Спецкурс по теме "Делимость целых чисел в 7-м классе"

Разделы: Математика


Цели:

  • Расширить кругозор, развивать логическое мышление, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • Активизировать исследовательскую и познавательную деятельность учащихся.
  • Поддержать интерес к дополнительным занятиям математикой и желание заниматься самообразованием, тем самым создать базу каждому учащемуся для дальнейших личных успехов.
  • Воспитывать у учащихся потребность в самостоятельном поиске знаний и их приложений.

Задачи:

  • Обеспечить усвоение понятий: делимости чисел, деление целого числа с остатком, наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное, простое число, составное число, числа сравнимые по данному модулю.
  • Научить применять полученные теоретические знания к решению задач.
  • Закрепить опыт решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска путей и способов решения;

Требования к знаниям и умениям учащихся:

  • Уметь применять делимость суммы и произведения.
  • Уметь применять признаки делимости к решению задач.
  • Знать основную теорему арифметики, уметь применять ее при решении задач.
  • Знать основные свойства сравнений по модулю, уметь находить числа, сравнимые по модулю m.
  • С помощью алгоритма Евклида уметь находить НОД и НОК чисел.

Ожидаемый результат: Развитие математических способностей учащихся

Критерии оценивания самостоятельных зачетных работ

Самостоятельные зачетные работы оценивают «зачет» – «незачет». Учащийся получает зачёт, если решено 2 и более задач.

Объём курса: 17 часов (1 час в две недели).

Содержание программы.

§1 Понятие делимости. Делимость суммы и произведения. Признаки делимости. Основная теорема арифметики. Свойства деления с остатком. Бесконечность множества простых чисел. Взаимно-простые числа. (6ч)

§2 Сравнения по модулю. Основные свойства сравнений по модулю. (6ч)

§3 НОД и НОК. Алгоритм Евклида. Критерий взаимной простоты двух чисел. (5ч)

Учебно-тематическое планирование


п/п

Содержание

Учебное время
лекция практикум Самостоятельная зачетная работа
1 Делимость чисел. Делимость суммы, разности, произведения и частного. 1 1 Лабораторная работа 1
2 Теорема о делении с остатком 1 1  
3 Взаимно простые числа   1  
4 Сравнения по модулю 1 1  
5 Основные свойства сравнений по модулю 1 3 1
6 НОД и НОК. Алгоритм Евклида.   3  
7 Зачет по теме "Делимость"     1

Календарно-поурочное планирование курса


п/п
Дата

Тема занятия

Примечание

1 2.09 Делимость чисел. Приложение 1
2 16.09 Делимость суммы, разности, произведения и частного.  
3 30.09 Основная теорема арифметики.  
4 14.10 Свойства деления с остатком.  
5 28.10 Теорема о делении с остатком  
6 11.11 Взаимно простые числа  
7 25.11 Сравнения по модулю.  
8 9.12 Равноостаточные числа.  
9 23.12 Свойства рефлексивности сравнений по модулю.  
10 13.01 Свойства симметричности сравнений по модулю  
11 27.01 Свойства транзитивности сравнений по модулю  
12 11.02 Теорема Ферма.  
13 1.03 Основные свойства сравнений по модулю.  
14 15.03 НОД и НОК.  
15 29.03 Алгоритм Евклида.  
16 19.04 Критерий взаимной простоты двух чисел.  
17 10.05 Зачёт по теме «Делимость»  

Литература для учащихся:

  1. Н.Я. Виленкин. Алгебра, учебник для 8 классов с углубленным изучением математики. Москва, Просвещение, 2000.
  2. М.Л. Галицкий. Сборник задач по алгебре для 8–9 классов. Москва, Просвещение, 2009.
  3. Л.Ф. Пичурин. За страницами учебника математики. Москва, Просвещение, 1990.
  4. Е.В.Галкин. Нестандартные задачи по математике. Задачи с целыми числами: Учеб. Пособие для учащихся 7–11 кл.– Челябинск: Взгляд, 2005.

Литература для учителя:

  1. И.В. Кадыров. Взаимосвязь внеклассных и факультативных занятий по математике. Москва, Просвещение, 1983.
  2. И.И. Баврин. Занимательные задачи по математике. Москва, Владос, 2003.
  3. Н.П. Кострикина. Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7-9 классов. Москва, Просвещение, 1991.
  4. http://www.ipo.spb.ru/iumk2/MATH_XXI-10/Methodology/index_Method.html