Обучение сочинению-описанию с элементами рассуждения "Вещь, сделанная руками мастера"

Разделы: Русский язык


Обучение школьников написанию сочинений всегда представляло трудности для учителей, тем более, если это сочинение-описание с элементами рассуждения. Данный урок представляет собой опыт такой работы. Предмет описания – деревянная кукла Снегурочка. Мы с ребятами привезли ее из города Калязина, куда ездили на экскурсию в мастерскую, где расписывают деревянные игрушки. После этой поездки возникла идея создания данного урока.

Цель урока: Научить детей писать сочинение-описание с элементами рассуждения.

Задачи:

  1. Учить детей создавать текст в определенной логической последовательности.
  2. Учить детей наблюдать за предметами окружающего мира, отбирать нужные языковые средства для их описания.
  3. Воспитывать в учащихся уважительное отношение к труду.
  4. Воспитывать в учащихся интерес к русским народным промыслам, интерес к народной культуре.

Ход урока

Объявление темы

Ребята, вы уже хорошо знаете, что такое сочинение-описание. Сегодня мы с вами будем описывать предмет, а именно деревянную Снегурочку, похожую на матрешку. Но наша задача усложняется тем, что мы не только опишем игрушку, но и поговорим о работе мастера, который ее сделал, о том, какими качествами нужно обладать, чтобы создать такую замечательную вещь, то есть будем писать сочинение с элементами рассуждения.

Начало сочинения

Как начать сочинение? В качестве разминки проведем небольшое тренировочное упражнение (все задания даются на карточках или выводятся на экран с помощью проектора).

Составьте предложения из данных слов и словосочетаний.

  1. Россия, народные промыслы, вышивка, посуда, игрушки.
  2. Необыкновенная игрушка, Снегурочка, русская сказка.

Перед выполнением задания выясняем значение выражения «народные промыслы», учащиеся работают с толковым словарем, выясняют, что именно на мелких ремесленных предприятиях расписывают деревянные игрушки. Далее ребята зачитывают свои предложения, редактируют их, объясняют написание отдельных слов. Возможные варианты:

  1. Издавна Россия славится народными промыслами: вышивкой, изготовлением посуды и, конечно, игрушками.
  2. Я вижу перед собой необыкновенно красивую игрушку – деревянную Снегурочку из русской сказки.

Эти предложения ребята смогут использовать как начало сочинения.

Описание Снегурочки

Ребятам предлагается заполнить таблицу, чтобы набрать необходимый материал к сочинению. (Привожу в качестве примера таблицу со своего урока). 

   Параметры  Описание Синонимы
1. Величина небольшая матрешка
2. Материал деревянная (в сказке – снежная) игрушка
3. Лицо милое, белое, круглое, румяное, с огромными голубыми глазами, длинные ресницы, изогнутые брови, пухлые алые губы, тонкий нос кукла
4. Одежда розовый с золотым узором сарафан, шубка с меховой опушкой, высокий воротник, широкие рукава, легкий белый платок, расписной кокошник героиня русской сказки
5. Восприятие красивая, замечательная, чудесная, нежная, яркая внучка Деда Мороза красавица

В процессе заполнения таблицы учитель задает вспомогательные вопросы:

Как еще можно назвать Снегурочку? Откуда взят этот образ, из какой сказки? Какая именно это игрушка? Что общего у нее с матрешкой? (Может открываться, и игрушка, и футляр). Также необходимо объяснить ребятам значение слова «кокошник», если будет необходимость.

Работа с художественным текстом

Учитель читает отрывок из русской народной сказки, предлагает ребятам записать понравившиеся слова и выражения, которые можно будет использовать в сочинении:

«Стоит снежная красавица, веселая, приветливая, пригожая. Глаза блестят, словно снег на солнце играет, губы розовые улыбаются. На Снегурочке шубочка соболья. Ах, какая прелестница! Ах, какая нарядница!»

Рассуждение в сочинении

Те из вас, кто был на экскурсии в мастерской, где расписывают деревянные игрушки, знают, что кукол там расписывают преимущественно женщины, то есть речь идет не о мастере, а о скорее о мастерице.

Ребятам предлагается текст для обсуждения.

«Три года учения позади…Надежда сидит за своим рабочим столом и держит в руках деревянную фигурку матрешки. Мастерица уже расписала голову куклы, самая трудная часть работы позади, и теперь Надя с удовольствием маленькой кисточкой наносит на платье куклы узор, навеянный фантазией художницы. Работает Надежда весело, сноровисто, но в то же время осторожно, неспешно, аккуратно. И немало еще времени пройдет, пока расписная матрешка предстанет во всем своем великолепии.»

Вопросы учителя: Что значит «работать сноровисто»? Какой синоним к слову «мастерица» использует автор текста? Какие еще синонимы можно подобрать к слову мастерица? (Работаем со словарем синонимов). Какие наречия использует автор текста для описания работы?

Построение текста-рассуждения

Как строится текст-рассуждение? (Учащиеся вспоминают схему тезис – доказательство – вывод ). Далее ученики отвечают на вопросы учителя и выдвигают тезисы и их доказательства.

Какими чертами характера нужно обладать мастеру, который расписывает кукол?

Тезис: нужно быть ловким, умелым, но и осторожным, аккуратным, терпеливым.

Доказательство: это кропотливая и тонкая работа, любое неосторожное движение может испортить игрушку.

Нужна ли в такой работе фантазия, склонность к выдумке?

Тезис: мастер должен обладать фантазией, быть творческим человеком.

Доказательство: Если мастер – человек без фантазии, все его работы будут однообразными и скучными.

Нужно ли учиться ремеслу художника?

Тезис: нужно учиться ремеслу художника.

Доказательство: без навыков и умений в такой работе не обойтись.

Говорят, что каждая кукла чем-то похожа на мастера, который ее сделал. Как вы думаете, почему?(Расписывая игрушки, мастер вкладывает в работу частичку своей души).

Тезис: нужно любить дело, которым ты занимаешься.

Доказательство: Если мастер любит свои работу, она приносит радость и ему, и людям, которые смотрят на его произведения.

Вывод

У текста типа рассуждения есть еще одна смысловая часть – вывод. Выводы каждый из вас сделает сам. Для этого еще раз вспомните все, что мы говорили о труде мастера, выберите то, что кажется вам самым главным. Подумайте также о том, хотели бы вы научиться расписывать игрушки, представляете ли вы себя в роли мастера? Каково ваше отношение к этому ремеслу? Мне бы очень хотелось, чтобы вы гордились тем, что у нас в России есть такие мастера и такие народные промыслы.

Подготовка к сочинению завершается составлением плана и устными словесными зарисовками учащихся к каждому из пунктов плана.