Программа элективного курса "Маркетинг в туризме". 9-й класс

Разделы: География

Класс: 9


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время в нашей стране осуществляется переход к рыночной экономике. Для того чтобы выдержать конкурентную борьбу и достичь поставленных целей, российским предпринимателям необходимо овладеть современной наукой управления. В основе рыночной концепции управления лежит маркетинг. Маркетинг-это умение определять и делать то, что нужно окружающим людям. Обращаются к маркетингу и организации сферы услуг. Маркетинг услуг – это способ ведения бизнеса, сфокусированного на клиенте. Наиболее динамично развивающейся отраслью сферы услуг является индустрия туризма. Для целого ряда стран туризм является источником значительных валютных поступлений, способствующих созданию дополнительных рабочих мест обеспечению занятости населения, расширению международных контактов. Динамика развития туризма в России в последние годы также характеризуется тенденцией постепенного роста. Туристический потенциал российских регионов огромен. По данным экспертно-аналитической группы “ЭКСПАНС” туристический потенциал Западно-Сибирского промышленно– экономического района составляет 68%. Основные туристические объекты и виды туризма находятся на Алтае. Динамическое развитие территориальных рекреационных систем края не возможно без знаний философии бизнеса– маркетинга. Элективный курс “Маркетинг в туризме” – это курс профильной ориентации для учащихся 9 классов общеобразовательной школы (18 часов в рамках предпрофильной подготовки) В содержание курса включен материал, направленный на подготовку школьников к практической деятельности в условиях рыночной экономики, освоение современных и перспективных технологий. Он способствует удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека, и как специалисту, предлагающему свои услуги на рынке труда, и как потребителю, приобретающему всевозможные товары. Предполагает дальнейшее обучение учащихся 10-11 классов в рамках естественно-математического и социально-экономического профилей.

Использование личностно-ориентированного подхода в процессе обучения предполагает методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действия обеспечить и поддерживать процессы самопроявления, саморазвития и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности. Подготовкой кадров для организаций индустрии туризма занимаются многие средне специальные и высшие учебные заведения России. Предлагаемая программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Содержание курса обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых экономических и социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современном мире. Прохождение программы в полном объеме осуществляется на основе учебно-методической и материально-технической поддержки 22-го профессионального лицея в рамках договора о двустороннем сотрудничестве .

Курс апробирован на базе МОУ “СОШ № 34”. Курс составлен в рамках технологии дистанционного обучения (среда MOODLE).(Школьный портал города Бийска– http://www.bigpi.biysk.ru/spb/, http://www2.bigpi.biysk.ru/moodle)

ЦЕЛЬ КУРСА

Создание условий для самоопределения ученика и выбору профессиональной дальнейшей деятельности, воспитание гражданской компетентности в области экономических знаний.

ЗАДАЧИ КУРСА

  • Сформировать у школьников представления о целях и задачах маркетинга и особенностях его применения в организациях туризма.
  • Освоить простейшие способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для решения маркетинговых проблем.
  • Вовлечение учащихся в активную практическую деятельность по изучению условий и ресурсов Алтайского региона для развития туризма.
  • Создавать положительную мотивацию для обучения в дальнейшем на планируемом профиле.
  • Повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся. Активизировать познавательную деятельность школьников.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

В содержательном плане курс построен по принципу “от общего к частному”, что находит отражение в тематическом плане. Поурочная разбивка программы выполнена таким образом, чтобы объем вновь изучаемого материала позволял учителю проводить проверку знаний по ранее изученным темам.

Преподавание элективного курса предусматривает внедрение современных педагогических технологий, содействующих эффективному развитию творческого потенциала у учащихся индивидуализации и персонализации образования.

Методологической основой курса является деятельностный подход. Наряду с традиционными формами проведения уроков предусматривается лекционно-семинарская система занятий, практические задания позволят учащимся почувствовать себя маркетологом управленцем, предпринимателем. В программу заложено широкое использование различных форм контроля за уровнем достижений учащихся: тестирование, беседа, оценка работы в малых группах, контроль анализа конкретных ситуаций, контроль выполнения проекта и его презентация. Система оценок предлагается “зачет”, “не зачет”.

Содержание программы поможет школьникам принять решения о выборе профиля обучения и предоставлении им возможности на практике убедиться в правильности такого выбора с помощью выполненных заданий и упражнений.

