Определение

Разделы: Русский язык


Цели:

  • Образовательная:дать понятие об определении, формировать навыки нахождения определений в тексте.
  • Развивающая:развивать устную и письменную связную речь.
  • Воспитательная:воспитывать любовь к своей малой родине, чувство патриотизма, чувство прекрасного; прививать интерес к русскому языку.

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания

1) Чем отличаются распространённые предложения от нераспространённых?

  • Распространите (устно) дополнением предложение: Художник рисует.
  • Что такое дополнение? На какие вопросы отвечает?
  • Художник рисует. Рисует Что? Чем?

2) Устно. Найдите дополнения.

Правило-помощник: чтобы легче было найти подлежащее и не спутать его с дополнением, вопрос к подлежащему лучше ставить от сказуемого.

  • Село украшает сад.
  • Альбом взял мальчик.
  • Кудри берёз расчёсывает ветер.
  • Брат прислал мне подарок.
  • Сметала осень в стога копны сена.
  • Вот открыл царевич очи.
  • Лук царевич опустил.

3) Словарный диктант: лисица, медведь, заяц, морковь, картофель, помидор, планета, животные, капуста, горизонт.

2. Объяснение нового материала

1) На доске и в тетради записать предложение:

Пришла долгожданная зима. Белым ковром покрылась земля. Мелькнул лисий хвост.

Разбор предложения по членам:

  • поставить вопросы;
  • выяснить, что прилагательные выступают в роли второстепенных членов предложения,  которые отвечают на вопросы Какая? Какое? Чей? и обозначает признак предмета.

– Что изменили прилагательные? (Они делают речь точнее, передают краски, помогают лучше представить предмет.) Определения обозначают признак предмета.

2) Работа с учебником  (стр. 74).

  • Укажите члены предложения, обозначающие признаки предмета и отвечающие на вопросы  Какой? Чей?
  • Какие из определений являются эпитетами?
  • Сегодня мы отправимся с вами в необычное путешествие: в мир цветов, запахов, красок.

– Дорога наша может быть долгой, трудной, нам нужно укрепить свои мышцы, снять усталость, поэтому сейчас мы сделаем небольшой перерыв на физминутку.

Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуть, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
И опять начать писать.

– Итак, все готовы путешествовать?

Замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери в повести «Маленький принц» сказал: «Мы в ответе за тех, кого приручили».
И мы с вами, ребята, в ответе за будущее и настоящее нашего дома, нашей планеты и всего живущего на ней.

– Перед нами макет земного шара, нашей планеты – глобус.

  • Глобус какой по размеру? – маленький.
  • А земля наша? – большая.
  • Какие цвета мы видим и что они обозначают?
    • Голубой цвет – океаны, моря.
    • Жёлтый – пустыни.
    • Зеленый – леса.
    • Синий – реки.
    • Коричневый – горы.

– Видите, сколько цветов мы назвали, как красива наша планета, наша земля, наша родина! Все эти слова дают определение цвета. Мы назвали прилагательные по цвету.

– Давайте подберем прилагательные, которые дают характеристику – определение рекам. Какие они бывают? (Полноводные, широкие, бурные, красивые, глубокие, мелкие).
– Запишите  два-три определения рекам в тетрадь.
– А какие бывают горы? (Опасные, снежные, высокие, низкие, величественные).
– Но кроме гор бывают и луга (заливные, большие), моря  и океаны (глубокие). Мы даём определение по размеру.
– Но нашу планету населяют ещё и цветы, животные, растения.

Медведь Бурый, большой, лохматый, неуклюжий, злой «Теремок», «Три медведя»
Лиса Рыжая, хитрая «Лиса Патрикеевна», «Лубяная избушка», басня «Ворона и лисица», сказка «Колобок»
Волк Серый, зубастый, хищный, опасный, страшный «Волк на псарне», «Волк и 7 козлят»
Зайчик Белый. Серый, пушистый, маленький, быстрый (Домашнее задание)

– Записать в тетрадь по два-три определения, обозначить главное слово в словосочетании.
– Эти животные дикие или домашние?

4) Работа по репродукции.

– Но на нашей планете растут и деревья, и плоды, и цветы.
– Давайте рассмотрим репродукцию картины Ф.П.Толстого «Цветы, фрукты, птица».

  • Какие краски употребляет художник?
  • Как мы можем охарактеризовать фрукты? (спелые, ароматные, сочные, горькие, кислые).

– Художник старается достоверно красками передать нам окружающий нас мир, а поэт словом.

5) Дидактический материал (стр. 57, стихотворение «Поле»).

– Автор ярко, образно передал красоту поля.

6) Творческая работа.

– Годовой цикл поделен на 4 времени года: осень-зима-весна-лето.

  • Попробуйте и вы стать немного художниками.
  • Напишите, какие краски, как художники, вы употребите при описании того или иного времени года. (Можно написать только прилагательные, можно словосочетания).

7) Вывод.

– Как красиво мы описали планету, на которой мы живем! И сберечь её мы тоже с вами обязаны. При помощи определений мы показали большой и разнообразный мир, который нас окружает.

Но на этой планете есть и мы, люди.

3. Домашнее задание:  параграф 38; упражнение 181.

4. Творческое задание:

  • Вообразите себя кусочком Вселенной – цветами. Почему цветами? Дети – цветы жизни.
  • Пофантазируйте, какими цветами вы хотели бы себя изобразить. Почему? Каким цветом? Размером? Подумайте почему.
  • Помните, что цветы – часть природы. Кому вы хотели бы подарить такой цветок?

Давайте мы с вами наполним мир добротой и цветами.