Интегрированный урок (история + литература) по теме "Окончание смутного времени. Отражение исторических событий в русской литературе"

Разделы: История и обществознание, Литература


Цель урока: познакомить учащихся с путем прихода к власти в России Романовых. Повторить пройденное.

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с новой темой “Начало правления династии Романовых”. Повторить предыдущую тему “Смутное время”. Расширить и углубить знания учащихся по данному разделу.
  2. Развивать у учащихся устную речь, память, умение анализировать события, использовать для получения знаний дополнительный материал.
  3. Развивать у учащихся интерес к истории собственной страны, воспитывать патриотические чувства, чувства сплоченности и уважения к подвигам предыдущих поколений на примере Минина, Пожарского, Ивана Сусанина.
  4. Познакомить с отрывком из думы К Ф Рылеева “Иван Сусанин”.
  5. Продолжить знакомство с литературоведческими терминами.

Оборудование к уроку:

  1. Учебник История России 7 класс А.А.Данилов, Л.Г.Косулина;
  2. Презентация с использованием программы MicrosoftPowerPoint;
  3. Компьютер, мультимедийный проектор, энциклопедия “История России”;
  4. Тексты с произведением К Ф Рылеева “Иван Сусанин”;
  5. Статья “Найдены кости и крест Ивана Сусанина?” из газеты Комсомольская правда” 23 января 2003 года;
  6. Ария “Иван Сусанин” из оперы Н Глинки “Жизнь за царя”.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте. Сегодня мы с вами заканчиваем изучение темы Россия на рубеже 16–17 веков. А точнее “Смутное время в Российском государстве”. Кстати, с этим событием связан новый государственный праздник – 4 ноября. Вообще историками давно подмечено, что русская история развивается своеобразными скачками. Период спокойствия и стабильности сменяется период беспорядка и смуты, из которого как бы вытекает новый этап развития. Так в свое время в условиях феодальной раздробленности в 1613 году рождалось новое единое государство. Заканчивая изучение темы “Смутное время” я хотела бы проверить ваши знания.

II. Проверка домашнего задания.

1. Почему наступили Смутные времена? (1. Прекратился царский род. 2. За короткий период времени сменилось много правителей.
3. Страна разорена долгими войнами. 4. Три года были неурожаи. 5. Начался страшный голод. 6. Народ начал восставать)

2. Каковы были причины свержения с престола самозванцев Лжедмитрия I и Лжедмитрия II?

3 . Объясните, как вы понимаете “Смутой воспользовались польский и шведский короли”.

  • Их войска вторглись в Россию.
  • Вскоре поляки заняли Москву.
  • Страна оказалась в опасности.
  • Осознание этого факта привело к пробуждению русского народа. Он поднялся на борьбу за освобождение Отечества.

4. Что такое “семибоярщина”.

Мы говорили о том, что именно героизму, отваге, самоотверженности русского народа Россия сохранила свою независимость. Давайте угадаем, о ком идет речь.

Ему принадлежат слова: “Не пожалеем ничего, продадим дома свои, заложим жен своих и детей и соберем казну на жалованье ратным людям”. После победы над врагом был жалован чин думного дворянина. Поместье не дали, но дали жалованье – 200 рублей в год. Воздвигнут памятник в Москве и нижнем Новгороде. (Кузьма Минин).

Как вы оцениваете его поступок?

Фамилия происходит от названия городка Погорелово. Его род пострадал от Ивана Грозного. Дед Федор был сослан, мать состояла “верховной боярыней” при дочери Бориса Годунова. Сам воевода был верен Годуновым до конца. Воевал с Болотниковым. Участник первого ополчения 1611 г. И Второго ополчения 1612 г. И временного правительства. В Москве имеется памятник. (Дмитрий Пожарский)

III. Учитель истории. Краеведение.

Выдающийся вклад в освобождение страны от захватчиков внес суздальский князь Дмитрий Пожарский. За свою службу он был отмечен земельным пожалованием в Суздальском уезде. На свои средства он выстроил несколько церквей, покровительствовал народным живописцам и поэтам. Похоронен в суздальском Спасо – Евфимиевом монастыре. Так закончился путь нашего земляка князя Д. М.Пожарского, чей подвиг служения Отчизне русский народ оценил очень высоко.

IY. Чтение стихотворения учащимся. (Приложение 2)

Y. Учитель истории

В 1613 г. Был созван земский собор – это сословно – представительный орган власти, на котором обсуждался всего один вопрос. Кто же возглавит и объединит русское государство? Кандидатов было несколько. (Приложение 1) (Стр.30 учебника, зачитать сколько человек принимало участие и сколько времени проходили обсуждение.)

Послы Собора долго упрашивали Михаила и его мать (отец Михаила, митрополит Филарет, был в польском плену) стать царем. Мать Михаила говорила, что русские люди измалодушествовались и погубят Михаила, как прежних царей. Послы же отвечали, что русские люди теперь хорошо понимают, что без царя государство погибает. В конце концов послы заявили, что, если Михаил и его мать не согласятся, то Русь погибнет по их вине.

После тех событий, поляки, все равно не оставляли надежд посадить своего человека на русский престол, и решили разыскать будущего царя. 

YI. Подвиг Ивана Сусанина. Сообщение учащегося.

