Учебный модуль "Зачет по литературе в 10-м классе"

Разделы: Литература, Общепедагогические технологии


В основу литературы как учебной дисциплины положено чтение и изучение литературных произведений. Этим объясняется взаимосвязь требований к различным сторонам подготовки учащихся по литературе и комплексный характер проверки учебных достижений.

С учетом специфики художественной литературы (целостности впечатления как закона восприятия художественного произведения), материал для контроля представлен в виде художественного произведения или фрагмента текста, анализируя который, учащийся показывает:

- начитанность;

- глубину освоения идейно-художественного содержания произведения;

- уровень овладения знаниями по литературе;

- качество речевых умений и навыков.

Разработка учебного модуля была продиктована поиском оптимального варианта проведения уроков контроля знаний по литературе в 10 классе по итогам первого полугодия (программа по литературе среднего (полного) общего образования, соотнесенная с учебником Сахарова В. И., Зинина С. А. “Русская литература XIX века” 10 класс. М. “Русское слово”, 2009).

Промежуточный контроль проводится в форме зачета в два этапа:

  • письменный анализ фрагмента литературного произведения;
  • устное высказывание по предложенной теме. (Приложение 1)

Контрольные задания разработаны в количестве 6 вариантов в первой части (письменной) из расчета повторяемости вариантов при количестве учащихся в группе до 24 человек и 10 – во второй. Задания включают вопросы трёх типов:

  • в первой части (анализ фрагмента) - 1-го и 2-го уровня сложности, проверяющие знакомство учащихся с обязательными произведениями и основные знания по литературе;
  • во второй части (устное высказывание) – 3-го уровня сложности, выявляющие качество речевых умений и навыков.

На первую часть работы – комплексный анализ текста - отводится 1учебный час, на вторую – устное высказывание по предложенной теме – 2 часа.

По уровню сложности и распределению тем и видов вопросов все задания примерно одинаковы и отражают базовую подготовку учащихся по предмету.

В период подготовки к промежуточной аттестации ученикам предлагается сопроводить их выступление на втором этапе презентацией (Презентации 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7). В этом случае им разрешается выбрать из 10-ти предложенных один вопрос. Наряду с повышением уровня мотивации учащихся привлекательной для учителя в этом проекте является возможность расширить круг повторяемых знаний и умений, максимально приблизив учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Подготовленное развернутое высказывание проблемного характера обязывает расширить историко-литературный и теоретический аспекты выступления, таким образом охватывает и вопросы, заложенные в части В экзамена по литературе.

В итоге подготовка к устной части зачета становится работой над созданием проекта.

Одна из презентаций (вопрос № 4) сопровождена текстовым документом (Приложение 2), в остальных тезисы устного сообщения и логика развития мысли достаточно четко прослеживаются и с легкостью могут быть наполнены учителем или учеником своим содержанием.

Для проверки письменной работы и устного выступления разработаны критерии оценивания заданий (Приложении 3).

К разработке также прилагается схема анализа зачётной работы (Приложение 4).

Учебный модуль
“Контрольная работа (зачёт) по литературе в 10 классе по итогам I полугодия”

№ У/Э Название этапа Дидактическая задача Деятельность ученика Результат решения задачи

0

Комплексно-дидактическая цель.

Успешно сдать зачет поможет:

- повторение изученного в I полугодии;п

- умение анализировать текст определённого жанра;

- умение строить высказывание проблемного характера на литературном материале.

Проверка готовности к контролю. Организация комплексного повторения материала.
Подготовка к зачёту.

1

Создание проблемной ситуации. Достаточно трудно в условиях выступления перед комиссией построить устное высказывание, но выучить заранее 10 вариантов ответов значит использовать не только свои, но и заимствованные варианты.

А что может быть коварнее бездумного воспроизведения чужих мыслей?

Осмысление проблемы. Настрой на поиск вариантов решения проблемы.

2

Мотивация. Моделирование ситуации успеха. Выигрышным, но трудным вариантом подготовки к устной части зачёта может стать подготовка проекта по теме. Выбор оптимальной для себя формы подготовки. Организация работы по подготовке проекта.

3

Отбор и систематизация материала для проекта. Обеспечение усвоения, повторения и обобщения знаний. Осмысление учебного материала. Создание проекта.
Проведение зачёта.

1.0

Письменный анализ фрагмента литературного произведения. Применение на практике умения анализировать предложенный текст согласно жанровым особенностям, в единстве формы и содержания, в языковом выражении. Самопроверка. Выполнение письменной работы.

1.1

Предварительный анализ письменной работы. Установление степени полноты и правильности выполнения задания. Осмысление учебного материала. Рефлексия. Мотивация к следующему этапу работы.

