Занятие по обучению грамоте "В лес за грибами"

Разделы: Логопедия


Цели:

Коррекционно-образовательные:

  • учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звуку Ы;
  • формировать умения согласовывать имена числительные и имена существительные;
  • способствовать развитию фонематического слуха;
  • продолжать знакомить с условными обозначениями гласных звуков – красный квадрат;
  • продолжать учить определять место звука в слове;
  • развивать умение внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова подходящие по смыслу;
  • учить детей делить слова на слоги.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать дыхание и голос;
  • развивать мимическую мускулатуру лица;
  • автоматизировать звук Ы в слогах, словах, предложениях и тексте;
  • развивать звукобуквенный анализ слов.

Коррекционно- воспитательные:

  • воспитывать у детей чувство любви к лесу и бережное отношение к нему.

Оборудование: Игрушка Ежа, Лисы, Белки кукла, корзина, грибы, зеркала, картинки в которых встречается звук Ы, муляжи грибов, фломастеры, звуковые наборы, цветы, ТСО

Огр. момент:

Давайте пожелаем доброго дня соседу с лева.

Ход занятия

- Ребята я приглашаю вас прогуляться по лесу, подышать свежим воздухом, полюбоваться природой. Давайте закроем глаза 1 2 3 - в лес дорожка нас приведи. (Дети открывают глаза) (Звучит музыка леса).

- Что я слышу, ребята прислушайтесь, кто-то плачет!

- Это же ёжик!

- Что случилось «колючая голова»?

Ё: Вышел я из леса за грибами, хожу, хожу, а грибов то и не видно!!! Ребята вы мне поможете грибы найти?

- Да!

Ё: Но для начала скажите, какой самый любимый мой звук? Если зовут меня ёжик - Пых, а ищу я грибы?

- Ы!

Ё: Конечно Ы. И я знаю, одну очень интересную сказку о звуке Ы, присядьте на пенёчки да послушайте.

Жил-был звук Ы. Известен был звук Ы своим низким голосом. Звучал его голос низко-принизко оттого, что пел звук Ы, немного улыбаясь приоткрытым ртом, с оттянутыми назад языком: «Ы, Ы, Ы».

Звук Ы умел петь и протяжно:

-Ы_Ы_Ы_,

И отрывисто:

_ЫЫыыыы.

Иногда звук Ы играл на барабане:

-ЫЫЫЫЫЫ Ы ЫЫЫЫЫЫ Ы.

Иногда пел тихие колыбельные песни:

_ЫЫЫЫЫ__ЫЫ_, ЫЫЫЫЫЫ__ЫЫ.

Звук Ы жил тихой спокойной жизнью, радовал окружающих красивым, низким бархатным голосом, всегда немного улыбаясь, оттягивая язык назад.

- Возьмите зеркала, посмотрим, правда ли язычок оттягивается назад, а губы немного улыбается, когда мы произносим звук Ы.

- Звук Ы гласный или согласный?

- Почему?

Ё: Ну, что отправляемся на поиски грибов…

Ой! Кого я вижу, старая знакомая! Лиса- плутовка!

- Лисичка – сестричка та по лесу рыскаешь, каждый кустик знаешь, не видела, ли ты где грибы растут?

Л: Видать не видывала, а могу подсказать, кто знает, но вы должны моё задание выполнить: «Доскажи словечко», и обведите отгадки на картинке, позиция.

И шалить без передышки
Целый день могли ….(мартышки)
Говорит мартышка мишке:
«Я в гостях была у … (мышки)»
В праздники на улицах
В руках у детворы
Горят, переливаются
Воздушные …(шары)

Л: Живёт на окраине леса женщина одна по имени Саян, она знает лес, не раз её встречала с корзинкой руках. Идите, вон по той тропинке она вас выведет, к юрте.

- Спасибо лиса!

Отправляются дальше.

- А пока мы будем идти по тропинке, чем нибудь займёмся. Поделим слова на слоги, но не просто так. А прошагаем слова. А ты Пых подсказывай нам слова.

МАШИНА, ЛАНДЫШ, МЫШЬ.

- Ну, вот мы и дошли до юрты Саян.

С: Эзынер! Куда путь держите?

- Мы в лес за грибами пошли, вот у вас хотели спросить, не знаете, ли где они, растут?

С: Знать не знаю лес большой, но отправлю вас к белкам, они с верху всё видят, если проговорите скороговорку: «От топота копыт пыль по полю летит»

С: Белки живут на старом дубе, ищите старый дуб, найдёте и белок.

Отправляются дальше.

- Ой, какая замечательная полянка! Красивая вся в цветах

- Уф, ребята, что-то я устала, да и вы, наверное. Давайте на полянку приляжем и отдохнём немного.

(Релаксационный момент)

Звучит медленная музыка, дети закрыли глаза. Дифференциация ротового и носового дыхания.

- Ну, что пойдём дальше.

- А вот и старый дуб, а в дупле белки.

- Здравствуйте бельчата!

- Что сидите в дупле, в такой хороший денёк?

- Подскажите, где грибы нам искать?

Б: Да вот в лесной школе нам домашнее задание задали, сидим, а справится, не можем, помогите сделать звуковой анализ слова ШАРЫ.

Б: Спасибо вам ребята, а грибы мы видели вон под теми ёлочками.

- Спасибо бельчата!

Б: Вам спасибо ребята, досвидание!

Ё: Ой, сколько грибов видимо- невидимо, собирайте скорей в корзину да не забудьте сосчитать их. 1 гриб, 2 гриба, 3 гриба и т.д.

Ё: Спасибо вам ребята, что вы помогли мне грибов набрать , вот ежиха и ежата будут довольны. А за это, я и вас корзиной угощу – Берите!

- Спасибо Пых! А нам нужно возвращаться в детский сад, заждались уж, наверное, там.

1,2,3 из леса дорожка нас выводи.

- Ну, вот мы и в детском саду.

Итог

- Ребята, а куда мы с вами ходили?

- Кого встречали?

- Что искали? Какой самый любимый звук у ежика Пыха?

- Вам понравилось?

Досвидание!

Используемая литература:

  1. Волкова Л.С. Логопедия. – Москва, Просвещение,1989.
  2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – Москва, Гуманитарно-издательский центр ВЛАДОС, 2004.
  3. Ткаченко Т.А. Речь и моторика.- Москва,ЭКСМО, 2007.
  4. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков. – Москва, ВЛАДОС, 2002