Использование активных методов обучения как необходимое условие повышения мотивации в процессе обучения на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


Необходимость формирования положительной мотивации в процессе обучения является  важным  условием повышения учебно-познавательной деятельности школьников, актуально  для всех ступеней образования.

Что же такое  мотивация? Мотивация  (от лат. мotus – движение) – это методы, средства побуждения к активной деятельности.

Если рассматривать составляющие определения, то мы видим, что для формирования положительной мотивации необходима активизация методов обучения  учителем и учебной деятельности учащимися. 

Применение активных методов обучения позволит нам научить учащихся не получать готовые знания, а самостоятельно искать, анализировать, формулировать информацию, которая в итоге и составит общую сумму знаний, полученных за урок. В  итоге сформируется общая система знаний,  ученик научится самостоятельно  учиться.

Что же лежит в основе активных методов обучения? Самостоятельный поиск  ответа на вопрос. И помогут в этом  такие формы активных методов обучения, как научное исследование, проект, решение проблемных и логических задач и т.д.

Использование подобных методов и форм обучения предполагает и изменение традиционной организации процесса обучения. Если типичная  схема образовательного процесса  строится по схеме: объяснение учителем нового материала – усвоение – закрепление – самостоятельное применение учащимися,  то при использовании активных методов и форм обучения, она принимает иной вид: самостоятельный поиск – усвоение – объяснение.

Следовательно,  повышается активность и самостоятельность учащихся.

Применять активные методы  можно на различных этапах обучения. Так на этапе  знакомства с новым материалом можно предложить учащимся решить  проблемную задачу.

Например,  при изучении темы «Правописание корней – кос-кас»  учитель на доске пишет слова в два столбика: 

Касаюсь
Коснись
Касание
Прикосновение
касательная
Приложить
Предлагать
Сложение
Слагаемые
изложение

Перед учащимися ставится задача: проанализировать правописание слов в левом столбике, определить, от чего зависит написание в  корне –  кос-кас – гласных букв, сопоставить с написанием слов в правом столбике, выявить взаимосвязь, создать алгоритм-формулу.

Для решения данной задачи учащимся необходимо установить  взаимосвязь  между наличием суффикса а в слове при написании в корне гласной буквы а, доказать  правильность своего вывода.  Сопоставление с ранее изученным (правописание корней  лож-лаг) позволит не только повторить и закрепить уже известный материал, но и выявить общность в правописании подобных корней с чередованием. Создание алгоритма-формулы даст возможность в емкой форме (зрительное фотографирование) сформулировать вывод: если после корней лож-лаг, кос-кас стоит суффикс а, то в корне  пишем а

Как мы видим, решение  проблемной задачи позволяет нам развивать мышление, логику учащихся, прививать интерес к познанию, умение анализировать и синтезировать знания, дает возможность творить, создавая новое (написание алгоритма-формулы).
Решение логических задач дает возможность развивать гибкость мышления, различные виды памяти, учит апеллировать полученными знаниями, ища нестандартные подходы к решению.
При изучении в 5 классе темы «Фонетика. Орфоэпия. Графика» учащимся предлагается решить следующие  логические задачи:
Какой вопрос может помочь в изучении русского алфавита?

1. Что ешь?                                                      3. Куда идешь?
2. Где еж?                                                        4. Когда встаешь?

(Во втором вопросе  буквы идут по алфавиту)

2. Прочти закодированное слово:   22  16  15  6  20  10  12  1 (фонетика).

3. На доске написано слово «стриж…м».  Какую букву нужно вставить?  (Если перед нами глагол, то пишем «е», а если это слово является именем существительным, то «о»)

А при изучении темы «Синтаксис и пунктуация» предлагаем продолжить предложение: «Я идет ... » (Я идет после Ю)

Ребятам очень нравится решать логические задачи, вот несколько примеров задач, которые учащиеся придумали сами:

1. Т = С, Ь = Ы

Т опгьл впгпл  (С новым годом!)

2. Прочти спрятанную  фразу.

Зделка, ветренная погода, загарать, ийюньский день, дуп, перон, касить, ковта, блистеть, сонце, накланить.  (Знай правила)

Прочел ответ?  Следуй ему: исправляй ошибки.

Выполнение интегративных заданий позволяет очень эффективно развивать широту и гибкость мышления, формировать обобщенные приемы умственной деятельности, стимулировать познавательную активность даже слабоуспевающих учащихся:

1. Старый 2347 + 49166 = 5.15.13. (дом) Название сказки Андерсена.

2. Вспомните 10 литературных произведений, в название которых присутствуют числительные : «Три мушкетера»,   «Два капитана» и т.д.

Интересной формой обучения, на мой взгляд, является    создание проблемной ситуации.  Учитель ставит перед учащимися вопрос, а они самостоятельно изучают предложенную тему, отбирают необходимый материал и представляют его в интересной форме. Приведу несколько примеров подобных заданий.

«Кто прав?» – Можно разбить класс на группы и поставить перед каждой группой определенную задачу, решать которую учащиеся будут  самостоятельно, используя учебники, энциклопедии и т.д. Например,  причастие – это самостоятельная часть речи или форма глагола?

«Спешим на помощь»: учитель просит учащихся оказать помощь в объяснении какой – либо темы или  решении  какого-нибудь вопроса.

Так учащимся 5 класса было предложено помочь  в работе со словарными словами. Войдя в класс, я сказала: «Ребята, я не знаю, как мне быть. Мы с вами должны запомнить,  как пишутся  словарные слова, которые мы изучаем в течение всего года.  Но сколько бы мы ни «зубрили»,  а проходит время, и вы снова ошибаетесь в написании этих слов.  Что делать?  Может, вы что придумаете?».

Конечно, учащиеся с радостью откликнулись на «призыв о помощи». Им интересно  решить то, что не смог учитель.

Для поиска ответа на вопрос  «Как  выучить словарные слова? Какой способ эффективен?» можно разбить класс на группы и каждой группе предложить определенное исследовательское задание.

1 группа

Даны слова: конгресс, конференция, конкуренция, консерватор, конституция, конвенция, консолидация. Что объединяет данные слова?
Чтобы ответить на поставленный вопрос, учащимся необходимо обратиться к словарю иностранных слов и выяснить происхождение, значение и написание данных слов.

Предполагаемый вариант ответа:

Слово Его происхождение
Конгресс
Конференция
Конкуренция
Консерватор
Конституция
Конвенция
Консолидация
«Вместе» + «ход, движение»
«Вместе» + «собирать»
«Вместе» + «бежать»
«Вместе» + «охранитель»
«Вместе» + «слагать»
«Вместе» + «приход, собрание»
«Вместе» +  «уплотнение, укрепление»

Учащиеся делают вывод о том, что объединяет все эти слова латинская приставка con  – «вместе», на русском языке все эти слова не случайно пишутся с гласной «о», так как именно данная гласная присутствует в латинской приставке.

Учитель может предложить придумать аналогичное задание для ребят, работающих в других группах. Стоит обратить внимание учащихся на то, что знание иностранных языков помогает  при изучении родного языка.

Полезно познакомить учеников со значением и написанием наиболее употребительных иноязычных словообразовательных элементов ( гео-, поли-, аква-, -лог-, мон- и др.).

2 группа

Пользуясь словарем «Иноязычные слова», этимологическим словарем и другой справочной литературой, приведите примеры  заимствованных слов, которые были «копированы». Что помогает запомнить написание подобных слов?

Предполагаемый ответ:

Слово  Откуда заимствовано
Арена
Аттестат
Вагон
Гигант
Делегат
От латинского слова arena – «песок, площадка, усыпанная песком».
Из немецкого языка пришло в русский язык в Петровскую эпоху: attestat.
Пришло в 30-е годы 19 века из английского языка: wagon.
Слово заимствовано из немецкого языка в 18 веке: gigant.
Слово заимствовано в русский язык через посредство польского: delegat.

Вывод: Русский язык систематически пополняется заимствованными словами. Некоторые слова по-русски пишутся так же,  как и в языке,  из которого они были взяты.

Ребята могут предложить одноклассникам, работающим в других группах,  проанализировать словарные слова, которые в учебнике русского языка предложены для запоминания, и выяснить, какие из них в русском языке пишутся аналогично языку, из которого были заимствованы.

3группа

Даны слова: рябина, баюкать, щепетильный, улитка, позор и т.д.

Проведя этимологический анализ слов, докажите верность высказывания В. Шереметевского:  «Орфография слова есть биография слова». Подберите однокоренные слова.