2.0

Устное высказывание проблемного характера.2 Применение на практике умения строить высказывание проблемного характера на литературном материале. Самоопределение в выборе формы ответа. Самоподготовка.

Представление знаний и умений.

Перенесение полученных знаний и умений в новую форму.

2.1

Презентация проекта. Применение на практике умения строить высказывание проблемного характера на литературном материале; планировать собственную учебную работу, проектировать модель учебного продукта. Организация представления проекта, представление знаний и умений. Включение учащихся в активные учебные действия.
Результаты контроля.

1

Выставление оценок. Создание ситуации успеха. Мониторинг усвоения знаний и умений по предмету, общеучебных навыков. Рефлексия. Мотивация к следующему этапу обучения.

2

Анализ контрольной работы (зачёта). Планирование работы по коррекции обучения; отслеживание степени активности и мотивированности учащихся к учебной деятельности. Осмысление цели обучения. Включение в ритм предложенной учителем работы.

Приложение 1

Дидактический материал к зачету по литературе в 10 классе. I полугодие

Часть 1

1. Проанализируйте отрывок из поэмы А.С. Пушкина “Медный всадник” (фрагмент произведения воспроизведите самостоятельно) по следующему плану.

  1. Место отрывка в сюжете и композиции произведения.
  2. Как в выбранном вами фрагменте отразились тема и проблематика произведения.
  3. Средства изобразительности, использованные автором для выражения своей позиции.

2. Проанализируйте отрывок из поэмы М.Ю. Лермонтова “Демон” (фрагмент произведения воспроизведите самостоятельно) по следующему плану.

  1. Место отрывка в сюжете и композиции произведения.
  2. Как в выбранном вами фрагменте отразились тема и проблематика произведения.
  3. Средства изобразительности, использованные автором для выражения своей позиции.

3. Определите автора фрагмента и произведение. Проанализируйте отрывок по следующему плану.

  1. Место отрывка в сюжете и композиции произведения.
  2. Как в данном фрагменте отразились тема и проблематика произведения.
  3. Средства изобразительности, использованные автором для выражения своей позиции.

Боже, какие есть прекрасные должности и судьбы! Как они возвышают и услаждают душу! Но, увы! Я не служу и лишен удовольствия видеть тонкое обращение с собою начальников.

Всё, что ни встретите на Невском проспекте, всё исполнено приличия: мужчины в длинных сюртуках с заложенными в карманы руками, дамы в розовых, белых и бледно-голубых атласных рединготах и шляпках.

Вы здесь встретите бакенбарды единственные, пропущенные с необыкновенным и изумительным искусством под галстух, бакенбарды бархатные, атласные, черные как соболь или уголь, но, увы, принадлежащие только одной иностранной коллегии.

4. Определите автора фрагмента и произведение. Проанализируйте отрывок по следующему плану.

  1. Место отрывка в сюжете и композиции произведения.
  2. Как в данном фрагменте отразились тема и проблематика произведения.
  3. Средства изобразительности, использованные автором для выражения своей позиции.

Кулигин. Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело её здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед судиёй, который милосерднее вас! (Кладет на землю и убегает.)

Кабанов (бросается к Катерине). Катя! Катя!

Кабанова. Полно! Об ней и плакать-то грех!

Кабанов. Маменька, вы её погубили! Вы, вы, вы…

Кабанова. Что ты? Аль себя не помнишь! Забыл, с кем говоришь!

Кабанов. Вы её погубили! Вы! Вы!

Кабанова (сыну). Ну, я с тобой дома поговорю. (Низко кланяется народу.) Спасибо вам, люди добрые, за вашу услугу!

Все кланяются.

Кабанов. Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться! (Падает на труп жены.)

5. Определите автора фрагмента и произведение. Проанализируйте отрывок по следующему плану.

  1. Место отрывка в сюжете и композиции произведения.
  2. Как в данном фрагменте отразились тема и проблематика произведения.
  3. Средства изобразительности, использованные автором для выражения своей позиции.

“Нет, не забуду я твоего Андрея, - с грустью, идучи двором, думал Штольц. – Погиб ты, Илья: нечего тебе говорить, что твоя Обломовка не в глуши больше, что до нее дошла очередь, что на нее пали лучи солнца! Не скажу тебе, что года через четыре она будет станцией дороги, что мужики твои пойдут работать насыпь, а потом по чугунке покатится твой хлеб к пристани… А там…школы, грамота, а дальше… Нет, перепугаешься ты зари нового счастья, больно будет непривычным глазам. Но поведу твоего Андрея, куда ты не мог идти… и с ним будем проводить в дело наши юношеские мечты”. – Прощай, старая Обломовка! – сказал он, оглянувшись в последний раз на окна маленького домика. – Ты отжила свой век!

