Урок словесности в 10-м классе по теме "Язык и художественный стиль произведений М.А. Булгакова"

Разделы: Литература


«Главное наслаждение произведений М.А.Булгакова – осязать заповедный русский язык... кристальный,  о коем  мы позабыли, от коего кружится голова», – пишет  В.Г.Боборыкин, восхищаясь «упоительным языком» писателя, магией его мастерства. Воспитав свой вкус на лучших образцах русской художественной литературы (Пушкина, Гоголя, Достоевского), Булгаков создал свой собственный стиль, достигнув совершенства в «тончайших психологических наблюдениях, в изощренной игре языка, в блистательной композиции». 

Небольшие произведения   интересны не только в качестве нескольких страниц биографии писателя, но и в сущности именно здесь впервые появляется писатель с целостным видением и глубоким пониманием языка: его вера, принципы, главные качества художественной натуры. Он не пересказывает и не описывает события и факты своей жизни, а словно бы расплескивает по страницам рассказов, или, как сам он о них говорил, «что-то такое вроде мемуаров», самого себя. Тут и чистая лирика, и нечто от исповеди, в которой то весело, то печально, то горько, то ядовито –саркастически звучит емкое слово. Булгакова нужно научиться читать не только по строчкам его произведений, но и видеть глубокий смысл за строкой написанного.

Говоря о булгаковском стиле и его элементах, можно выделить «широкий аспект мышления», осязательность, метафоричность, раздвоенность сознания и восприятия героя. Одним из «образующих сюжет» приемов М.А.Булгаков назвал в рассказах «Полотенце с красным петухом», «Вьюга» и др. внутреннюю речь главного героя; именно она раскрывает все потаенные мысли молодого врача. Возникает как бы образ  «многопланности  мышления» – психологизация через одновременное восприятие окружающего мира. Поэтому в рассказах просматривается несколько сквозных мотивов, которые,  пронизывая текст и взаимодействуя друг с другом, образуют определенную структуру, выполняя наряду с художественными также композиционные и стилистические «обязанности».

Так, в рассказе «Полотенце с красным петухом» внутренний голос главного героя – молодого врача, которому предстоит выполнить сложную операцию, – звучит как основа развития сюжета,  в нем  и страх перед впервые свершающимся действом, и рассуждения по ходу дела, чувствуется накал происходящего, перепад напряжения – и  все резко снимается последней фразой, оттого она читается как вздох облегчения.  Надо обратить внимание еще и на цветность рассказа. Это не только цвет в названии, но и на протяжении всего произведения цвет выступает как психологический стержень. Зеленый (лампа) – размышления молодого доктора о своем приезде в глухую деревню, красный (кровь) – борьба с самим собой  и за жизнь другого человека, благодарность от всего сердца,  в эпилоге акцент на подавление красного цвета и доминанте белого. Доктор обращает внимание на красного петуха на белом льняном полотенце. В этом и прослеживается взаимосвязь всех ключевых мотивов, что подтверждает их художественную важность.

Нередко в «мемуарах» М.А.Булгакова повествователь выступает  как бы в двух лицах. Так,  рассказ «Стальное горло» написан от первого лица; один и тот же человек на протяжении всего произведения рассказывает о произошедшем. Но…  основное отличие – в настроении.  Мастерство писателя и заключается в том,  что именно через внутренний монолог героя  передается вся напряженность ситуации и его умение принять нужное решение. Какова же роль этого «двухголосия»?  Звучание этих «голосов» позволяет читателю почувствовать глубину внутреннего конфликта булгаковского героя, оказавшегося в ситуации выбора.   Вот как выражается разное восприятие рассказчиком одних и тех же предметов, людей и явлений на разных этапах развития событий (борьбы чувства и долга):

1. «…заныла у меня на левом плече бабка искусственным голосом, и я ее сразу возненавидел…» 1. «И тут бабка выросла из-под земли. … Но я уже не рассердился на нее»
2. «Минут пять спустя я, надевая брюки, не сводил молящих глаз с божественных книг оперативной хирургии…» 2. «… Помню, синий свет горел у меня в кабинете, лежал Доберляйн, валялись книги»
3. «…ухватился за книгу, перелистал ее, нашел рисунок… На нем все было ясно и просто…» 3. «Ни на какой рисунок не походила моя рана…»
4. «Через минуту я перебежал двор, где, как бес, летала и шаркала метель …» 4. «…Почувствовал, что свалилось на меня трудное, страшное дело, и я вернулся, не заметив вьюги, в больницу»

И молодой врач все-таки решился на операцию. Вот она – победа над собой во имя другого человека! Именно этот ключевой момент становится воспитывающим для молодого читателя – ответственность за свои решения, сопереживание ближним, понятие чувства долга.