Данный курс завершается индивидуальными консультациями и процедурами рефлексивного осмысления проведенной работы.

В результате изучения данного курса у школьников должны быть сформированы знания и представления:

  1. О требованиях современного общества к профессиональной деятельности.
  2. Овозмоностях получения образования по избранному профилю и перспективе.
  3. Основные понятия маркетинга; роль маркетинга в системе управления.
  4. Структуру, классификацию, окружающую среду маркетинга его специфику и комплексный характер в индустрии туризма.
  5. Основы квалификационных требований к персоналу в индустрии туризма.
  6. Значение рекламной деятельности для сбыта туристического продукта или услуг в индустрии туризма.
  7. Этапы развития и современное состояние, перспективы развития туризма на Алтае.

Умения:

  1. Находить выход из проблемных ситуаций, связанных с выбором профиля обучения и пути продолжения образования.
  2. Объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью.
  3. Выполтять пробы выбора профиля обучения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт.
  4. Раскрывать на примерах изученные понятия и теоретические положения маркетинга.
  5. Оценивать действия рыночных субъектов с точки зрения маркетинга.
  6. Формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам маркетинга.
  7. Подготовить выступления, презентацию, творческую работу по маркетинговой проблематике.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (общее количество часов – 18)

№п. /п.

Название раздела, тем

Всего часов

В том числе

Форма контроля

лекции

практич.

семинар

1.

Введение. Индустрия туризма в современных условиях: состояние, проблемы и перспективы.

1

1

    Беседа

2.

Организация управления туристическим комплексом.

2

1

 

1

Выборочная проверка записи лекции, участие в семинаре.

3.

Маркетинговая деятельность организаций, индустрии туризма.

4

2

1

1

Тестирование, результаты практической работы.

4.

Рекламная деятельность в организациях индустрии туризма.

 

4

 

1

 

3

  Беседа, результаты практической работы

5.

Индустрия туризма и менеджмент

2

1

1

  Беседа, участие в практикум, тестирование

6.

Организация и технология работы туристических фирм

2

2

 

  Беседа, тестирование.

7.

Условия и ресурсы Алтайского региона для развития туризма

3

1

1

1

Участие в семинаре, защита проекта.
  Итого

18 ч

 

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО МАТЕРИАЛА

Занятие №1. Тема. Введение. Индустрия туризма в современных условиях: состояние, проблемы и перспективы.-

Лекция с элементами беседы: туристический рынок, сегментация, туристическая услуга, туристический потенциал промышленно-экономических районов России.

Занятие №2. Тема. Организация управления туристическим комплексом – 2 ч.

Лекция(1ч.) Тема. Роль государства в развитии туризма

Часть I. Модели государственного управления сферой туризма.

Часть II. Регулирование туристического комплекса в России.

Семинар с элементами практической работы (1 ч). “Международные туристические организации”

Занятие № 3. Тема. Маркетинговая деятельность организаций индустрии туризма – 4 ч.

Лекция (1ч.). Тема. Специфика и комплексный характер маркетинга в индустрии туризма.

Маркетинг: зачем он нужен. Возникновение и эволюция маркетинга.

Определение маркетинга, причины возникновения маркетинга; этапы эволюции маркетинга; особенности маркетинга в сфере услуг; жизненный цикл туристического продукта.

Лекция (1 ч). Тема. Окружающая среда маркетинга.

Маркетинговая среда предприятия (маркетинговая микросреда, маркетинговая макросреда). Субъекты, составляющие маркетинговую микросреду предприятия: маркетинговые посредники, поставщики, конкуренты, клиенты, контактные аудитории.

Семинар с элементами тестирования (1ч.) Тема. Маркетинговая макросреда предприятия: природная, научно-техническая и культурная среда.

Практическая работа (1ч.) Анализ окружающей среды туристической фирмы.

Занятие №4. Тема. Рекламная деятельность в организациях индустрии туризма. – 4 ч.

Лекция(1ч.) Тема. Продвижение товаров.

Комплекс продвижения как специфическое сочетание средств рекламы, стимулирование сбыта, личной продажи и формирования общественного мнения; реклама понятие, назначение; рекламная компания; правовые основы рекламы.

Практическое занятие (3ч.) Составление рекламного листка (составление текста рекламного сообщения). Классификация рекламы по характеру и форме информации назначению и носителю рекламной информации. Расчет экономической эффективности рекламы.