Предполагаемый вариант ответа:

Слово Его происхождение Однокоренные  слова
Баюкать Произошло от слова   «баять», то есть « говорить, рассказывать» Басня, байка
Позор Образовалось от слова «зор» – посмотреть, первоначально обозначало «зрелище» Заря, узор
Рябина Общеславянское название дано дереву за его пестрый облик, древним значением слова «рябой» было« пестрый, пятнистый» Рябчик, курочка – ряба, рябить
Улей Произошло от слова « улита», то есть « снабжено норой» Улица, улей
Щепетильный Образовано от слова «щепет», что означало «порядок по отношению к внешнему виду, мелочам» Щепка, отщепенец

Вывод: В.Шереметевский был абсолютно прав, утверждая: «Орфография слова есть биография слова». Этимологический анализ слов помог проверить «непроверяемые слова».

Подобное задание помогает организовать работу по орфографии, используя  «этимологическую рефлексию» (С.И. Львова), прививает интерес к познанию, расширяет кругозор.

Развитие творческих способностей учащихся  – очень важное условие активизации познавательной деятельности школьников и развития  их самостоятельности на уроке.

Специально организованная образовательная среда, стимулирующая воображение, повышает мотивацию, в которой школьник может развиваться самостоятельно, исследуя и творя.

Например, предлагаю   учащимся   придумать самим  сказку – объяснение правописания  какой-либо  орфограммы или диктант по теме. Выполнение подобной работы дает возможность учащимся  хорошо усвоить то или  иное правило правописания, развивает речь, повышает мотивацию обучения.

Приведу примеры подобных работ.

Речь адвоката. (Сказка о правописании Ы  и И после Ц)

Господа присяжные заседатели!Мой подзащитный, господин Ц, вовсе не ветреник, как утверждают некоторые. Он, конечно, меняет свое место, и мы видим его стоящим то рядом с И, то рядом с Ы.Но где вы видим его  с И? Только в корне и словах на-ция, а в суффиксах и окончаниях он всегда только с Ы. Прошу это учесть. Помните, что  цыган на цыпочках, цыкающий на цыпленка:  «Цыц»,  не подчиняется этому правилу.

Диктант о правописании гласных в корне с чередованием зор-зар.

На заре корова Зорька горько жаловалась на жизнь.А вечером ее озарило: надо быть веселой, и все будет хорошо!Но тут началась гроза, заполыхали зарницы, и Зорька снова приуныла.

Проектная деятельность ориентирована на развитие мышления, творческих способностей учащихся,  расширение кругозора. Ученик сам определяет проблему, пути ее решения, самостоятельно ищет необходимые сведения, анализирует их, сопоставляет, формулирует вывод. Учитель является только организатором и координатором, он помогает ребенку сделать «маленькое открытие».

Работа может быть выполнена в форме презентации, доклада, видеопроекта и т.д.

Приведу ряд примеров:

1. Учебник правописания гласных в корне. В этом учебнике в игровой форме представлены темы о безударных гласных, проверяемых ударением, непроверяемых, гласных в корнях с чередованием. Учащимися самостоятельно сформулированы правила,  придуманы упражнения, иллюстрации.

2. Исследовательская работа о взаимосвязи языков индоевропейской группы. Ученица 5-го класса на примере сопоставления написания слова мама в различных языках доказала  связь между  языками индоевропейской группы. Конечно, ученым это хорошо известно, но для пятиклассницы это стало ее маленьким открытием.

3. Работа по ономастике. Учащиеся исследовали, какие формы их имен использовались в литературных произведениях и   о чем говорит использование авторами той или иной формы имени. Почему у Островского героиню зовут Катерина, у Толстого  есть Кити и Катюша, а Блок пишет о Катьке?  Данная  работа была отмечена дипломом на конкурсе «Первые шаги».

Исследовательская работа не ограничивается только теми методами и формами работы, которые были представлены выше.
Главное,  учитель  должен понимать, что использование  именно активных методов и форм работы определяет подход к содержанию и освоению современной развивающей образовательной среды, повышая мотивацию учащихся в процессе обучения,  потому что ученики должны не только «получить» знания, но овладеть методами познания, то есть  научиться  учиться.

Список используемой литературы

  1. Финкельштейн Э.Б. Исследовательская деятельность школьников и интеграция. – М., 2005.
  2. Современные образовательные технологии в практике учителя мировой художественной культуры. – М., 2003.
  3. Львова С.И.  Орфография. Этимология на службе орфографии. – М., 2001
  4. Сараева  А.Н. Как проверить «Непроверяемое» слово. – М., 2004.
  5. Виноградова Н.К. Базовая модель занятия по развитию творческих способностей учащихся. МПГУ им.В.И.Ленина. – М.