Методическая разработка "Как научить ребенка читать". 1–4-е классы

Разделы: Начальная школа


Данная система работы позволяет осуществлять внедрение новых технологий, нестандартных форм работы, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Использование компьютерных технологий способствует формированию квалифицированного читателя.

Введение

Чтение в начальной школе – основное средство обучения, инструмент познания мира и развития эмоциональной сферы детей.

Проблема развития интереса детей к книге крайне актуальна, и её нельзя решить без участия родителей. В последние годы стал наблюдаться явный спад интереса к книге. И этому есть объяснение: проще включить телевизор и компьютер. Крайне редко приходят в школу дети читающие. Дети, которые не знают даже букв, с большим напряжением осваивают технику чтения, заметно отстают в своём развитии, с трудом осваивают школьную программу. Тридцать три года работы в школе меня убедили, что причин такого положения много, но одна из наиболее важных: родители не знают, как заниматься с ребёнком до школы и как заниматься тогда, когда он уже начал учиться в школе. Начинать работу по обучению и детей и родителей надо уже тогда, когда учитель набирает группу на подготовку к следующему учебному году. Если эта работа начинается в период подготовки ребёнка к школе - это гарантия того, что учебный процесс будет более успешным. Все предлагаемые в комплексе упражнения по чтению для работы с шестилетками (в период подготовки детей к школе) и обучения в 1 классе по теме: «Как научить ребёнка читать» элементарно просты. Их можно рекомендовать как для родителей, которые хотят подготовить ребёнка к школе, так и для учителей начальных классов при работе с отстающими и в букварный период обучения грамоте.

Как отмечал К.Ушинский: «Через слово отражается вся история духовной жизни народа». Вот почему сегодня так важно с самого начала обучения ребёнка в школе раскрыть загадки, тайны, возможности языка, привить интерес к нему, формировать чувство слова. Поэтому перед учителем стоит сложная задача - привить любовь к книге, желание читать, воспитать развитого читателя. Здесь у каждого учителя есть свои методы, секреты и находки. Как сделать, чтобы урок литературного чтения не превращался в скучное монотонное перечитывание текста? Как не заглушить желание читать, желание познавать новое? Ответ только один – разнообразие методов и приёмов, которые учитель использует на уроке.

Предлагаемый ниже комплекс упражнений направлен на формирование у ребенка интереса к процессу чтения, на снятие связанных с ним эмоционального напряжения и тревожности, на формирование, автоматизацию и "шлифовку " компонентов чтения: формирование зрительного образа слова, быстрое различение похожих по написанию слов и букв, четкие глазодвигательные и речедвигательные операции, устойчивость внимания, зрительная и слуховая память на слова и др., а также на тренировку вторичной зоны затылочного отдела коры мозга левого полушария, ответственной за осуществление функции чтения.

Упражнения предлагаются детям в игровой форме.

Комплекс упражнений по чтению для работы с шестилетками (в период подготовки детей к школе) по теме: «Как научить ребёнка читать»

Планирование

Тема Кол-во часов Совместная деятельность Период УУД упр.
Знакомство с буквами. 30 ч. Работа с учителем и дома с родителями. октябрь, ноябрь, декабрь Развитие скорости узнавания буквы, чтение и произношение звука. Выработка умения быстро различать звуки на слух, сопоставлять звук с предметами. 1, 2, 3, 4, 5, 6
Знакомство со словом. 35 ч. Работа с учителем и дома с родителями. ноябрь, декабрь, январь Развитие речи, фантазии, смекалки, обогащение словарного запаса. Познание мира через игру. 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
Чтение отдельных слов. 30 ч. Работа с учителем и дома с родителями. ноябрь – март Сознательное, правильное, плавное чтение вслух. Пересказ небольшого прочитанного текста с помощью вопросов и без них. Объединение и различие предметов по существенным признакам. Развитие скорости узнавания и чтения слов. 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30
Общее развитие. Весь период подготовки шестилеток.   октябрь – март Включает весь процесс обучения. Существенную роль в развитии обучающихся играют произведения устного народного творчества: сказки, загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, песни… 1-30

Большая роль отводится темам о дружбе, о любви к природе и всему живому, о доброте и взаимопомощи, о дружбе между народами, о красоте родного края…

Вот почему так важно с самого начала обучения раскрыть тайны, загадки и возможности РОДНОГО РУССКОГО СЛОВА, привить интерес и любовь к нему.

ТЕМА: Знакомство с буквами.

Оборудование – комплект азбуки с крупными буквами.

Упражнение 1.

Ежедневно показывайте ребёнку новые буквы, последовательно от А до Я весь алфавит.

Читайте звук, а не название буквы. Попытайтесь найти схожесть предметов и букв.

Например: «ж» – жук, «о» – бублик, и т.д.