Занятие №5. Индустрия туризма менеджмент – 2 ч.

Лекция с элементами практических заданий (1 ч) Тема. Управление и менеджмент

Часть I. История менеджмента; универсальные принципы управления.

Часть II. Понятие эффективности менеджмента туризма

Часть III .Этика и этикет менеджера.

Практическое занятие (1 ч.) Успешные менеджеры. Какие они?

Каждый ли может стать таким успешным менеджером? Учимся планировать и принимать решения.

Занятие № 6.Тема. Организация и технология работы туристических фирм. (2 ч.)

Лекция с элементами тестирования(2ч.)

Часть I. Элементы маркетинговой стратегии туристских предприятий России.

Часть II. Бизнес-планирование деятельности туристической фирмы.

Занятие №7 Тема. Условия и ресурсы Алтайского региона для развития туризма. (3 ч)

Лекция с элементами дискуссии и практикума (1 ч) Тема. Главные ресурсы Алтайского края для развития туризма, их характеристика.

Основные предпосылки создания на территории Алтайского края международного туристско-рекреационного комплекса являются: природный, экологический и ресурсный потенциал Алтайского края; культурно-историческое наследие; социально-экономический потенциал развития туризма.

Семинар. (1 ч) Тема. Развитие туризма на территории Алтайского края.

Причины создания экономической зоны туристско-рекреационного типа; целевая программа развития туризма на Алтае; антропогенная нагрузка на территорию.

Практическое занятие. (1 ч) Разработка проекта по теме “Добро пожаловать в Бийск” или “Добро пожаловать на Алтай”. Анализ карт путеводителей, рекламных буклетов для выбора маршрута с определенной целью: социально-культурной, медицинской или спортивно-оздоровительной. Подготовка специалистов сферы туризма.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Для учителя

Основная

  1. Акулинин И.Л., Герчиков И.З. Маркетинг – М., 2003 г.
  2. Гудырин С.Н. Основы маркетинга. Вита-Пресс, 2005 г.
  3. Данченок Л.А. Маркетинг по нотам: Практический курс на российских примерах.
  4. М., 2004 г.

  5. Котлер Ф., Амстронг Г.И др. Основы маркетинга – М., 2003 г.
  6. Котлер Ф. Маркетинг и менеджмент. – СПб., 2003 г.
  7. Моисеева Н.К. Стратегическое управление туристической фирмой. М.: Финансы истатистика. 2000 г.
  8. Хершген X. Маркетинг: основы профессионального успеха. – М.,2000г.
  9. Чудновский А.Д., Жукова М.А. ,Сенин В.С.Управление индустрией туризма;

Кнорус М. 2004г.

Дополнительная

  1. Г.Батра Р., Майерс Дж, Аакер Д. Рекламный менеджмент. – М., 1999 г.
  2. БовеК., АренеУ. Современная реклама. – М., 1995 г.
  3. Вудкокк М., Френсис Д.Раскрепощенный менеджер – М: Дело, 1991 г.
  4. Картер Г. Эффективная реклама: Путеводитель для малого бизнеса. – М., 1995 г.
  5. Сенин В.С. Организация международного туризма: Учебник. М: Финансы и статистика 2002 г.
  6. Фисунин А.В. Маркетинговые исследования в России: Справочник, – М.; 1998 г.
  7. Четвертой П. Теория и практика современного маркетинга Пер. с англ. М.: “Гранд-Фаир”, 2003

Для учащихся

  1. Дурович А.П. Реклама в туризме-ООО “Новое знание” М. 2003 г.
  2. Голубков Е.П. Маркетинг: Словарь-справочник – М., 2000 г.
  3. Ноздрева Р.Б., Крылова Г.Д.,Соколова М.И., Грячков В.Ю., Маркетинг: Учебник, практикум и учебно-методический комплекс по маркетингу – М.,2003г.
  4. Ю. Чудновский А.Д., Жукова М, А, Менеджмент туризма М.: Финансы и статистика 2002 г.

Интернет ресурсы.

http://tourlib.net/books_tourism/kvartalnov_tourism13.htm

http://www.kmvline.ru/lib/turizm/46.php

http://5ballov.qip.ru/referats/preview/35222

http://abc.vvsu.ru/Str/MMM/01/markturizm/

http://www.viktur.ru/regions/altay/razvitie-tourizma-7582-918.html

http://www.biwork.ru/Novosti/Obschestvo/Turizmu-byit.html