Игра "Волшебные баночки" как один из приемов развития неречевого слуха

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


В настоящее время выявляется все больше детей с минимальными снижениями слуха, вследствие ненадлежащего лечения простуд, отитов, осложнения простудных заболеваний. Поэтому в логопедической практике все больше внимания уделяется такому этапу работы как развитие восприятия неречевых звуков как базы для развития восприятия звуков речи. Неречевые звуки играют огромную роль в ориентировке человека в окружающем мире: помогают правильно определять направления, откуда идет звук, ориентироваться в дальнем пространстве, определять свое местонахождение, направление движения. Хорошо опознаваемые и осознанно воспринимаемые звуки могут определять характер деятельности ребенка. Развитие восприятия неречевых звуков идет от элементарной реакции на наличие или отсутствие звука и их различению и восприятию, а затем к использованию в качестве сигнала к действиям, осмыслению. [1]

Для развития неречевого слуха существует множество игр: «Скажи, что звучит?», «Где позвонили?», «Кто играл?» или игра «Волшебные баночки».

Игра «Волшебные баночки» рассчитана на детей в возрасте от 3 до 6 лет. Во время игры происходит обучение и закрепление полученных навыков. Продолжительность игры от 3 до 5 минут, в зависимости от способностей ребенка. В игре участвует ребенок, который непосредственно играет и взрослый, который контролирует ход игры. В основе этой игры лежит выделение одинаковых по звучанию баночек, из 12 баночек лишь 2 имеют одинаковое звучание, таким образом, выделяется 6 пар (рис.1).

рис.1.jpg

Наполнение банок различное: в одних – горох, в других – пшено, в третьих – пуговицы и т.д. (рис.2). Возможны различные варианты оформления оборудования игры. Один вариант, когда все баночки одинаковые, т.е. одного цвета, выделяются 2-3 одинаковых по звучанию, другой – в парах баночек выделяется общий цвет (рис.3), а третий – все банки абсолютно различные, такие виды оформления являются способом усложнения игры. Вариант когда из банок возможно выделить пару по цвету – у детей также развивает и закрепляет зрительное восприятие цвета.

рис.2.jpg

рис.3.jpg

Важно заметить, что в парах схожих по цвету – звучание должно быть различным, т.е. наполнение разное! Также стоит отметить – количество используемого для наполнения материала должно быть одинаковым в парах банок, т.к. это напрямую отражается на издаваемом звучании! (рис.4)

рис.4.jpg

Проверка правильности результата осуществляется по средствам определенного «ключа» - на дно баночек с одинаковым звучанием

наклеиваются квадратики одного цвета, что позволяет с легкостью определить правильность ответа – перевернул баночки, сравнил цвет, если цвет совпадает, то желаемый результат достигнут (рис.5). Проверка результата должна происходить только после того, как ребенок выделит, по его мнению, все пары.

рис.5.jpg

Для изготовления пособия подойдут любые одинаковые емкости, это могут быть баночки из-под витаминов (как в нашем случае – наиболее безопасный вариант оформления игры, т.к. крышки баночек с легкость не открываются, что предотвращает возможность случайного проглатывания ребенком мелких «деталей» пособия – с одной стороны, а с другой обеспечивает желаемый ход игры, ребенок не может открыть и визуально сравнить наполнение), возможно также, использование контейнеров для хранения фотопленки или другие отвечающие требованием игры емкости.

После того как ребенок выделил все пары и произошла проверка правильности результата, малыша необходимо поощрить за каждую удачно выделенную пару – это награда может быть в виде маленьких наклеечек в его рабочей тетради, или оттиски от детских печатей с забавными мордашками по количеству правильных ответов (рис.6).

рис.6.JPG

Такое поощрение подстегнет ребенка к желанию как можно больше заработать «оценок», а значит, педагог добьется желаемых результатов. В ходе одного занятия возможно проведение игры 2-3 раза, в зависимости от того как ребенок справляется с поставленной задачей. Для того чтобы ребенку не наскучила игра, её можно проводить периодично, разбавляя другими играми для развития неречевого слуха.

Примерный вариант игры «Волшебные баночки»
(проводится как часть индивидуального занятия)

Цель: развитие слухового внимания и зрительного восприятия.

Оборудование: 6 пар банок (2 красных, 2 желтых, 2 синих, 2 зеленых, 2 оранжевых, 2 фиолетовых)

Ход игры

Педагог показывает ребенку игрушку Буратино и говорит:

- Сегодня к нам в гости пришел Буратино и принес собой «Волшебные баночки»

Перед ребенком выставляется коробка с баночками (рис.7).

рис.7.JPG

- Посмотри, среди баночек есть одинаковые, найди их!

Ребенок выделяет, как правило, пары по цвету. Необходимо выяснить, почему малыш сделал именно так, добиться от ребенка того, чтобы он назвал общий признак цвет, далее надо похвалить малыша и предложить ему найти другие пары – одинаковые по звучанию.

- А знаешь, почему они ВОЛШЕБНЫЕ? Потому что они очень интересно по-особенному звучат. Давай послушаем… Педагог вместе с ребенком гремит баночками. – А давай найдем баночки, которые звучат одинаково! Вот послушай – педагог гремит баночкой. – Найди баночку, которая звучит также.

Ребенок берет стоящие перед ним банки и, гремя ими, пытается найти похожую по звучанию (рис.8). После того, как ребенок выделил все пары, начинается проверка правильности – педагог переворачивает баночки и они вместе с ребенком определяют результат. Если ребенок допустил много ошибок, то игру стоит переиграть еще раз, следя за тем, чтобы малыш опирался на слух при выборе пары, а не на известную ему подсказку на дне баночки.

рис.8.JPG

- Ты молодец, много нашел одинаковых баночек! Буратино хочет тебя поздравить, он приготовил для тебя подарок, за каждый твой правильный ответ – по наклеечке в твою тетрадочку!

Педагог наклеивает в тетрадь ребенка наклейки и обещает, что они обязательно еще сыграют в эту замечательную игру на следующем занятии.

Список литературы:

1. Речь как реченька. Под ред. Е.А. Екжановой. – М.: Изд-во МГПУ, 2006