Мультимедийная поддержка коррекционного процесса в логопедических группах детского сада

Разделы: Логопедия


Основная задача логопедического воздействия на детей с общим недоразвитием речи: научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Дети в старшей и подготовительной группе с общим недоразвитием речи могут рассказывать о себе, об интересных эпизодах из собственного опыта. Однако для этих детей характерным является недифференцированное произнесение звуков. В основном это свистящие, шипящие, аффрикаты и саноры. Фонематическое недоразвитие у детей данной категории проявляется в основном в несформированности процессов дифференциации звуков, отличающихся наиболее тонкими акустико-артикуляционными признаками, а иногда захватывает и более широкий звуковой фон. Это задерживает овладение звуковым анализом и синтезом. Что очень важно для обучения в школе.

В новейших условиях решение задач гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления психического и физического здоровья детей, их полноценного развития, формирования стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов невозможно без создания современной предметно-развивающей среды. Для достижения хорошей результативности логопедические занятия должны быть эмоционально окрашенными, привлекательными, вызывать у ребенка живейший интерес. Наглядные пособия, демонстрационный и раздаточный материалы, картинки-символы, опорные схемы, игры-вот то, без чего всегда было невозможно обойтись учителю-логопеду. В последнее время на помощь учителю-логопеду и его воспитанникам приходят информационно-коммуникативные технологии.

Использование компьютерных заданий не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создает положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ребенка и логопеда. Тем самым ускоряется процесс достижения положительных результатов в работе.

Как можно использовать компьютер?

В начале занятий по звукопроизношению с помощью программы слайд-шоу мы перелистываем картинки, символизирующие для детей названия специальных артикуляционных упражнений для тех или иных звуков: “Лягушка”, “Слоник”, “Накажем непослушный язычок”, “Язычок-пролаза” и т.д. Затем, сопровождаемые вопросами учителя-логопеда, в том же ритме слайд-шоу перед детьми выставляются схемы правильной артикуляции того или иного звука или звуков при дифференциации. Далее ребенку предлагаются картинки для произношения заданного звука в начале слова, в середине слова и в конце слова. Широко используются компьютерные задания в дидактических играх речевого содержания.

В процессе замысла, создания новых заданий для коррекционно-развивающих занятий с использованием компьютера и мультимедийного проектора развиваются и совершенствуются креативные качества учителя-логопеда.

Желание учителя-логопеда разнообразить деятельность детей, сделать занятия еще более интересными и познавательными, выводит их на новый виток общения, взаимопонимания, развивает личностные качества детей, способствует отличной автоматизации полученных на занятиях навыков на новом коммуникативном этапе логопедического воздействия. Предлагается конспект логопедического занятия по дифференциации звуков “л” и “ль” с использованием компьютера и мультимедийного проектора.

Конспект занятия по звукопроизношению в подготовительной группе МАДОУ № 253

учителя-логопеда Семеновой Н.М.

Тема: “Дифференциация звуков Л и Ль”.

Цель занятия. Учить детей дифференцировать звуки Л и Ль в слогах, словах, в фразах, стихах и рассказах. Развивать навыки фонематического анализа и синтеза. Укреплять психологическую базу речи (память, восприятие, внимание, мышление).

Демонстрационный материал. Кукла Емеля, предметные картинки, индивидуальные карточки, символы для фонематического анализа, компьютер, мультимедийный проектор.

Ход занятия

I.

У нас в гостях сегодня Емеля. Ребята, вы его узнали? Из какой он сказки? (“По щучьему велению”.) С Емелей произошла одна история. Он ничего не знает о звуках Л и Ль. Давайте поможем ему разобраться. Сначала нужно подготовить язык, выполнив несколько упражнений. (На проекторе появляются картинки-символы: “Лягушка”, “лягушка-слон”, “чашечка”, “Язычок-пролаза”.Дети выполняют упражнения.)

II.

Целую неделю
Без дел сидел Емеля.
Все зевал, да зевал,
Рот широко разевал.
Вдруг… не ведал, не гадал,
Как губами звук поймал.

А звук-то был не простой, а волшебный звук “Л”.

– Отпусти меня, Емеля. Я любое твое желание исполню.

– Хочу, чтобы все батюшкины поручения сами собой выполнялись!

– Так тому и быть. Только ты в конце каждой батюшкиной просьбы звук “Л” добавляй.

Ребята, какой звук Л? (Согласный, твердый, звонкий.)

На экране появляется схема с изображением артикуляции звука “л”.

