Интегрированное логопедическое занятие (коррекционное и технология) с использованием ИКТ по теме "Миру – мир. Синонимы"

Разделы: Логопедия


Цели.

  • Уточнить и закрепить знания о синонимах.
  • Учить понимать значение слова “мир”.
  • Учить правильно использовать синонимы в своей речи.
  • Учить видеть красоту поэзии в стиле хокку.

Задачи.

Ообразовательные

  • Закрепление практического навыка употребления в речи слова “мир”.
  • Развитие умения подбирать синонимы слова “мир”.
  • Развитие умения подбирать однокоренные и родственные слова.
  • Расширение и активизация словарного запаса по теме: “мир”.
  • Формирование коммуникативного умения употреблять усвоенную учебную терминологию в связных высказываниях.
  • Формирование навыка адекватного применения интерактивной доски при выполнении логопедического задания.

Коррекционные

  • Развитие наблюдательности к языковым явлениям, умения осмысливать материал, работать в определённом темпе.

Воспитательные

  • Воспитание мотивации к учению.
  • Воспитание интереса к поисковой деятельности и сотрудничеству.
  • Воспитывать любовь и интерес к русскому языку, его богатству и красоте.

Оборудование:

  • интерактивная доска для слайдов,
  • карточки со словами,
  • карточки с заданиями,
  • бумага для оригами.

I. Организационный момент.

Логопед: Ребята! Вспомните, над какой темой мы с вами работали на прошлом занятии? (Ответы детей)

(Данное занятие входит в цикл занятий по теме “Синонимы”, всего 5 занятий)

II. Основная часть.

1. Сообщение темы занятия. Слайд №1.

Логопед: Сегодня мы продолжим говорить о синонимах. А о каких синонимах - для этого прочитаем небольшой рассказ. Слайд №2

(На интерактивной доске изображение журавля с хокку, читают “птичьим базаром”, затем по одному выразительно читает каждый ученик)

С белого неба
Стая летит журавлей
Снежные крылья. Лю Ко

Логопед: Что вы на доске прочитали и увидели?

(Ответы учеников, в 3 классе они проходили тему: японская поэзия -хокку).

Почему вы считаете, что данное стихотворение - хокку? (Ответы детей).

В какой стране пишут такие стихи в стиле хокку? (Ответы детей)

О какой птице идет речь в хокку? (Ответы детей)

Что вы можете рассказать о журавле? (Ответы детей)

Логопед:

Да, журавль - перелётная птица, но ещё журавль в далекой стране Японии является символом чистоты, счастья, честности, готовности к бескорыстной помощи. В Японии существует примета — тот, кто сложит 1000 бумажных журавликов, тот гарантирует себе отменное здоровье. В 1955 году со смертью 12-летней японской девочки Садако Сасаки, погибшей от последствий ядерной бомбардировки Хиросимы, бумажные журавлики стали символом мира — дети со всего мира посылали в Японию журавлики, которые девочка не успела доделать. Каждый год в День памяти жертвам атомной бомбардировки все приносят бумажных журавликов к памятнику.

Вот сегодня и мы попробуем сделать оригами – журавля из бумаги.

Что такое оригами? (Ответы детей)

Логопед дополняет, что это слово пришло также из Японии и означает искусство складывания фигурок из бумаги.

2. Оригами. Слайд № 3 и Слайд № 4

(Дети складывают фигурки журавля по образу, логопед объясняет, как делать, помогает детям, по окончании работы все любуются журавликами и читают на слайдах № 3 и № 4 хокку).

Опустели поля -
Только где-то вдали маячат
Хохолки журавлей… Сики

Лежу в траве без дум и без печали.
А высоко над головой —
Летит журавль в ясном небе. Басё

3. Физкультминутка.

Подвижная игра “Журавли учатся летать”

(Воспитание правильного физиологического дыхания, развитие координации движений).

Дети изображают, как журавли учатся летать. Руки разводят в стороны и поднимают на уровне плеч - вдох через нос. При опускании рук - выдох. Одновременно выполняют движение по кругу.

4. Игра “Найди синонимы к слову “мир”.

Лексическое значение слова “мит”.

Логопед: Мы уже узнали, что журавлики стали символом мира.

