Урок мужества "Подвиг народа бессмертен"

Разделы: История и обществознание, ОБЖ


Разработка посвящена предстоящему 200 летнему юбилею Отечественной войне 1812 и Заграничным походам русской армии 1813-1814 годов.

Тип урока: комбинированный

Цели урока: образовательная - повторить основные события Отечественной войны 1812г и осветить биографии героев войны; учебная - работа с дополнительным материалом и развитие аналитического мышления гражданское и патриотическое воспитание молодых граждан российского общества на беспримерных подвигах соотечественников.

Основная идея урока: память подвигу русского народа, совершенном в 1812 году.

Задача урока:

  • Вспомнить основные события Отечественной войны 1812 г.
  • Познакомить учащихся с героями войны и их судьбами.
  • Оценить значение победы русского народа в Отечественной войне 1812 г.
  • Развить самосознание учащихся, чувство причастности учащихся к истории родной страны.

Технология обучения: критическое мышление

Форма урока: работа в группах

Оборудование урока: мультимедийный проектор, экранная доска, компьютер, учебник История России 10 кл, дополнительный материал, презентация MC Word (Приложение 1)

Исторические личности: Кутузов М.И., Денис Давыдов, Петр Багратион, Надежда Дурова.

Основные даты: 12 июня 1812 г., 26 августа 1812 г., 1813 г.

Географические названия: река Неман, г. Москва, с. Фили, Бородинское поле, г. Малоярославец.

Мизансцена урока: учащиеся рассаживаются по группам 4-5 человек в форме полукруга, чтобы каждой группе хорошо видеть обе доски.

Оформление доски: Дата, тема урока, эпиграф к уроку "Герой, служащий Отечеству, никогда не умирает и оживает в потомстве". Генерал Кульнев Я.П.

Ход урока

Организационный момент: приветствие, проверка готовности к уроку, отметка отсутствующих, психологический настрой на урок.

Стадия вызова: учащиеся озвучивают ассоциации, возникающие при просмотре первого, второго, третьего слайда (1-2 мин.)

Презентация.

Ребята после небольшого обсуждения приходят к выводу, что в 1812г. произошла Отечественная война, которой будет 200 лет (слайд №4). Записывают тему урока и чертят таблицу в своих тетрадях:

Знаю Хочу знать Узнал
     

Слайд №5

По ходу урока учащиеся должны заполнить все три колонки таблицы.

Вступительное слово учителя: краткое содержание Отечественной войны в сопровождении мультимедийной презентации (5-7 мин.). Слайды № 6-16

Примерный текст учителя "Отечественная Война 1812 года важная страница в истории не только нашей страны, но и всей Европы. Вступив в череду "наполеоновских войн" Россия выступила заступницей монархической Европы. Благодаря русским победам над французами глобальную революцию в Европе удалось отсрочить на некоторое время. Война Франции и России была неизбежна, и 12 июня 1812 года собрав 600 тысячную армию, Наполеон форсировал Неман и вторгся в пределы России. У русской армии был план противостояния Наполеону. План был разработан прусским военным теоретиком Фулем, и одобрен императором Александром I. Фуль разделил русские армии на три группы: 1-й командовал Барклай - де - Толли; 2-й Багратион; 3-й Тормасов. Фуль предполагал, что армии будут планомерно отступать, на укрепленные позиции, соединяться, и сдержат натиск Наполеона. На практике же вышла катастрофа. Русские войска отступали, и вскоре французы оказались недалеко от Москвы. План Фуля полностью провалился, несмотря на отчаянное сопротивление русского народа.

Сложившаяся ситуация требовала решительных действий. Так, 20 августа пост главнокомандующего занял Михаил Кутузов, который был одним из лучших учеников Великого Александра Васильевича Суворова. Во время войны с Франции Кутузов произнесет интересную фразу: "Чтобы спасти Россию, надо сжечь Москву". Русские войска дадут генеральное сражение французам у деревни Бородино. Была Великая сеча, получившая название Бородинской Битвы. Победителем из неё не вышел ни кто. Бой был жестоким, с обилием потерь с обеих сторон. Через несколько дней, на военном совете в Филях, Кутузов примет решение отступить. 2 сентября в Москву вошли французы. Наполеон рассчитывал, что москвичи принесут ему ключ от города. Как бы не так:Опустевшая Москва встретила Наполеона совсем не торжественно. Город погорел, сгорели амбары с провиантом и амуницией.

Занятие Москвы стало роковым для Наполеона. Он толком и не знал, что делать дальше. Французскую армию каждый день, каждую ночь, донимали партизаны. Война 1812 года поистине была Отечественной. В Армии Наполеона начались разброд и шатания, нарушилась дисциплина, солдаты пьянствовали. Наполеон пробыл в Москве до 7 октября 1812 года. Французская армия решила отступать на юг, в хлебные, не разоренные войной области. Русская армия дала бой французам у Малоярославца. Город погряз в ожесточенных боях, но французы дрогнули. Наполеон был вынужден отступать по Старой Смоленской дороге, той самой, по которой он пришел. Бои под Вязьмой, Красным и у переправы через Березину, положили конец Наполеоновской интервенции. Русская армия погнала неприятеля со своей земли. 23 декабря 1812 года Александром I был издан манифест об окончание Отечественной Войны. Отечественная Война 1812 года закончилась, а вот кампания Наполеоновских войн была только в самом разгаре. Бои продолжались до 1814 года.

Отечественная Война 1812 года - важное событие в Российской Истории. Война 1812 года вызвала небывалый всплеск национального самосознания у русского народа. Защищали свое Отечество все: от мала до велика. Победой в этой войне, русский народ подтвердил своё мужество и свой героизм, показал пример самопожертвования во благо Родины. Война подарила нам много людей, имена которых будут навечно вписаны в русскую историю Михаил Кутузов, Милорадович, Дохтуров, Раевский, Тормасов, Багратион, Сеславин, Горчаков, Барклай - Де - Толли, Ермолов. А сколько еще неизвестных героев Отечественной Войны 1812, сколько забытых имен. Отечественная война 1812 года - это Великое событие, уроки которого не стоит забывать и сегодня.

Задание для учащихся. Работая в группах с дополнительным материалом, ребята должны приготовить небольшие сообщения про героев Отечественной войны 1812 года, при желании с использованием доски (5 мин.). Слайды № 17-23

В сопровождении презентации учащиеся рассказывают о героях войны. (15-18 мин, по 2-3 минуты на группу максимум) и заполняют таблицы.

Подведение итогов войны. (1 мин)

Задание для учащихся написать небольшое по объему сочинение-эссе

На тему: "Герой, служащий Отечеству, никогда не умирает и оживает в потомстве" (5-7 мин)

По окончанию урока учитель может собрать тетради на проверку, или оставить на дом эссе большее по объему в зависимости от работы учеников.