Буквы З, з, звуки [з], [з']

Разделы: Начальная школа


Цели урока.

  1. Дать представление о буквах З, з, как значка для обозначения звуков [ з ] и [ з’], дать понятие о парных согласных [ з ] [ з’] и [ с ] [ с’].
  2. Развивать фонематический слух, внимание, мышление, память.
  3. Учить доказывать и отстаивать свое мнение.

Задачи урока.

    1. Закреплять знания условных обозначений гласных и согласных звуков; формирование умения дифференциации парных согласных звуков; совершенствование умения наблюдать за оглушением согласных в корне слова.
    2. Формирование навыков сознательного, правильного, плавного, выразительного, беглого чтения; развивать устную речь, творческое воображение, кругозор учащихся.
    3. Учить групповой и парной работе; формировать навыки самооценки.

Оборудование: мультимедийная презентация, экран, мультимедийная установка, компьютер, Букварь Горецкий, “Звездочка”,игрушка матрешка, фишки для звуко-буквенного анализа, пластилин, карточки-опоры, карточки для групповой работы.

Ход урока

Организационный момент.

- Вы знаете, сегодня утром произошло чудо:

Мне звезда упала на ладошку.
Я ее спросила: - “Откуда ты?”
- “Дай мне отдохнуть совсем немножко,
Я с такой летела высоты…”.

Повторение пройденного.

Актуализация знаний.

- Начинаем наш урок с игры “Вопросики”. Поможет нам игрушка матрешка.

- Какой бывает наша речь?

- Из чего состоит наша речь?

- Какими бывают предложения по цели высказывания?

- Придумайте повествовательное, побудительное, вопросительное предложения.

- Из чего состоит предложение?

- Из чего состоит слово?

- Как называется самый сильный и долгий слог в слове?

- Из чего состоят слоги?

- Какими бывают звуки?

- Какие звуки называются гласными, согласными?

Фонетическая гимнастика.

Пропеть гласные звуки, опираясь на ленту букв.

Произнесение непарных звонких согласных звуков (девочки – мягко, мальчики – твердо).

Игра “Фишки”

Учитель называет звуки, дети показывают соответствующие фишки ([ы], [п], [ни] ,[в], [ру].

Игра “Молоточек” (деление слов на слоги)

Учитель называет слова (слон, змея, черепаха), дети делят их на слоги следующим образом: один ученик с помощью пластмассового молоточка отстукивает слоги, а остальные учащиеся хлопают в ладоши.

Игра “Эхо” (выделение ударного слога в слове)

Зебра. Кенгуру. Обезьяна.

Дети “зовут” слово, выделяя и повторяя три раза нужный слог.

Работа по теме урока.

- Кто запомнил имя нашей гостьи? (Звездочка)

- Какой первый звук в этом слове?

- Сколько таких звуков?

- Где находится первый звук в слове “звездочка”?

- Где находится второй звук?

- Поставьте правую руку на свое горлышко и произнесите твердо [з], мягко [ з’].

- Почувствовали, как работают голосовые связки. Значит, звуки [з] и [ з’] - звонкие или глухие?

- Посмотрите на ленту букв и назовите парный звук, дайте ему характеристику.

- Как вы думаете с какими звуками и с какой буквой мы сегодня познакомимся?

- Как называется место, где живут животные из разных стран мира?

- Давайте познакомим нашу гостью Звездочку с зоопарком. Мы его сделаем сами. И будет он у нас необычным. С одной стороны зоопарка у нас будут располагаться звери, в названиях которых есть звуки [ з ], [ з’]. А с другой стороны - звери, в названиях которых эти звуки отсутствуют.

Учитель загадывает загадки. Учащиеся распределяют животных, используя компьютерную презентацию.

- Надели коняшки
Морские тельняшки. (Зебра)

- Очень много силы в нем.
Ростом он почти что с дом.
У него огромный нос,
Будто нос
Лет тыщу рос. (Слон)

- Он высокий и пятнистый
С длинной-длинной шеей,
И питается он листьями –
Листьями с деревьев. (Жираф)

Физминутка.

Знакомство с буквой.

- Внимание! К нам в зоопарк прибыло новое животное.

- Как оно называется? (Баран)

- На какую территорию мы его поселим?

- Что это у него за рога такие? Давайте внимательно на них посмотрим. Какая буква там спряталась? (З)

Работа с учебником.

- Посмотрите, как в старину украшали букву З и как она выглядит в наше время.

Чтение слогов в “Азбуке”.

Игра “Птичий базар”

- Вы. Как птички. Каждый в полголоса прочитает текст внизу страницы. Хоровое чтение.

Физминутка для глаз (с использованием компьютерной презентации).

Работа в тетради.

Дети хором читают стихотворение.

- Я тетрадь свою открою
И с наклоном положу.
Я, друзья, от вас не скрою –
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

Запись в тетрадях: з, за, зо, зы, зу. зи.

Творческая работа (работа в группах, парах).

Разукрашивание новой буквы, лепка из пластилина.

Выставка работ, обсуждение.

Рефлексия.

- Какой необычный гость сегодня был у нас на уроке?

- С какими звуками мы познакомились? С какой буквой?

- Как вы думаете, понравился ли наш урок Звездочке?

- А что ей понравилось больше всего?

- На память о себе она оставила каждому из вас разноцветные звездочки.

- Те ребята, которые считают, что сегодня работали замечательно, поднимут красную звездочку.

- Те ребята, которые считают, что у них не все сегодня получалось, поднимите синие звездочки.

- Посмотрите, сколько у нас звездочек. Получилось целое звездное небо с подружками для нашей гостьи. Всем спасибо за урок.