Урок литературного чтения в 4-м классе. В.Одоевский. "Городок в табакерке" (по учебнику Л.Климановой)

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели урока:

  • познакомить с жизнью и творчеством В.Ф.Одоевского;
  • изучить литературную сказку “Городок в табакерке”;
  • пополнять словарный запас учащихся;
  • формировать навыки выборочного чтения, грамотного составления ответов на вопросы.

Оборудование: презентация.

Ход урока

1. Организационный момент. (Слайд 1)

2. Речевая разминка. (Слайд 2)

– Прочитайте скороговорку жужжащим чтением.

– Прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голосом слова “ежик”, “ежа”, “ежата”, с утвердительной интонацией на этих же словах.

– Прочитайте с ускорением, с замедлением.

3. Введение в тему.

– Сегодня мы открываем новый раздел, который называется “Литературные сказки”.

– Как вы понимаете смысл раздела? Какие произведения могут в него входить?

– Первое произведение, с которым мы познакомимся в этом разделе В.М.Одоевского “Городок в табакерке”.

4. Знакомство с биографией автора.

– В.Ф.Одоевский родился в 1803 году в Москве. Получил первоклассное по тому времени воспитание в Благородном пансионе при Московском университете. В годы пребывания в пансионе появились его первые произведения в печати. На протяжении многих лет тесные дружеские и творческие контакты связывали Одоевского с А.С.Пушкиным. Одоевский замечал и всемирно поддерживал таланты, которые он видел в современной ему русской литературе. Это и Лермонтов, и Тургенев, и Достоевский. (Слайд 3)

В. Ф. Одоевский работал под псевдонимом “Дедушка Ириней”. Когда ему исполнилось 30 лет, в свет вышел сборник для детей “Детские сказки дедушки Иринея”. Сюда вошли сказки “Червячок”, “Мороз Иванович” и “Городок в табакерке”. (Слайд 4)

– Сказка называется “Городок в табакерке” (Слайд 5)

– А что такое “табакерка”? (Слайд 6 – 8)

– В XVIII веке в Петербурге курили в основном иностранцы. Русские табак больше нюхали, т. к. считалось, что нюханье табака благотворно влияет на здоровье.

Нюхательный табак держали в табакерках из папье-маше, серебра, золота, дерева, перламутра, черепахового панциря, слоновой кости, фарфора, нефритов, украшенных бриллиантами и эмалью.

Табакерка – это маленькая изящная коробочка, вмещавшая горсточку ароматной пыли – была своего рода символом знатности и богатства и указывала на то, что ее обладатель благороден и обладает эстетическим вкусом.

Особенно были в моде музыкальные табакерки, которые превратились в особый предмет роскоши и престижа — прежде чем понюхать табак, табакерку держали в руках, так чтобы все могли ее хорошенько рассмотреть, потом неспешно открывали, поражая соседей не только тонкими миниатюрами,  но и, к примеру, крохотной поющей птичкой, которая выпархивала из недр маленькой коробочки, или танцующей под музыку фигуркой пастушки.

5. Чтение произведения учителем.

По ходу чтения произведения ведется словарно-орфографическая работа.

– Что такое бюро? (Слайд 9)

– К какой горке ходил Миша? (Слайд 10)

– Что такое ставни? (Слайд 11)

– Объясните, что обозначает слово флюгер. (Слайд 12)

– Какую бумагу называют “тисненой”? (Слайд 13)

– Сказка В. Ф. Одоевского “Городок в табакерке” была написана более 150 лет назад, поэтому в сказке встречаются слова, которые редко употребляются в нашей речи.

– А знаете ли вы значение этих слов? (Слайд 14)

6. Физкультминутка.

7. Работа над содержанием сказки.

– С чего начинается сказка? Прочитайте.

– Подберите синонимы к слову “папенька”

– Почему же автор употребляет именно слово “папенька”?

– Найдите и прочитайте отрывки, соответствующие иллюстрации. (Слайд 15)

Слайд 16

– Что особенного было в проводнике? Почему у него была такая поговорка?

Слайд 17

– Какую историю вспомнил Миша? Что показалось смешным мальчику-колокольчику?

Слайд 18

– В чем ошибся Миша, посмотрев на колокольчики?

Слайд 19

– Кем являлся надзиратель? Как вы думаете, почему он переворачивался с боку на бок?

Слайд 20

– С кем встретился Миша? О чем рассказала “царевна-пружинка” Мише?

Слайд 21

– Поверил ли ей Миша? Докажите.

8. Итог урока. (Слайд 22)

– Понравилась ли вам сказка?

– Ваши впечатления от прочитанного?

– Действительно ли Миша побывал в городке в табакерке?

– Чем закончилась история?

– Что хотел сказать читателям В.М.Одоевский в своем произведении?

9. Домашнее задание.

– Прочитать сказку и разделить ее на части.