Профориентационная психологическая игра для учащихся 11-х классов "Особая миссия"

Разделы: Школьная психологическая служба


Актуальность

Главная социальная задача юношеского возраста – конструирование жизненных планов (профессии, образования, семейных установок, образа жизни). Общее образование дополняется специальным, профессиональным. Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути молодежи. Важными также являются социально-этические тенденции (эмансипация от влияния родителей и овладение нормами и ценностями взрослой жизни). Социальное и личностное самоопределение юношей и девушек предполагает четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире. Наряду с дифференциацией умственных способностей и интересов, без которой затруднителен выбор профессии, это требует развития интегративных механизмов самосознания, выработки мировоззрения и жизненной позиции.

На личностное становление молодежи в период выбора жизненных ориентаций, конструирования жизненных планов оказывают влияние множество факторов, особенно социокультурные изменения, происходящие в современной России. Жизненные планы являются выражением, с одной стороны, установок молодежи, а с другой – реальных жизненных возможностей, предоставляемых обществом; возможностей регионов, которые связаны с историческими особенностями их развития и современным социально-экономическим положением; наконец, возможностей самого индивида, определяемых его потенциалом, природными данными и социальным окружением.

Цель:

  • создать условия для закрепления своей жизненной позиции, которая возникла на игре и может быть перенесена в обычную жизнь,
  • развитие способности к саморефлексии, повышение ответственности старшеклассников за свои поступки.

Предполагаемый психологический результат: приобретение и проживание опыта принятия решения и ответственности за принятое решение.

Описание сюжетной канвы, игровой результат, тип сюжета. Тип сюжета - метафорический. Группе юношей и девушек, присутствующих на игре, суждено выполнить особую миссию по спасению человеческих душ. Они должны пройти испытания, чтобы миссия была успешно выполнена и человеческие души спасены.

Ход игры

В психологической игре участвуют ученики 11-х классов школы. Каждому классу раздается определенное задание (каждое задание распечатывается и раздается участникам для выполнения), на выполнение которого отводится 30 минут времени. Старшеклассники представляют свои ответы перед аудиторией, отвечают на вопросы. Ведущий обобщает выступление. Подводит итоги.

Есть два способа преодолевать трудности:
 либо вы изменяете сами трудности,
чтобы было легче с ними справиться,
либо, справляясь с ними, изменяетесь сами.

Вступительное слово ведущего: Сегодня мы с вами немного пофантазируем. Попробуем представить себя героями следующей фантастической истории (звучит космическая музыка).

«Сегодня мы с вами одна команда, экипаж большого космического корабля. Нам вместе предстоит выполнить «Особую миссию». Мы оправимся с вами на Потухшую планету, которая находится на грани полного уничтожения. Совсем недавно здесь была активная и счастливая жизнь, но в результате кризиса планета находится на грани смерти. На ней        господствуют: страх, тревога, безразличие, упадок духа и сил. Вам предстоит возродить эту планету, зажечь в душах людей огонек надежды, протянуть руку помощи.

Каждой космической команде предстоит решать свою задачу»

Ведущий раздает задания классам. 

Задание №1. 11 Б (Химико-биологический профиль) классу

Душа, больная собой,
не исцеляется заботами мира,
но мир исцеляется
выздоровлением такой души.

Задание: Многие жители на планете под гнетом навалившихся проблем находятся в угнетенном состоянии. В душах людей поселились: безразличие, безысходность, они чувствуют упадок духа и сил, им кажется, что нет выхода из черной полосы неудач.

1) Как говорят: «Человек счастлив и несчастен своими чувствами и мыслями». Вам необходимо попытаться зажечь огонек надежды в их душах. Каким словом, действием можно поддержать человека, как зажечь огонек надежды в их сердцах.

Варианты выступления:

  • отвечая на первый вопрос старшеклассникам можно приготовить свечки, зажигая которые они будут по очереди называть слова поддержки;
  • ответ можно показать в виде сценки

2) А теперь подумайте: Что поможет вам самим сохранить жизнестойкость в этой нелегкой ситуации, как вам самим не заразиться вирусом безразличия к своей жизни, как не упасть духом?