– Как засели в Кремле поляки, было решено боярами венчать на царство костромского боярина Михаила Романова. Но поляки узнали об этом и решили убить будущего царя. Михаил в это время прятался в Ипатьевском монастыре в Костроме. Предупредили его об опасности. Помог Михаилу крестьянин Иван Сусанин, вывез он его в своей одежде и спрятал. А сам надел сапоги боярские, взял собак и отправился в лес. Собак отпустил, а сам давай ходить по лесу, по болоту, все следы запутал, снял потом сапоги и закинул их в самое топкое болото. Вернулся Иван в деревню, а тут и поляки: “Где Михаил?” Не хотел Иван отвечать, да поляки начали его нагайками стегать. Тогда говорит Сусанин: “Ладно, покажу, но только вы отдохните сначала с дороги” Сели поляки за стол, подпоил их Иван. К вечеру захмелевшие поляки собрались обыскивать деревню, но Сусанин говорит: “Нет Михаила в деревне, на охоту пошел” Не поверили сначала поляки, но как следы от богатых сапог увидели, так велели Ивану вести их на поиск Михаила. Долго бродили поляки по лесу, пока Иван не завел их в болото. Тут только поняли поляки, что их обманули, и убили Сусанина. Но это уже не спасло их от гибели.

YII. Работа в группах (на партах учеников вырезки из газет)


Рис. 1

YIII. Рассказ учителя истории о том, что найдены кости и крест И.Сусанина.

IX.Учитель литературы. К.Ф.Рылеев “Иван Сусанин”

– События этого времени нашли отражение в русской литературе. В 1822 году К Ф Рылеев пишет знаменитую думу “Иван Сусанин”.

(Приложение 1)

– Рылеев Кондратий Федорович родился 18 сентября 1795–1826 в Петербургской губернии в семье армейского офицера, небогатого помещика. Получил образование в кадетском корпусе в Петербурге. Кондратий Федорович (1795–1826) – поэт-декабрист. Все его творчество проникнуто высокими идеалами, чувством любви и восхищения народом. Жизнь Рылеева была короткой, но насыщенной разными событиями. В молодости он участвовал в освободительной войне с Наполеоном, в 1823 году вступает в тайное Северное Общество.
Один из наиболее активных участников декабрьского восстания. В 1825 году активно участвовал в восстании на Сенатской площади против царя.
Восстание было подавлено. Николай 1 расценил деятельность Рылеева опасной. 13 июля 1826 года Кондратий Федорович и еще 5 декабристов были казнены.

– Дума – народная песня об исторических событиях и народных героях.

(Приложение 1)

– Важное место в творчестве Рылеева занимают стихотворения, которые называются думами. В украинской народной поэзии думами называли народные песни об исторических событиях и народных героях.
По замыслу автора думы должны дать читателю представление о русской истории и ее героях. В думах отразились понятия поэта об общественном долге и назначении человека.
Каждая дума Рылеева посвящена известному историческому герою и чаще всего называется его именем: “Иван Сусанин, “Смерть Ермака”, “Иван Грозный” и др.

Словарная работа. (Приложение 1) У каждого учащегося тексты

Ляхи – так в старину русские называли поляков

Мнить – думать, воображать.

Вотще – тщетно, напрасно.

Дебристую – непроходимую.

Не шелохнясь – не шевелясь.

Настороже – насторожиться, прислушаться.

– Чтение отрывка “Иван Сусанин” (Приложение 3)

“Куда ты ведешь нас?.. не видно ни зги! –
Сусанину с сердцем вскричали враги. –
Мы вязнем и тонем в сугробинах снега;
Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега.

Сусанин ведет их... Вот утро настало,
И солнце сквозь ветви в лесу засияло:
То скроется быстро, то ярко блеснет,
То тускло засветит, то вновь пропадет.

Стоят не шелохнясь и дуб и береза,
Лишь снег под ногами скрипит от мороза,
Лишь временно ворон, вспорхнув, прошумит,
И дятел дуплистую иву долбит.

Уж солнце высоко сияет с небес –
Все глуше и диче становится лес!
И вдруг пропадает тропинка пред ними:
И сосны и ели, ветвями густыми

Склонившись угрюмо до самой земли,
Дебристую стену из сучьев сплели.
Вотще настороже тревожное ухо:
Все в том захолустье и мертво и глухо...
“Куда ты завел нас?” – лях старый вскричал.
“Туда, куда нужно! – Сусанин сказал. –
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит”.

“Злодей! – закричали враги, закипев, –
Умрешь под мечами!” – “Не страшен ваш гнев!
Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело,
И радостно гибнет за правое дело!
Ни казни, ни смерти и я не боюсь:
Не дрогнув, умру за царя и за Русь!”

– Беседа.

– Куда завел Сусанин врагов? Прочитаем описание леса.
– Какие чувства в этом описании передал поэт? (Создается тревожное состояние, но оно изменчиво – солнце “ то ярко блеснет”, “то скроется”, “то тускло засветит”. Напряжение усиливают и стоящие “не шелохнясь и дуб, и береза”. Характеристика леса передает мрачное состояние: “все глуше и диче становится лес”, его ветви склонились “угрюмо до самой земли”, и все “мертво и глухо”. Чувство безысходности и неизбежной смерти охватывает людей.)
– Когда враги догадались, что Сусанин завел их на погибель?
– Что побудило Сусанин завести врагов в непроходимую чащу? Прочитайте.
– Как в стихотворение сказано о любви каждого русского человека к Отчизне, готовности совершить подвиг во имя Родины? Прочитайте.

Спустя 2 века была написана композитором Михаилом Глинкой опера “Жизнь за царя”

X. Прослушивание арии “ Иван Сусанин”.

XI. (Приложение 1)

XII. Итог.

– Чем закончилось смутное время на Руси? (Избранием Михаила Романова на престол.)
– Какие народные герои сыграли решающую роль в событиях смутного времени?

Общий подвиг складывался из подвигов многих людей. Подвиги Минина и Пожарского и Ивана Сусанина не были забыты потомками. Спустя два века в Москве на Красной площади у храма Василия Блаженного был установлен памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.

XIII. Домашнее задание. (Приложение 1)