Выбор методов  и приемов изучения произведений обусловлен анализом текста и читательского восприятия. Главной задачей школьного анализа рассказов писателя  становится преодоление однозначности в восприятии персонажей и событий, а для этого ученики должны услышать голос автора. Постижению авторской концепции  помогают умения истолковать детали текста во всей их многозначности, осмыслить роль композиции в произведении.  

Герой Булгакова оценивает этот мир в постоянном сопоставлении с миром вымыслов, фантазий, воспоминаний; осознание и восприятие их раздваиваются. Поэтикой  символа пронизано небольшое по объему произведение «Морфий», где сквозной деталью становится вьюга: «Начавшаяся вьюга подхватила меня, как клочок изорванной бумаги…», «несчастный доктор Поляков записывает в дневнике: «Все вьюги да вьюги. Заносит меня…», «Злая вьюга, сухая, колючая хлестнула меня по щекам», «Вьюга. Глухой вой метели в полях…» Как мы видим, создается впечатление,  будто вьюга, метель – невидимый дирижер разыгрывающейся на наших глазах драмы.

Интересен здесь и другой образ-символ. Это сумерки:  «Сумерки наступают рано, я один в квартире…», «Сумерек еще нет, но они где-то притаились и ползут по болотам, по кочкам, меж пней…», «Сумерки – самое ужасное время». Да, сумерки – образ-символ, обозначающий не только бедственное состояние мира, но и смуту в сознании героя.

Но эти же символы – вьюга  и сумерки – в то же время как обращение к новой жизни, очищение от прошлого в рассказе «Я убил».   Здесь Булгаков подробно   рисует событие, обстоятельства произошедшего, причины его, но не с целью оправдать героя, а изобразить его страдание: внутреннее и внешнее, временное и постоянное, страдание и в настоящем, и в будущем («впрочем, я и так каждый год вспоминаю эту ночь»)   и изобразить, не говоря ни слова о страдании. Поэтому внешний портрет  доктора Яшвина в настоящем и его образ жизни контрастирует с внутренним состоянием, переданным автором в рассказе доктора о своем прошлом.

Можно согласиться с выводом об особенности творчества М.А. Булгакова как «о безусловной первичности духовно-нравственной позиции человека в любых условиях его существования, без какой-либо поблажки и компромисса, и не допускается никакая уловка оправдания», что подтверждается и в этом рассказе.

Проблема  этого произведения в том, что доктор Яшвин, носящий шинель с красным крестом, оказывается на «нелепой» войне, делает «перевязочки», потому что это его святой долг; убивает пациента, нарушив клятву врача, запятнав свое человеческое «я», взяв грех на душу, и в то же время защищает женщину и честь.

В рассказах Булгакова в разных ракурсах решается одна и та же проблема, которая волновала писателя всю жизнь, – это долг, честь и назначение человека на земле, его миссия в жизни. Именно эти аспекты раскрывают особенности языка и стилистики писателя.

С тех пор, как были написаны эти рассказы, прошел почти век. Эпоха, в которой жил герой, ассоциируется с нашим временем, таким же хаотичным и жестоким. Наверное, поэтому в сегодняшней России есть огромное желание читать Булгакова; к его произведениям обращаются мастера кино.

Ныне все булгаковское наследие до последней строчки  опубликовано. Однако далеко не все осмыслено и освоено. Читателям суждено по-своему прочесть его творения и открыть новые ценности, таящиеся в глубинах. Поистине, «его строка переживет века…»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. В.Г.Боборыкин  Михаил Булгаков – Литература в школе № 1 – 1991г.
  2. Вокруг тебя мир (книга для ученика) – Международный комитет Красного Креста. Российское общество Красного Креста  – М. – 2000г.
  3. М.Ветрова  Нравственная поэтика в рассказе «Я убил» – Авторский сайт Интернета «Все о Булгакове».
  4. Н.С.Степанова  «Художественный стиль писателей ХХ века (на примере творчества В.Набокова, М.Осоргина, М.Булгакова и др.) – Курск, 2004 г.
  5. Международная научно-практическая конференция « Расширение правовых основ использования русского языка в Украине», посвященная 120-летию со дня рождения М.А.Булгакова