Ведь недаром говорят: «У кого тепло в душе, тому не холодно снаружи». Вам необходимо оформить «Щит», за который вы держитесь в жизни и который вам не даст упасть в трудную минуту жизни и сохранит тепло ваших сердец.

Учащимся предлагается оформить «Щит» на котором отразить следующие вопросы:

  • Ваш девиз, кредо жизни                                                                      
  • Ваши внутренние убеждения, ценности
  • Ваши ресурсы : кто или что может поддержать вас в жизни, придать вам сил. Ресурсы можно найти в самом себе (ваши особенности личности, черты характера, увлечения) и в окружающих людях.

Время на подготовку: 30 минут

После выступления старшеклассников ведущий подводит итог:

У каждого корабля (космического корабля) свой путь. И чтобы двигаться по жизненному простору в своем направлении, необходимо:

  • придерживаться своего ориентира в любой ситуации (а им послужат ваши ценности),
  • уметь противостоять трудностям и выдерживать метеоритные дожди и звездные войны (в этом вам помогут ваши личные качества – воля, целеустремленность, уверенность, решительность, смелость, умение брать ответственность за свою жизнь)
  • а также, всем нам необходима поддержка наших близких, друзей. И здесь важно помнить о том, что сколько мы сами даем окружающим тепла, любви, поддержки, столько и получаем в ответ.

Счастье заключено внутри нас, и свой путь мы выбираем в жизни сами. Иногда люди выбирают себе путь зла, лжи, лицемерия, равнодушия, и в таком случае, его можно только пожалеть, потому что он останется одинок в этой жизни.

Жизнь как эхо... Она тебе отдаёт всё, что ты говоришь и делаешь. 

Задание №2. 11 И классу (Информационно-математический профиль)

Во время кризиса на планете, поступление в ВУЗы и Сузы для многих абитуриентов останутся мечтой. Условия поступление в институты на этой планете усложнились, а вам необходимо получить здесь образование, чтобы стать профессионалом. Льготы отменили, оценки в аттестате значения не имеют, да и деньги особой роли не играют. Важность приобретают не только знания, но и личностные особенности будущего студента, умение доказать что он будет на своем месте в выбранной профессии.

Представьте, что вы являетесь представителями ВУЗа, участниками приемной комиссии.

Перед вами стоит задача:

  1. Продумать вопросы для абитуриентов на собеседовании с будущим студентом
  2. Сформулировать веские аргументы, которые бы сыграли существенную роль при выборе будущей кандидатуры в ВУЗ.
  3. Подумайте об ошибках, которые может совершить абитуриент при собеседовании.

Составьте памятку в помощь абитуриенту.

Возможный вариант представления своей работы в виде сценок, импровизаций «успешное собеседование при приеме в институт» и «Неуспешное собеседование» (на котором абитуриент совершает наиболее распространенные ошибки)

Примеры ответов на типичные вопросы при собеседовании:

  • Расскажите о себе
    Специалисты советуют студентам и молодежи заранее заготовить краткую речь, в ходе которой Вы можете рассказать о себе, о своих предпочтениях, сильных сторонах.
    Рассказать самое основное (своеобразная "самопрезентация"): фамилию, имя, выбранную специальность, опыт работы, ваши успехи в учебе, соответствующий выбранному направлению, описание своих профессиональных интересов и сильных сторон.
    Однако то, что Вы говорите - это только часть презентации. Ваши манеры, одежда, жесты - не менее важная часть успешной презентации. Конечно, уверенность в себе должна быть явной, но не преувеличенной...просто надо выглядеть профессионально.
  • Почему Вы хотите учиться именно здесь?
  • Почему вы выбрали именно эту профессию?
  • Приходилось ли Вам заниматься работой по выбранной вами специальности раньше?
    Во всех случаях лучше ответить "Да". Потом описать имеющийся у Вас опыт и реальную способность выполнять эту работу. Если у Вас еще нет опыта работы по специальности, то следует попытаться убедить работодателя, что Ваши личные качества и работоспособность компенсируют отсутствие необходимого опыта.
  • Каковы Ваши сильные стороны?
    Следует подчеркивать в первую очередь те качества, которые полезны для данной работы.
  • Каковы Ваши слабые стороны?Какие черты Вашего характера Вы в себе хотели бы изменить?
  • Чего бы Вы хотели достичь в ближайшее время?
  • Какие у Вас есть любимые занятия помимо работы?
    Среди любимых занятий целесообразно выделить те, которые каким-то образом связаны с профессионально личностными качествами предполагаемой специальностью.