Что делают губы при произнесении звука “Л”? Где находится язык? Участвуют голосовые связки? (Губы слегка улыбаются, кончик языка упирается в зубы или в бугорки за верхними зубами. Голосовые связки работают.)

Приказал батюшка: “Рыбы налови!” Емеля тут же звук “Л” пропел, получилось “наловил” и, в тот же миг в ведре рыба появилась

А у батюшки новые поручения. Поможем Емеле чудеса творить?

Батюшка наказывает:

– Воду с речки наноси!..(л).
– Тесто в кадке замеси!..(л)
– За грибами в лес сходи!..(л).
– Дров побольше напили!..(л).
– И капусты насоли!..(л).
– Жарче печку натопи!..(л).
– Травку свежую скоси!..(л).
– В лавке пряников купи!..(л).

Чудеса, да и только! Приказал Емеля волшебному звуку “Л” стать мягким. Превратился звук в “Ль”.

III.

Ребята, какой звук “Ль”? (Согласный, звонкий, мягкий).

На экране появляется схема артикуляции звука “Ль”.

Что делают губы, язык, когда мы произносим звук “Ль”? Работают голосовые связки? (Губы растянуты в улыбке. Передняя часть языка касается бугорков за верхними зубами. Язык напряжен. Голосовые связки работают.)

Опять чудеса стали происходить. Поет Емеля “ ла-ла”, а получается “ля-ля”. Говорит “полка”, а получается “полька”.

Давайте посмотрим, что же получается? Я начну, а вы закончите.

Ла-ла (ля-ля)  
Ло-ло (ле-ле)  
Лу-лу (лю-лю)  
Лы-лы (ли-ли)  
Мол-моль мыл– мыль был-быль
Мел-мель пыл– пыль ел-ель
Дал-даль стал– сталь цел– цель

Надоело это все Емеле. Совсем он запутался. Нужно ему помочь. Без волшебства здесь не обойтись. Ребята, что бывает волшебным?

(Волшебная палочка, волшебный плащ, колпак).

Логопед надевает плащ и колпак. Берет в руки палочку, взмахивает ей и говорит: “Велю всем звукам произноситься правильно!”

Дети, повторяйте за мной!
Ла-ля-ла, лу-лю-лу, ло-ле-ло, ли-лы-ли.

IV. Игра “Фокус”.

На столе лежат картинки. Логопед перемешивает их как карты и раскладывает обратной стороной.(Верхнюю картинку запоминает).

Детям дается задание: дать логопеду не переворачивая, ту картинку, какую он назовет(пилу, лопату, булавку, белку, лису, лебедя и т. д.)

Логопед спрашивает: “Какую картинку ты мне дал?”

(Я дал вам пилу).

“Да, действительно ты дал мне пилу”. Картинка с изображением пилы выставляется на доске. Детям задаются вопросы: “Какой звук слышится в слове пила: Л или Ль? Где он слышится?” И так с каждой картинкой.

– Вы можете получить эти картинки, выполнив задания.

Детям, которые назвали слово “лопата” и “белка” – составить звуковые схемы и разделить слова на слоги. Если ребенок правильно выполняет задание, то логопед-волшебник взмахивает волшебной палочкой и на экране появляется изображение этих картинок. Детям, которые назвали слова “пила” и “булавка”-

Проговорить чистоговорки.
Пилила, пилила, пилила пила.
Потом накалилась она до бела.
Лена искала булавку,
А булавка упала под лавку.
Под лавку залезть было лень.
Искала булавку весь день.

Чтобы ребенок получил картинку с изображением лебедя, волшебник-логопед превращает всех детей в лебедей.

Физминутка

Лебеди летят, крыльями машут,
Склонились над водой, качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться.
Тихо, бесшумно на воду садятся.

V.

Чтобы ребенок получил картинку с изображением “лисы”, детям предлагается пересказать рассказ. На проекторе выставляется схема рассказа из символов.

“Бежала лиса по полю. Увидели лису собаки, и погнались за ней.

Лиса кинулась в лес. Собаки ее догоняли– догоняли, искали-искали, но не нашли. Замела лиса следы своим длинным хвостом.”

Двое-трое детей пересказывают рассказ.

VI.

Логопед хвалит всех детей и предлагает написать названия на картинках, которые они получили. Затем собирает все картинки в книжечку, добавляет красивую обложку и предлагает подарить ее Емеле. Емеля благодарит детей за то, что они помогли ему разобраться со звуками “Л и ЛЬ” и угощает детей яблоками и апельсинами.