Формирование творческой деятельности студентов через организацию творческого пространства

Разделы: Физика


Творческая деятельность является необходимым компонентом учебной деятельности студентов. К процедурам творческой деятельности следует отнести самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию: умение видеть новые функции объекта; видеть новые проблемы в знакомой ситуации; самостоятельно комбинировать известные способы деятельности; умение видеть структуру объекта, соотношение между элементами объекта; умение видеть различные альтернативные способы решения конкретной проблемы; конструирование принципиально нового способа решения проблемы .

Для успешной реализации творческих задач должно быть сформировано творческое пространство, которое можно рассматривать в двух аспектах - личное и коллективное. Формирование опыта творческой деятельности неразрывно связано с развитием профессионально-значимых личностных качеств студентов.

Личное творческое пространство представляет собой мотивацию профессиональной направленности студента, его инициативность, интеллект и эрудированность, которые в конечном итоге формируют личностные качества.

Для презентации опыта творческой деятельности необходима соответствующая обстановка в виде творческого образовательного пространства - той среды, в которой этот опыт будет представлен и востребован.

Форма презентации творческой деятельности может быть определена субъективно, но, несмотря на индивидуальные особенности, она обладает общими принципами:

  • природа презентации порождена самим субъектом и сформирована наличием и взаимодействием внутренней и внешней информации, творческого преломления в сознании;
  • презентация является отражением каких-либо объективных знаний реального мира (предметная, оргдеятельностная области и т.д.)

Для успешной презентации и востребованности личного опыта каждого студента должно быть сформировано коллективное творческое образовательное пространство. Важным элементом коллективного образовательного пространства является деятельность преподавателя, как руководителя и лидера, создающего в студенческом коллективе интеллектуально-эмоциональный фон учебного процесса.

Грамотно организованное коллективное творческое пространство позволяет каждому студенту быть уверенным в востребованности и значимости личного опыта, появляется потребность каждого студента в презентации творческой деятельности и организации этой презентации. Форма и содержание презентации позволяет судить о трансформации комплекса учебной деятельности в личностные качества студента, в том числе и профессионально-значимые личностные качества.