Что такое мир? Как вы понимаете? (Ответы детей)

Логопед сообщает, что сегодня в кабине есть что-то необычное, посмотрите внимательно и скажите, что вы увидели необычное?

(Дети говорят, что на стенах висят бумаги с записями).

(В кабинете на стенах развешаны слова, которые являются или не являются синонимами. Дети ходят, собирают записи со словами. Каждое слово на отдельных листочках).

Примерные слова: дружба, война, счастье, ссора, Вселенная, космос, спокойствие, жизнь без войны, согласие, покой, планета.

1 группа - Вселенная, планета, космос, сообщество людей.

2 группа - дружба, спокойствие, согласие, покой, жизнь без войны.

Логопед: Дети! Какие слова вы собрали? Почему вы считаете данные слова синонимами? (Ответы детей)

Логопед: Слово “мир” имеет два значения:

Первое - это значение космоса, вселенной, планеты,

Второе - это спокойствие, жизнь без войны, тишина, согласие, перемирие, покой.

5. Упражнение “Подчеркните пословицы со словами в значении мир - планета, сообщество людей, а второе - согласие, покой.

Логопед: Сейчас мы будем выполнять задание в группах. У детей карточки с пословицами и дублирует записи на интерактивной доске. Слайд №5

Первая группа - подчеркните из данных пословиц значение слова мир - планета, сообщество людей, а вторая группа - спокойствие, покой. Дети обсуждают, совещаются.

Слайд № 6 (мир - спокойствие). Слайд № 7 (мир - планета). Слайд № 8 (миру - мир).

Как еще называются слова, которые имеют много значений? (Ответы детей)

Мир – дело великое. (Спокойствие)

Красота спасет мир. (Планета)

Мирская слава сильна. (Спокойствие)

Мир за себя постоит. (Планета)

Люби ссору, люби и мир. (Спокойствие)

Худой мир лучше доброй ссоры. (Спокойствие)

В мире жить — с миром жить.

Мир заревет, так лесы стонут. (Спокойствие)

С людьми мирись, а с грехами бранись! (Спокойствие)

Если мир не мирится с тобой – ты мирись с миром.

Что миром положено, тому быть так. (Спокойствие)

Дружно за мир стоять – войне не бывать. (Спокойствие)

Логопед: Почему данные пословицы мы соотносим со словами спокойствие и планета? Почему мы можем назвать их синонимами? (Ответы детей)

Логопед: А почему никто не выбрал эти две пословицы? (Ответы детей)

Логопед: Да, мы можем сказать, что данные пословицы одновременно говорят о мире как о сообществе людей и о мире как о спокойствие. Одним из таких выражений можно сказать МИРУ - МИР! Слайд № 9.

6. Упражнение “Найди и запиши однокоренные и родственные слова к слову мир”.

Логопед: Из данных слов выберите и напишите в своих тетрадях слова, которые вы можете назвать однокоренными и родственными.

Слайд №10. На слайде слова, которые будут однокоренными и родственными к слову Мир - мирный, мировой, примирение, перемирие, миротворец, мириться, мировоззрение, мироздание, миролюбие, мироощущение, мирно, всемирный и другие слова, которые не будут родственными: примерка, размер, кумир, смирно, замерзать, приморозить.

Логопед: объясняет совместно с учениками слова, смысл которых дети не знают или встречаются впервые, или малознакомые слова.

Проверка задания. Дети читают свои записи и объясняют, как они понимают данные слова.

Логопед: Как вы думаете, если слова синонимы, то они будут относиться к одной части речи? (Ответы детей). К каким частям речи относятся данные слова? (Устные ответы детей).

III. Итог занятия.

Логопед: Что интересного вы узнали?

Что особенно вам понравилось и запомнилось? (Ответы детей)

Спасибо, занятие закончено.

Литература

1. Волина В.В.Занимательное азбуковедение, М.: “Просвещение”, 1994.

2. Лопухина И.С. Логопедия 550, “Аквариум”, М.: 1996.

3. Городилова В.И, Кудрявцева М.З., Чтение и письмо. “Дельта”, М.: 1995.

4. Нищеева Н.В. Система коррекционной работы, “Детство-Пресс”, С-П.: 2003.