Семинар-практикум "Мы против наркотиков – мы за жизнь!"

Разделы: Школьная психологическая служба


По мере изменения социально-экономической ситуации в нашей стране, расширения зарубежных контактов все более масштабные и тревожные очертания приобретают проблемы, касающиеся подростков. Среди них наркомания.

В последнее время антинаркотическими знаниями, хотя бы на минимальном уровне, обладают большинство взрослых: учителей, родителей, психологов. Тем не менее, какой бы объективной и проверенной информацией не обладали взрослые, при работе с детьми они могут натолкнуться на их настороженное, критическое отношение и даже отчуждение.

В то же время, если информация поступает от сверстника, который имеет авторитет в своей среде, то независимо от ее достоверности она полностью усваивается окружением лидера и на основе полученной информации формируется отношение к проблеме. В связи с этим был разработан семинар-практикум, который направлен на подготовку подростковых лидеров (волонтеров) в школах района.

Цель: Подготовить учащихся, способных вести пропаганду употребления

ПАВ среди сверстников.

Задачи:

  • Повысить уровень информированности подростков относительно психоактивных веществ и последствий злоупотребления ими.
  • Сформировать поведение, способствующего отказу от злоупотребления психоактивными веществами.

Семинар-практикум разработан для лидеров школ района представляющих волонтерское движение.

Предшествующая работа: по школам было дано задание приготовить презентацию, направленную на профилактику употребления ПАВ.

Ход занятия

Нашу встречу я начну с очень оптимистического стихотворения, которое своим содержанием направит наше сознание на жизнь без вредных привычек, без претензий к окружающим людям и всему человечеству в целом.

Так хочется, чтоб были все счастливыми!
Чтоб колокольчиком звенел веселый смех!
Давайте станем каплю терпеливее!
Давайте станем чуточку добрей!
Давайте жить в спокойствии, согласии!
Пусть свет земли нам освещает путь!
Трудиться будем творчески и радостно, но так,
Чтобы здоровый образ жизни сохранять!!!

1. Знакомство. Упражнение «Меня зовут…» (5 мин.)

Группа располагается кругом. Первый из участников называет свое имя и еще что-нибудь связанное с именем. (Пример: меня зовут Наташей, но друзья меня обычно называют Ташей).

2. Упражнение «Мой сосед»

Группа разбивается на пары. Поочередно участники должны рассказать своему соседу что-нибудь о себе (по 2 минуты каждый). После этого собирается группа вместе, и каждый участник коротко представляет своего собеседника, рассказывая то, что запомнил. При этом главное подметить индивидуальность партнера.

Вспомогательные вопросы:

– мои увлечения;
– твои ценности;
– главные люди в твоей жизни;
– наличие врагов;
– за чем и для кого живешь.

3. Ожидание участников (10 мин.)

Участникам предлагается поразмышлять о том. Какую информацию и практические навыки они хотели бы получить на занятии, и какие ожидания они связывают со своим участием в нем. Задаются, следующие вопросы:

– Что бы вы хотели получить от семинара?
– Что вам может помочь в этом?
– Что вам может помешать?
– Чего ожидаете от ведущих?

Участники по очереди высказывают свои ожидания. После того, как все поделятся своими соображениями. Ведущий делает обобщение и рассказывает о целях и задачах встречи.

4. Игра «Дерево» (10 мин.)

Ведущий предлагает участникам задуматься о том, насколько они информированы о проблемах, связанных с наркотиками и наркоманией.

«Представьте, что пространство на полу – большое дерево, которое определяется уровнем ваших знаний о наркомании. Если вы встанете на кроне, значит, вы уверены в том, что знаете об этой проблеме практически все и вам не нужна дополнительная информация. Если разместились на стволе – значит, вы достаточно информированы, но вам еще многое нужно и хочется узнать. Если же вы выбрали место на корнях, то вы считаете, то , что вы знаете о наркомании– это маленькая часть всей информации, которая, возможно, не совсем достоверна»

После того как каждый участник выбрал место на «дереве», ведущий выборочно просит несколько человек обосновать свой выбор и запомнить всех участников свои места.

5. Представители одной школы, это команда

Задание для команд: рассказать «Вот мы какие!». Ваша задача: придумать название команды, которое бы соответствовало теме нашей встречи, девиз – четверостишие, и выбрать капитана команды.

6. Ведущие задают всем команда одинаковые вопросы. Система оценки: количество баллов соответствует количеству правильных ответов.

1. Является ли алкоголь стимулирующим средством, придающим силы? (Нет, алкоголь – депрессант, угнетает центральную нервную систему, затормаживает нормальные реакции организма.)

2. Могут ли люди, которые принимают наркотики, рассчитывать на долгую и счастливую жизнь? (Нет, наркозависимый живет не более 3-5 лет с начала употребления героина.)

3. Влияет ли на здоровье новорожденного ребенка, если беременная женщина пьет или употребляет наркотики? (Да, алкоголь не переваривается в желудке, а поступает прямо в кровь, откуда проникает через плаценту в кровь.)

4. Подвержены ли большому риску дети, которые начинают употреблять алкоголь в подростковом возрасте? (Да, исследования показывают, что если человек начинает употреблять алкоголь до 15 лет, то он подвергается в 2 раза большему риску начать употребление наркотиков, чем те, кто попробовал алкоголь, будучи взрослым.)

5. Можно ли выпить спиртное и согреться? (Нет, употребление рюмки алкоголя вызывает расширение кровеносных сосудов поверхности кожи, хотя это и создает ощущение тепла, организм на самом деле быстро теряет тепло, тем самым, вызывая переохлаждение тела.)