Наиболее распространенные ошибки на собеседовании

  • Первое и самое банальное - внешний вид человека, приходящего на собеседование.
  • Некоторые предпочитают приходить на собеседование в сопровождении родственников.
  • Манера всезнайки
  • Неумение говорить, слабый голос, плохая дикция, грамматические ошибки.
  • Отсутствие интереса и энтузиазма.
  • Отсутствие профессиональных планов: отсутствие четких целей и задач.
  • Недостаток искренности и уравновешенности.
  • Плохая успеваемость во время учебы.
  • Отсутствие такта.
  • Неопределенные и уклончивые ответы на вопросы.
  • Невежливость.
  • Недостаточное умение ориентироваться в обществе.
  • Выраженное нежелание учиться.
  • Нежелание смотреть прямо в глаза собеседнику.
  • Отсутствие целеустремленности.
  • Мало знаний по специальности.
  • Отсутствие самостоятельности. Недостаточная зрелость. Леность.
  • Отсутствие интереса к общественной деятельности.
  • Опоздание на встречи без уважительных причин.
  • Нерешительность.

Ведущий обобщает выступление второй команды: Вам удалось отметить основные моменты, которые могут ожидать абитуриента на собеседовании. Но хотелось бы выделить самое главное, то на необходимо сосредоточить внимание – это осознанность выбора, умение его обоснованность, реалистичность, выбор который основан на знании самого себя, своих возможностей, ценностей и конечно же собственная уверенность в своем выборе. Говорят, что единственно правильный путь человека – это путь сердцем, но к сожалению не всегда мы способны и хотим его услышать.

Задание №3. 11 У класс (Универсальный профиль)

На потухшей планете все ваши профессии, которые вы получили на Земле являются невостребованными. Вам предстоит сделать все возможное, чтобы найти свое место, свою сферу деятельности, свое занятие на этой планете во время безработицы.

Напишите ваши конкретные шаги, которые вы предпримите в поисках работы. Вам важно не только возродить жизнь на планете, но и найти свою область деятельности.

Нарисовать лестницу и на ступенях этой лестницы написать ваши шаги, которые вы предпримите в поисках работы.

Предполагаемый ответ: Какими бы ни были обстоятельства, сам по себе поиск достойной работы – это всегда трудоемкий процесс, требующий от человека сил, времени и терпения. Тем более, когда хочется получать от работы не только удовольствие, но еще и приличный доход.

1 – Первый и самый важный этап процесса поиска работы – не падать духом.

2 – Самоопределение. Вам предстоит хорошенько подумать, взвесить все «за» и «против», прежде чем выбрать ту сферу деятельности, которая вам наиболее интересна.

Главное – как можно раньше определиться с выбором и понять, к чему необходимо стремиться.

3 – Составляем резюме

Как только вы решили, в какой сфере деятельности будете реализовывать свой потенциал, сразу же приступайте к составлению резюме. Резюме должно быть обдуманным, грамотным, четко структурированным и максимально информативным. Помните простую истину: хорошее резюме – ваш первый шаг к эффективному поиску работы.

4 – Пусть о вас узнают все

На сегодняшний день можно выделить несколько основных способов, позволяющих найти работу. Одни ищут интересные вакансии через друзей или родственников, другие используют СМИ и Интернет, третьи обращаются в кадровые агентства, а четвертые предпочитают общаться с работодателем напрямую. Для того чтобы поиск был эффективным, необходимо задействовать максимум источников. Так приложите все усилия для того, чтобы у вас было множество вариантов. Помните: выбирать должны вы, а не вас.

5 – Одним из наиболее эффективных способов поиска работы является обращение к работодателю лично. На собеседовании вам необходимо аргументировать свое желание работать именно в этой компании. Постарайтесь удовлетворить самолюбие работодателя, на многих это действует безотказно.

6 – Один из путей — получение дополнительного образования. Сегодня есть возможность пройти профессиональную переподготовку или курсы, которые дают дополнительные знания на базе уже имеющего высшего образования, либо просто освоить азы уже на практике.

