний по следующей тематике: “Климат и его влияние на здоровье человека”; “Спорт и здоровый образ жизни”; “Здоровое питание и его влияние на здоровье”; “Технический прогресс и человеческие способности”. Учителя используют разные методики ведения, закрепления и использования материала в речевой деятельности с учетом того, чтобы дети с визуальной, аудиальной и кинестетической системами мировосприятия одинаково хорошо освоили материал. На уроках биологии, физики и химии дети знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Обращается внимание учеников на необходимость своевременного и сбалансированного питания. Школьники учатся составлять меню с учетом требований к здоровому питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления. Проводится работа по повышению культуры приема пищи, а также соблюдению основных гигиенических требований. Этому способствует привлечение литературных источников, детских шутливых стихотворений, карикатур.

Практика показывает, что от учителя в наибольшей степени зависит, какое влияние на здоровье учащихся оказывает их пребывание в школе. Существует ряд индивидуальных особенностей человека, которые могут определять его быструю утомляемость, невысокую работоспособность, специфическое эмоциональное реагирование. Изменить эти особенности практически нельзя, но и невозможно не обращать на них внимание. Психологическое поведение ребенка напрямую зависит от его физического состояния, поэтому учителя школы используют дифференцированный подход в обучении. Школьники со слабой нервной системой отличаются невысокой работоспособностью, неустойчивостью внимания по отношению к посторонним раздражителям. Учитывая это, учитель не ставит их в проблемную ситуацию, опрос чаще проводит в письменной форме, практическую работу дает выполнить до конца, не отвлекая и не переключая их внимания, поощряя за любой вид деятельности. Существует несколько общепедагогических приемов и техник, позволяющих повысить эффективность учебного процесса, сберегая силы ребенка и ресурсы его здоровья. К ним относятся: обеспечение щадящего режима к психологическим ресурсам школьников; максимальное использование коммуникативных технологий для создания в классе комфортных условий, основанных на взаимном доверии, понимании общих задач, психологической поддержки; целенаправленное развитие, поддержка и позитивное эмоциональное подкрепление интереса учащихся к процессу обучения. Накопленный педагогами школы опыт показывает, что для микрокоррекции поведения или состояния ученика бывает достаточно таких элементарных приемов, как выдерживание паузы, растягивание гласных, переход на шепот и т.д. А вовремя произнесенная шутка, улыбка может сотворить педагогическое чудо.

Используя современные здоровьесберегающие технологии, необходимо помнить, что они должны выполнять не только свою основную функцию, но и способствовать формированию гармонически развитой личности.

Педагогика – наука, требующая движения вперед маленькими шажками, добрыми движениями, незаметной поддержкой. Организовать образовательный процесс с учетом заботы о здоровье ученика – значит не принуждать его к занятиям, а воспитывать у него интерес к познанию себя и законов мироздания.

Литература и ресурсы:

  1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: “ВАКО”, 2004, 296 с.
  2. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).
  3. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.
  4. http://www.shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии.