Конспект занятия по ФЭМП детей старшего дошкольного возраста "Дорога в царство Снежной королевы"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  1. Закрепить порядковый счет до 10;
  2. Выявлять признаки геометрических фигур, удерживать в памяти одновременно два признака (цвет и форму); формировать умение ориентироваться на листе бумаги;
  3. Развивать представления: «высокий» - «низкий»; «большой» - «маленький»; «широкий» - «узкий» и т.д.;
  4. Умение уменьшать и увеличивать число на единицу;
  5. Продолжать учить работать по образцу;
  6. Развивать сообразительность внимание, память и логическое мышление;
  7. Воспитывать интерес к математике, желание заниматься.

Методические приёмы:

  • Успокаивающие игры перед занятием;
  • Игровой (использование сюрпризных моментов);
  • Наглядный (использование иллюстрации);
  • Словесный (напоминание, вопросы, индивидуальная помощь детям, затрудняющимся в решении заданий);
  • Поощрение.

Материал: набор цифр от 1 до 10 на каждого ребенка; вырезанные из картона геометрические фигуры разного цвета и формы; вырезанные из картона треугольники - «жетоны» (4 шт. на каждого ребенка); листы на каждого ребенка; мяч.

Предварительная работа: Прочитать сказку Г.Х. Андерсена «Снежная королева»; подготовка демонстрационного и раздаточного материала.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Восп.: Давайте вспомним одну из сказок Г. Х. Андерсена «Снежная королева». Герда пошла искать своего названного братца Кая. В пути она сталкивалась с различными людьми, которые помогали ей. Давайте и мы пройдем этот путь вместе с Гердой. Вы согласны? (Да). За каждое выполненное испытание вы будете получать жетоны, с помощью которых вы сможете сложить амулет, который снимет колдовские чары с Кая. Поэтому нужно быть очень внимательными, стараться. Задания будут сложные. Отправляемся в путешествие? (согласие детей). Тогда проходите за столы.

II.

Восп.:Первое испытание. Нужно выложить дорогу в царство Снежной королевы. Для этого вам нужно выложить цифры от 0 до 10 по порядку. Приступаем к работе.

Все получают по «жетону».

III.

Восп.:На своем пути Герде пришлось преодолевать различные препятствия. И нам предстоит преодолеть следующее препятствие. На столах у вас лежат геометрические фигуры разных форм и цвета и лист бумаги. Вам необходимо положить маленький желтый круг в верхний правый угол листа. Большой красный круг в нижний левый угол листа. Большой синий треугольник в центр листа. Маленький синий квадрат в верхний левый угол листа. Большой зеленый овал в нижний правый угол листа.

Каждый ребенок получает «жетон».

IV.

Восп.: Продолжаем наш путь. По дороге Герда попала к старушке, у которой был большой дом. Давайте подумаем, какие бывают дома? (Высокие – низкие; большие – маленькие и т.д.). Предлагаю вам поиграть в игру «Наоборот». Для этого нам надо встать в круг. Я бросаю мяч и называю слово, ребенок поймавший мяч называет противоположное слово.

(Большой – маленький;
Высокий – низкий;
Широкий – узкий;
Длинный – короткий;            
Толстый – тонкий;
Сильный – слабый и т.д.)

Каждый ребенок за выполненное задание получает «жетон».

V.

Восп.: Вспоминаем сказку дальше. (Предложить одному ребенку вспомнить. При необходимости подсказать). А дальше наша героиня попала к разбойникам. Они очень хотят посмотреть, как вы умеете считать. У вас есть карточки с цифрами. Я буду задавать вопрос, а вы - показывать соответствующую цифру. Все приготовились? Начали работать.

  • Покажите число, которое больше 6 на 1 (7);
  • Покажите число, которое меньше 5 на 1 (4);
  • Покажите число, которое стоит после 8 (9);
  • Покажите число, которое стоит перед 5 (4);
  • Покажите число, которое стоит между цифрами 5 и 7 (6);

Молодцы. Справились с заданием. Все получают по «жетону».

VI.

Восп.: Чтобы продолжила Герда свой путь, маленькая разбойница дала ей в помощь северного оленя, который помог добраться до царства Снежной королевы. В царстве было около сотни снежных залов. В одном из них Герда увидела Кая. Чтобы разрушить колдовство Снежной королевы, вы должны собрать волшебный кристалл из тех жетонов, которые вы получали за испытания (образец).

Воспитатель во время объяснения выкладывает на доске из треугольников - «жетонов» волшебный кристалл.

VII.

Восп.: Вот мы и нашли Кая. Мы прошли весь путь вместе с героями сказки Г.Х. Андерсена. Вам понравилось путешествовать? А что больше всего понравилось? Какое испытание было для вас самым трудным? А какое - самым легким?

Вы – молодцы. Вы замечательно справились и за то, что вы справились, я дарю вам подарок – математическую игру. Она будет у нас находиться на полочке математических игр. Наше путешествие закончилось. Всем большое спасибо.