Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы

Разделы: Русский язык


Каждый ребенок талантлив, но талантлив по – своему. Как найти заветный ключик к каждому? Формирование творчески одарённой личности приобретает сегодня не только теоретический, но практический смысл. Жизнь становится разнообразнее и сложнее, она, чем дальше, тем больше требует подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Человеку с творческим складом ума легче найти творческую “изюминку” в любом деле, достичь высоких результатов. Повышение интеллектуального потенциала народа напрямую зависит от количества и качества творчески развитых умов. Поэтому перед школой, учителем вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит школу, вырастить не только крепким, здоровым, но и – обязательно! – инициативным, думающим человеком, способным на творческий подход к любому делу. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» одной из приоритетных задач ставит «развитие творческой среды для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе». Природа щедро наделила каждого здорового ребёнка возможностями развиваться, и каждый ребёнок может подняться на самые большие высоты творческой деятельности. Главное, чтобы у него был интерес. Принуждение – это враг творчества. Поэтому только те занятия будут обеспечивать результат, на которых ребёнок работает с увлечением, по собственному желанию.

«Слово – дело великое!» – говорил Л.Н.Толстой. Чтобы научить детей владеть словом, необходимо использовать эффективные формы работы, которые развивают творческие способности.

Рассмотрим на примере, как можно организовать работу учащихся при изучении темы «Текст» в 6 классе. Второй урок по изучению темы можно посвятить многоаспектному анализу художественного текста. (Приложение 1)

1. Класс делится на группы. Учащимся выдаются карточки трёх цветов (синий, оранжевый, зелёный), ребята выбирают понравившийся цвет и объединяются в группу таким образом, чтобы в группе присутствовали все цвета.

2. Учитель читает текст и обращается к классу с вопросом: «В чём особенность данного текста? Какими языковыми средствами пользовался писатель? Чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Учащиеся под руководством учителя формулируют тему: «Многоаспектный анализ текста». Исходя из темы и приобретённых ранее знаний, учащиеся совместно с учителем формулируют задачи на урок:

  1. Определить стиль текста, тип речи, жанр произведения.
  2. Найти в тексте выразительные средства языка.
  3. Найти средства связи предложений в тексте.
  4. Оценить произведение, высказать собственное мнение о произведении.

3. Учитель информирует ребят, какие формы работ они могут выбрать, исходя из задач, поставленных в начале урока.

1 группа – определить стиль текста, тип речи, жанр произведения.
2 группа
– найти в тексте выразительные средства языка,
3 группа – найти средства связи в тексте.

Оценить произведение и высказать своё мнение – задание для всех учащихся.

4. Ребята осуществляют самостоятельный поиск информации по теме, которую они выбрали. Они могут воспользоваться тетрадями – справочниками, куда кратко записывают в течение года необходимую информацию, и ресурсами Интернет. Могут обратиться за консультацией к учителю и учащимся из других групп.

5. Учащиеся анализируют текст, согласно выбранному заданию. Каждой группе выдаётся карточка с заданием:

Задание группы №1

  1. Определить стиль, тип речи, жанр произведения.
  2. Оценить произведение, высказать своё мнение.

Задание группы №2

  1. Найти выразительные средства языка (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и др.).
  2. Оценить произведение, высказать своё мнение.

Задание группы №3

  1. Найти языковые средства, связывающие предложения в тексте.
  2. Оценить произведение, высказать своё мнение.

Работа на данном этапе может быть организована в форме игры «Автобусная остановка» (Приложение 2) .

6. Подведение итогов (рефлексия, оценка урока). В итоге работы получается многоаспектный анализ текста. После анализа записанного материала ребята делают друг другу замечания, добавляют ответы и оценивают работу. В качестве домашнего задания учащимся предлагаются творческие задания:

  1. Предложить свою версию происхождения подснежника
  2. Описать свой любимый цветок.
  3. Сочинить сказку о своём любимом цветке.

Анализ текста, как и любой анализ вообще, способствует развитию творческого мышления.

Форм работы по развитию творческих способностей достаточно много и охватить их все практически невозможно, поэтому подробно остановлюсь на описании наиболее эффективных, с моей точки зрения.

Сочинение-эссе. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия или темы, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь. Например, после изучения темы «Образы из народа» в поэме Н.А. Некрасова учащимся можно предложить следующую работу:

1. Разделиться на малые группы.

2. Учитель сообщает задание: написать сочинение – миниатюру об одном из героев (Яким Нагой, Ермил Гирин, Матрёна Тимофеевна, Савелий – богатырь Святорусский.

3. Учащиеся выбирают героя, о котором будут писать в сочинении.

4. Обсуждение предстоящей работы, как пишется сочинение – эссе.

5. Написание сочинения.

6. Обсуждение работы в группе, затем между группами. Подведение итогов.

Альтернативной работой может быть задание – написать синквейн (это один из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке). Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

Например, после изучения образов из народа в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» учащиеся создают синквейн:

Матрёна Тимофеевна.
Красивая, трудолюбивая.
Работает, борется, защищает.
Женщина с трудной судьбой, которая защищает своих детей, свою семью, и не «гнётся» перед трудностями.
Крестьянка.

Сочинение по пословице – это интересный и полезный вид работы, так как позволяет ребятам поразмышлять над проблемами, волновавшими народ и много лет назад, и сегодня. Перед написанием работы проводим конкурс пословиц. Ребята делятся на группы и готовят пословицы по заданной теме. После конкурса ребята выбирают для себя определённую пословицу и на её основе пишут сочинение – миниатюру.

На уроках по изучению лексики, чтобы повысить интерес ребят к слову, показать его многообразие, предлагаю ребятам самим сочинить загадки, используя многозначность слова, синонимы и антонимы. Такая работа вызывает у ребят интерес, увлекает их, особенно если выполняется по группам. Часто ребята сами удивляются полученным результатам, открывая новые грани знакомых слов.

Развитию творческих способностей также способствует исследовательская деятельность. Для исследования берём краеведческий материал. Ребята под моим руководством активно работают с информаторами. С их слов записывают фольклорный и обрядовый материал. Записанный материал используется при разработке сценариев для проведения праздников народного календаря, на основе записанного материала ребята пишут исследовательские и творческие работы.

При написании исследовательской работы, на мой взгляд, весьма существенным становится вопрос выбора и определения темы и проблемы исследования учеником совместно с учителем. Необходимо, чтобы тема вытекала из сферы интересов ребёнка.

В постановке проблемы исследования разумно особое внимание уделять её актуальности для возраста учащихся вообще и конкретного человека в частности. Важно, чтобы толчок к исследованию шёл «изнутри» ученика, иначе творческий процесс сведётся к формальному проделыванию необходимых действий и не даст необходимых педагогических результатов.

Мотив – надо делать потому, что обязательно – это разрушительный мотив.

Учащиеся получают возможность самореализации через исследовательскую деятельность, приобретают знания о структуре творческой, реферативной и исследовательской работы, умение анализировать различную информацию и создавать собственную работу, включая постановку целей и задач, их реализацию, редактирование, рецензирование и защиту.

Закономерным итогом подобной работы становится приобретение и развитие новых знаний, умений, навыков, а также формирование опыта творческой деятельности.