6. «Плакат»

Материалы: фломастеры, ватман.
Процедура:
задание выполняется в 2 этапа.

1. Каждой команде предлагается придумать и нарисовать плакат антинаркотического содержания. При этом необходимо соблюдать следующие требования: не изображать атрибуты, имеющие отношение к употреблению наркотических средств (иглы, шприцы, таблетки и т.д.).

Время: 10 минут (команды работают отдельно друг от друга).

2. Команда должна защитить свой проект перед другой командой и ведущими.

Время: по 2 минуты на защиту.

Система оценки: 5-бальная, максимум 5 баллов.

Критерии: оценивается идея, воплощение (эстетичность), защита (оригинальность, понятность). Учитывается массовость при выполнении задания.

7. «Кричалки»

Материалы: ручки, бумага.

Процедура:

1. Командам дается задание придумать несколько речёвок или коротких стишков ( не более 4 строчек, рифма желательна) антинаркотического содержания.

Время: 5 минут.

2. Придуманные кричалки нужно произнести всей командой хором. Команды исполняют это по очереди, как бы соревнуясь друг с другом.

Время: 3 минуты.

Система оценки: оценивается количество речевок, содержание, возможность хорового воспроизведения. Баллы начисляются за количество.

8. «Альтернативная реклама»

Командам предлагается следующее задание: Все мы с вами ежедневно смотрим телевизор, и каждый из нас знает, какую роль отводят телевизионные каналы горячо любимой всеми рекламе. А самое большое место отводится, конечно же, рекламе спиртных и табачных изделий. Ваша задача заключается в том, чтобы придумать рекламу одного из алкогольных напитков или табачных изделий, которая бы сообщала всю правду о продукте.

9. Игра «Аргументы»

Процедура: проводится в 2 этапа.

1. Командам предлагается в течение 1–2 минуты придумать и обсудить между собой максимальное количество доводов в пользу отказа от употребления наркотиков.

2. Команды располагаются друг напротив друга, договариваются об очередности– кто начнет первым. Доводы не должны повторяться, желательно, чтобы высказывалось как можно больше участников. Победившей считается команда, которая привела последний довод.

Система оценки: оценивается количество приведенных доводов, а также добавляются призовые баллы за массивность

10. Игра «Горячий мяч»

Материалы: 3 мяча.

Процедура: проводится в 2 этапа.

Команды встают каждая в свой круг. Ведущий объясняет правила.

1. Ведущий: «Сейчас у вас есть время 5 минут для того, чтобы обсудить, кто, что может защитить подростка от употребления наркотиков, а также каким образом он сам может уберечь себя. Может быть, это определенные качества его личности, а может быть, некие обстоятельства его жизни». Если есть вопросы, ведущий отвечает на них.

2. Каждая команда получает по мячу. Ведущий говорит: «Знаете, что такое «горячий мяч»? Его нельзя долго держать в руках так как можно обжечься. Сейчас вы будете перекидывать друг другу мяч как можно быстрее. Получая мяч, вы должны быстро назвать одну из причин, защищающих подростка от наркомании, а затем так же быстро перекинуть его любому игроку. Ваша задача сохранить как можно больше участников команды.

Система оценки: количество оставшихся игроков и призовой балл команде, которая играла с мячом дольше.

11. «Скульптура»

Придумать скульптуру под названием “Мы против наркотиков– мы за жизнь!”. На задание отводится 7 минут.

12. Упражнение «Радости жизни» (10 мин.)

Ведущий: одной из причин попадания в наркотическую зависимость является эмоциональный дискомфорт и желание изменить свое настроение.

Все участники группы по очереди называют то, что может улучшить настроение, доставить удовольствие, спасти от скуки, развеселить. Каждый раз, называя какой – то способ достижения состояния психологического комфорта, нужно делать один шаг внутрь круга. Постепенно круг сужается, участники стоят, прижавшись, друг к другу. Создается ощущение единства, сплоченности. Ведущий говорит, что еще один способ достижения комфорта, получения удовольствия от жизни – чувство «Мы вместе», чувства единения с другими людьми.

13. Завершение

Обсуждение: «Сбылись ли мои ожидания? (Каждый участник говорит о том, оправдались ли его ожидания, что нового он приобрел на занятии.)

Обсуждается и общий ход занятия:

– Что понравилось больше всего?
– Что не понравилось?
– О чем бы еще хотели узнать?
– Пригодятся ли вам в жизни навыки, которые приобрели здесь? Как их будите применять в дальнейшем?
– Как вы думаете, нужны ли подобные семинары для подростков?

14. Раздача профилактической печатной продукции

Использована литература:

  1. Профилактика наркозависимости среди детей и подростков: Методическое пособие. Авторы состовители: Водовозов М.Ю. Губина К.В., Прокопенко Г.В. Филиал ГУТО «Наркологический реабилитационный центр», 2003-30с.
  2. Методические рекомендации по организации профилактической работы с детьми и подростками в период летней оздоровительной кампании в рамках проекта «Лето – пора находок, а не потерь!» Авторский коллектив Андреева О.С., к.пс.н., доцент Тюм. ГУ. Старцева Н.Г., к.пс.н., директор ГАУ ТО «ОЦПР». Мариинских Н.В., педагог-психолог высшей категории. Кардашова Г.П., зав. Отделением воспитательной работы комитета по образованию г.Тобольска., Тюмень 2009.