Упражнение 2.

Очень быстрому запоминанию букв способствует обведение контура буквы пальчиком. Буквы можно вырезать из наждачной бумаги и наклеить на картон. Можно написать с помощью клея, а сверху посыпать манной крупой. Когда ребёнок водит пальчиком по такой букве – включаются рецепторы осязания, и запоминание происходит значительно быстрее.

Упражнение 3.

Когда ребёнок познакомился со всеми буквами, необходимо ежедневно просматривать их, вспоминая те предметы, которые они напоминают. Это узнавание должно быть доведено до МАКСИМАЛЬНО БЫСТРОГО.

Упражнение 4.

Когда ребёнок выучил первую букву «А» и может её узнать без ошибок, прибавьте следующую букву «Б», затем «В» и «Г».

В это время надо быстро спрашивать эти четыре буквы в разном порядке. Затем следующие четыре буквы.

Например: б – а, г – а, в – а, г – а, б – а, в – а, и т. д.

Постепенно увеличивая скорость узнавания.

Упражнение 5.

Можно вместе с детьми лепить буквы из пластилина или делать из проволоки.

Упражнение 6.

Это упражнение заключается в ведении дневника прогулок. В этот дневник с помощью разрезной азбуки «записываем»:

  • увиденных животных
  • растения
  • названия машин….

Параллельно можно вести «мамин дневник», в который аналогичным способом «записывать» все, что мама успела сделать за день, а вечером можно прочесть новые записи.

ТЕМА: Знакомство со словом.

Родителям не надо бояться чаще играть с детьми, так как для ребёнка игра – это жизнь, и через неё он постигает мир и познаёт себя, развивает фантазию, ум, смекалку. Благодаря играм со словами, ребёнок становится более внимателен к слову, к своей речи, постигает богатство и культуру устной и письменной речи.

Упражнение 7.

Прикрепите таблички к предметам. Покажите ребёнку предмет и надпись, проведите рукой по слову, проговаривая: «выключатель», «телевизор» и т.д. Ребёнок привыкнет связывать слово с предметом.

Упражнение 8.

Систематически, показывая на надпись, спрашивайте: «Что здесь написано?» Ребёнок, глядя на предмет, быстро вспомнит слово.

Упражнение 9.

Разбирайте по буквам надписи на предметах.

Упражнение 10.

Таблички соберите, перемешайте и попросите узнать (прочитать) слово.

Упражнение 11.

Игра «Узнай слово».

На столе карточки со знакомыми словами.

Например: «папа», «мама», «диван», «Саша» и т.д. В соответствии с рассказом учителя или родителей ребёнок выкладывает карточки.

Например:

Мама: «Папа пришёл домой».

Ребёнок кладёт карточку со словом «папа» перед собой.

Мама: «Он очень устал и сел на диван».

Ребёнок берёт карточку со словом «диван» и т.д.

Упражнение 12.

Игра «Начни с той же буквы».

Несколько человек играют в эту игру, называя по очереди слова на заданную букву.

Например:

Мама: «Макароны»

Папа: «Мыло»

Ребёнок: «…..»

Если ребёнку трудно – подскажите ему.

Упражнение 13.

Игра «Какой? Какая? Какое? Какие?»

Учитель или родители называют существительное, а дети подбирают к нему эпитеты.

Например: «трава» – мягкая, зелёная, густая, болотная, шёлковая, и т.д.

Упражнение 14.

Игра «Узнай букву»

Взрослые задают букву, а дети ищут слова, где есть эта буква в начале, в конце, в середине.

Упражнение 15.

Игра «Пятёрки слов».

Эта игра больше подходит для работы в классе, но можно играть и дома с детьми. Играющие выбирают любое слово. Например: «роза». Игра заключается в том, чтобы как можно быстрее написать по 5 слов, начинающихся с букв исходного слова.

  • рак, рана, река, рука.
  • Оля, оса, окно, орех.
  • Зина, зима, заяц, звено.
  • аптека, аллея, арка, астра.

Упражнение 16.

Игра «Лесенка».

Берётся любая буква. За 1–2–3 минуты написать «лесенку» слов, начинающихся с этой буквы: первое слово – из 2-х букв, второе – из 3-х и т.д.

Например:

  • як
  • яма
  • ялик
  • ягода

Упражнение 17.

«Набор слов на компьютере»

Не менее интересное и забавное для мамы и ребенка занятие – набор слов на компьютере. Все что для этого требуется – сделать крупнее шрифт и добавить цветную заливку экрана. Для начала подойдут максимально простые слова, которые потом можно распечатать на принтере (если есть возможность). Такие слова можно потом показать членам семьи, которые обязательно должны продемонстрировать радость успеху ребенка.

Полностью методическая разработка приведена в Приложении.