В процессе поиска работы вы должны быть активным и целеустремленным.

Слово ведущему: Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Здесь хотелось бы привести строки:

Я просил сил… А жизнь дала мне трудности, чтобы сделать меня сильным.
Я просил мудрости… А жизнь дала мне проблемы для разрешения.
Я просил богатства… А жизнь дала мне мозг и мускулы, чтобы я мог работать.
Я просил любви… А жизнь дала мне людей, которым я мог помогать в их проблемах.
Я просил благ… А жизнь дала мне возможности.
Я ничего не получил из того, о чем просил. Но я получил все, что мне было нужно.

И у каждого из вас есть все то, что необходимо вам, чтобы вы были счастливы и не потерялись в этом мире, главное взять ответственность за свою жизнь и найти именно ваш путь.

Задание №4. 11 Г (Естественнонаучный профиль)

Во время кризиса многие семьи не выдерживают натиска навалившихся проблем и разрушаются. Именно кризис или трудности в жизни каждой семьи являются проверкой на прочность отношений и перерастают в хорошую школу саморазвития, самосовершенствования, взаимопонимания и совместное преодоление трудностей делает семью крепче. Или напротив, если семейные узы не так крепки и надежны, что не выдерживают проверки на прочность и разрушаются.

  • Кто-то решает, что одному ему будет легче выжить в трудную минуту и уходит из семьи.
  • В других семьях поселяется равнодушие к проблемам и боли недавно любимого человека.
  • Отношения других переходят в военные действия, где супруги престают слышать и уважать друг друга.

Вы наверняка уже думали о вашем будущем семейном счастье. Люди часто желают себе и другим «крепкой и дружной семьи». И чтобы возродить планету необходимо возродить ценности семейного счастья. Ведь семья всегда была основой общества. Но что такое крепкая семья? В чем ее крепость?

Вам необходимо прийти к общему решению и напомнить жителям планеты о важности сохранения семьи. Найти ответы на вопросы:

  • В чем основа семейного счастья
  • Важны ли (и почему) семейные узы в развитии человека (ведь можно и неплохо прожить и одному)

Можно представить свою работу в виде творческого выступления.

Слово Ведущему: Крепость семьи определяется способностью выдерживать удары судьбы, проходить через все испытания, проблемы и трудности, не теряя при этом любви, мира и единства. Самая основная задача каждого члена семьи (особенно в трудную минуту) наладить сотрудничество, восстановить взаимопонимание, не допускать игнорирования чувств и пожеланий другого, поддерживать, уметь уступить. Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости и конечно же, в любви, которая все побеждает.
Мне вспоминается одна история, где идет разговор между Любовью и Влюбленностью. Влюбленность очарованная силой Любви спрашивает, в чем ее сила. На что Любовь отвечает: «Я умею прощать, Я могу простить Предательство, потому что часто оно идет от незнания, а не от злого умысла. Измену тоже, потому что, изменив и вернувшись, человек получил возможность сравнить, и выбрал лучшее. Ложь – это меньшее из зол, потому что часто бывает от безысходности, осознания собственной вины, или из нежелания делать больно, а это положительный показатель. Я могу простить Злость, так как она кратковременна. Могу простить Резкость, так как она часто бывает спутницей Огорчения, а Огорчение невозможно предугадать и проконтролировать, так как каждый огорчается по-своему. Еще могу простить Обиду. Я могу простить Разочарование, так как за ним часто следует Страдание, а Страдание очищает. Но есть одно, чего не может простить даже Любовь - Оно ранит сильнее Измены и Предательства и задевает хуже Лжи и Обиды, самый страшный враг чувств – Равнодушие. Так как от него нет лекарства.

Поэтому хотелось бы пожелать вам не встречать равнодушия на своем пути и не становиться равнодушным самому. Ведь пока мы любим, радуемся, сострадаем, поддерживаем, переживаем … - мы живем, но когда мы превращаемся в бесчувственные камни, то мы перестаем ощущать жизнь…

Успеха вам !

Список литературы:

  1. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов н'/Д: Феникс. 1,996.
  2. Пряжников И. С. Методы активизации профессионального самоопределения. Комплект из 4-х книг под общим названием. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО«МОДЭК», 1997.