Конспект логопедического занятия для детей среднего дошкольного возраста по теме "Посуда"

Разделы: Логопедия


Цель: обобщить и систематизировать знания детей о посуде.

Образовательные задачи:

  • Уточнить и расширить словарь по теме «Посуда».
  • Развивать умение составлять загадки-описания по образцу со зрительной опорой.
  • Совершенствовать грамматический строй речи.

Развивающие задачи:

  • Развивать мышление, речевой слух, зрительное внимание, мелкую моторику, ориентацию в пространстве.
  • Формировать навыки сотрудничества, ответственного отношения к выполнению задания, самостоятельности, инициативности.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать бережное отношение к посуде, желание содержать посуду в чистоте.

Словарная работа: тарелка, вилка, ложка, чашка, блюдце, кастрюля, сковородка, чайник, стакан; мыть, вытирать, разбивать, пить, есть, жарить, кипятить; круглая, маленькая, большая.

Материал: Картинки с изображениями нескольких наложенных друг на друга предметов посуды, самовар, табуретка с салфеткой, дерево с посудой, картинки с посудой разрезанные на несколько частей.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Дети стоят в кругу.

Логопед:

Постарается Кирюша,
Меня увидит Ксюша,
Ушки услышат у Коли,
У Леры, Димы и Оли,
Света со мной играет,
Никита знания закрепляет.
Поднимите руки выше,
Кто имен своих не слышал.

Дети, чьи имена не прозвучали в речёвке, поднимают руки и по очереди называют свои имена.

Логопед: Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие?

Ответы детей.

Логопед:А вот куда мы с вами отправимся, вы узнаете, если назовете предметы, которые здесь у меня на картинке спрятались.

Дети рассматриваю картинку с изображением нескольких наложенных друг на друга предметов.

Логопед:

А как можно назвать эти предметы одним словом?

– Правильно, это посуда.

– Как вы думаете, куда мы сегодня отправимся в путешествие?

Предположения детей.

Логопед:

Мы сегодня отправимся с вами в удивительное путешествие по стране, которой нет ни на одной карте. Это Страна Посуды. Нас ждут интересные задания и игры.

– Не заблудиться нам в нашем путешествии помогут стрелочки, которые мы видим на полу.

Дети с логопедом делают несколько шагов по направлению стрелочек и останавливаются перед самоваром, который стоит на табуретке.

II. Основная часть.

Логопед:

А на белой табуреточке,
Да на вышитой салфеточке,
Самовар стоит,
Словно жар горит.

– Ребята, а кто помнит загадку о самоваре?

Дети:

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела.
Пейте чай, вода вскипела!

Логопед: В таком нелегком путешествии нам придется много говорить, поэтому наш язычок должен хорошо работать. Давайте сделаем гимнастику для язычка.

Артикуляционные упражнения: «Лопатка», «Часики», «Качели», «Вкусное варенье», «Дятел», «Чашечка», «Маляр», «Лошадка».

Логопед предлагает продолжить путешествие. Дети идут по направлению стрелочек до «дерева», на ветках которого висит игрушечная посуда.

Чудо-дерево растет,
Не листочки на нем,
Не цветочки на нем,
А ложечки да чашки,
Поварешки на нем.

Логопед: Дети, а что еще вы видите на этом чудесном дереве?

Дети перечисляют предметы посуды.

Логопед:

Как вы одним словом назовете все эти предметы? (посуда)

– Посмотрите внимательно на дерево, найдите предметы посуды маленького размера и назовите их ласково.

Игра «Назови ласково»

Дети выбирают любой предмет посуды и называют его ласково. 

Логопед:

Молодцы! Быстро и дружно вы справились с заданием. А теперь на минутку закройте глазки и сосчитайте до пяти.

Пока дети считают, закрыв глаза, логопед развешивает на дереве игрушки: морковь, грушу, зайца, конфету, кошку. Потом предлагает открыть глаза и внимательно посмотреть, что нового появилось на дереве.

Игра «Что лишнее?»

Ребенок называет лишний предмет и объясняет свой выбор. 

Логопед:

– Продолжим наше путешествие.

– Мы оказались на лесной полянке. Но что это? (Обращает внимание детей на разбросанные картинки с изображением посуды. Дети рассматривают их. )

Ребята, а это кто? (логопед показывает картинку с Федорой)

Из какой она сказки?

Логопед уточняет у детей, помнят ли они автора этого произведения.

Знаете, какое у нее горе? (убежала посуда)

А почему вся посуда убежала от Федоры? (не любила, била, запылила, закоптила)

Ребята, а как нужно ухаживать за посудой? (посуду надо мыть, чистить, вытирать, не бить, беречь, сушить)

Дети поднимают картинки.

Логопед:

Мы почистим тебя песочком,
Окатим тебя кипяточком,
Вытрем тебя полотенчиком.
И ты будешь опять
Словно солнышко сиять!

Дети имитируют мытье посуды.

Логопед: А теперь отгадайте загадки:

Если я пуста бываю,
Про себя не забываю,
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду. (ложка)

Закипит — исходит паром,
И свистит, и пышет жаром,
Крышкой брякает, стучит.
– Эй, сними меня! — кричит. (чайник)

Чайника подружка
Имеет два ушка,
Варит кашу, суп для Юли.
И зовут её… (Кастрюлей)

Сделаны они все из стекла,
Предназначены для чая,
Сока, молока. (Стаканы)

Логопед:

Молодцы! Все загадки отгадали. Идем дальше.

– Здесь картинки, но они разделены на части. Давайте их соберем.

Игра «Собери картинку».

Дети складывают картинки разрезанные на несколько частей.

А теперь расскажите, что у вас получилось.

Дети называют посуду, изображенную на картинке, рассказывают, из каких она состоит частей и для чего предназначена.

III. Подведение итогов.

Вот и закончилось наше путешествие. Давайте вспомним какие задания мы выполняли?

– Вы молодцы, замечательно со всем справились, были внимательными. Спасибо вам. Мне было очень приятно с вами общаться.