- Что там? – спросила Ольга с сильным биением сердца.

- Ничего! – сухо, отрывисто отвечал Андрей.

- Он жив, здоров?

- Да, - нехотя отозвался Андрей.

- Что же ты так скоро воротился? Отчего не позвал меня туда и его не привел? Пусти меня!

- Нельзя!

- Что ж там делается? – с испугом спрашивала Ольга. – Разве “бездна открылась”? Скажешь ли ты мне?

Он молчал.

- Да что такое там происходит?

- Обломовщина! – мрачно отвечал Андрей и на дальнейшие расспросы Ольги хранил до самого дома угрюмое молчание.

6. Определите автора фрагмента и произведение. Проанализируйте отрывок по следующему плану.

  1. Место отрывка в сюжете и композиции произведения.
  2. Как в данном фрагменте отразились тема и проблематика произведения.
  3. Средства изобразительности, использованные автором для выражения своей позиции.

Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России. Как почти все наши кладбища, оно являет вид печальный: окружавшие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют по своими когда-то крашенными крышами; каменные плиты все сдвинуты, словно кто их подталкивает снизу; два-три ощипанных деревца едва дают скудную тень; овцы безвозбранно бродят по могилам… Но между ними есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на неё и поют на заре. Железная ограда её окружает; две молодые ёлки посажены по обо’им её концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле. К ней, из недалёкой деревушки, часто приходят два уже дряхлые старичка – муж с женою. Поддерживая друг друга, идут они отяжелевшею походкой; приблизятся к ограде, припадут и станут на колени, и долго и горько плачут, и долго и внимательно смотрят на немой камень, под которым лежит их сын; поменяются коротким словом, пыль смахнут с камня да ветку ёлки поправят, и снова молятся, и не могут покинуть это место, откуда им как будто ближе до их сына, до воспоминаний о нём… Неужели их молитвы, их слёзы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии “равнодушной” природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной.

Часть II

  1. В чем своеобразие любовной (философской) темы в лирике А.С.Пушкина? Выразительно прочитайте стихотворение и ответьте на вопрос, придерживаясь плана анализа поэтического текста или аргументированного рассуждения (на выбор).
  2. Согласны ли вы с мнением Ф.М.Достоевского: “Может быть, Пушкин даже лучше бы сделал, если бы назвал свою поэму именем Татьяны, а не Онегина, ибо бесспорно она главная героиня поэмы”?
  3. Почему М.Ю.Лермонтов называет свою любовь к родине “странной”? Выразительно прочитайте стихотворение и ответьте на вопрос, придерживаясь плана анализа поэтического текста или аргументированного рассуждения (на выбор).
  4. Каким предстает образ поэта в лирике М.Ю. Лермонтова?
  5. В чем своеобразие раскрытия темы “маленького человека” в произведениях Н.В.Гоголя?
  6. Как решается проблема нравственного выбора в пьесах А.Н.Островского?
  7. Как вы понимаете название пьесы А.Н.Островского “Гроза”?
  8. Каково значение воспитания Ильи Обломова в формировании его характера и образа жизни? (По роману И.А.Гончарова.)
  9. В чем заключается многозначность названия романа И.С.Тургенева “Отцы и дети”?
  10. Что такое “стихотворение в прозе”? (По произведениям И.С.Тургенева.)

Приложение 2

Текст ответа на вопрос № 4
“Каким предстает образ поэта в лирике М.Ю.Лермонтова”

Слайд 1. На мой взгляд, о личности М.Ю. Лермонтова существует много противоречивых мнений: кто-то из его современников видел в нем гениального поэта, которому была присуща великая устремленность, могучая творческая воля, непрестанное горение, которые наполняли каждый миг его кроткой жизни. А кому-то он казался холодным, желчным, раздражительным и высокомерным, постоянно подчеркивавшим, особенно в Петербургских салонах, свою внутреннюю свободу, независимость, презрение к светской толпе.

Слайд 2. Но самую достоверную, глубокую и верную характеристику Лермонтова мы видим в его сочинениях, где он отразился целиком: каким он был в действительности и каким хотел быть. Читая его стихи, мы познаем историю его души, мы понимаем его как поэта и человека.

Добрый характер, любящее сердце – таким он был в отношениях с друзьями.

Мир сердцу твоему, мой милый Саша!
Покрытое землей чужих полей,
Пусть тихо спит оно, как дружба наша
В немом кладбище памяти моей!

Эти слова обращены к умершему поэту-декабристу Одоевскому.

Слайд 3. Перед А.С. Пушкиным Лермонтов преклонялся всю свою жизнь. В день его гибели он впервые заявил о себе, впервые поднял вопрос о судьбе и правах личности. Светское общество, из которого он вышел сам, по его мнению, и стало причиной гибели великого поэта. Лермонтов обвинил его в лицемерии, жесткости по отношению к Пушкину, который “пал, оклеветанный молвой”.

Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!

В этих словах мы чувствуем не только любовь к поэту, скорбь, но и протест Лермонтова против тех устоев жизни, которые царили в России. В каждой строчке стихотворения просматривается гражданская позиция поэта. Он открыто заявляет:

Но есть и Божий суд, наперсники разврата!..
Есть грозный суд…

Разве поэт не понимал, что за такие слова накажут? Так и случилось – ссылка!

Тридцатые и сороковые годы 19 века – годы жестоких преследовании всякой свободной мысли. Молодое поколение, боясь расправы, уходит в тень, живет без цели; оно “к добру и злу, постыдно, равнодушно”, перед опасностью – “позорно малодушно”, а перед властью молодые - “презренные рабы”.

Слайд 4. Как истинный поэт, Лермонтов обвиняет своих современников в духовном банкротстве, неверии в идеалы, неспособности совершать нравственные поступки.

И негодует, и одновременно грустит поэт:
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно…

В этом стихотворение автор искренне передал настроение передовой интеллигенции, которая не хотела мириться с существующим режимом. Его “Дума” - призыв к активной жизненной позиции.

В эти же годы Лермонтов обращается к поэтам, кому дар дан свыше быть пророками, честно выполнять свой долг – служить пером народу. Он призывает возродить традиции гражданской лирики, потому что современный поэт, к сожалению, “свое утратил назначенье”.

Металась и страдала душа поэта, оттого что не находила отклика своим мыслям, устремлениям. Одиночество отравляло ему жизнь:

Выхожу один я на дорогу…
В очередном стихотворении он жалуется:
И скучно и грустно. И некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…

Слайд 5. В такие минуты он уходит в прекрасное прошлое – детство, он вспоминает любимые Тарханы, мать, которой посвятил нежные слова:

Я думаю о ней, я плачу и люблю,
Люблю мечты моей сознанье…

Слайд 6. Поэт очень любил и отца своего, и страдал, будучи разлученным с ним.

Ужасная судьба отца и сына
Жить розно и в разлуке умереть…

В душе Лермонтова, по его словам, никогда не угасал “огонь божественный” к родителям “горевший” в нем “от колыбели” до конца жизни.

Не так ли и Родину любил поэт?

Слайд 7. Он сам признавался: “Люблю отчизну я… Люблю дымок спаленной жнивы, в степи ночующий обоз и на холме средь желтой нивы чету белеющих берез…” любил поэт “пляску с топаньем и свистом под говор пьяных мужиков”. Его душу тревожило все: и “степей холодное молчанье”, и “разливы рек, подобные морям…”, словом, любил он народную Россию, ее природу, ее традиции и ненавидел, по его словам, “немытую” Россию, “страну рабов”, “страну господ”…

Слайд 8. Да, поэт умел любить, искренно и нежно, и не только Родину. Мне больше всего нравится его стихотворение “ К Н.Ф.И.”, Наталье Федоровне Ивановой, ради которой он “целый мир возненавидел”, чтобы ее “любить сильней”, он “пожертвовал.. оды” ее “улыбке и глазам…”.Но… “иль женщину уважать возможно, когда мне ангел изменил?” Ради нее он “был готов на смерть и муку”, но все тщетно.

И поэт, преданный “ангелом”, находит в себе силы сказать: “Я не унижусь пред тобою”. Гордость настоящего мужчины взяла верх над большим чувством, и не без грусти он спрашивает возлюбленную: “Такой души ты знала ль цену?”.

Слайд 9. Чего же хотела мятущаяся душа поэта? Что искала? “Свободы и покоя!” - сам отвечает Лермонтов.

Слайд 10. Таким образом, читая его стихи, мы видим, что перед нами поэт, обладавший великой человечностью, гражданским мужеством, сильной волей, человек грустный и строгий, нежный и властный. Он – поэт гениальный и бессмертный, и всегда молодой. И если наше поколение читает его стихи, можно быть спокойным за судьбу Родины, потому что они учат доброму и вечному, тому, что делает человека по-настоящему ценным.

Приложение 3

Критерии оценивания заданий

I. Комплексный анализ текста.

1. Верно определены автор, название, тема, жанр произведения - 2 балла.

2. Учащийся правильно ориентируется в сюжете, композиции, оперирует литературоведческими терминами, умеет выявлять авторскую позицию - 5 баллов.

3. Учащийся правильно определил не менее 2-х средств выразительности, сумел соотнести произведение с историко-литературным процессом - 2 балла.

4. В работе прослеживается логичность, связность, допущены не более 2-х речевых и грамматических ошибок; не более 1-й орфографической и пунктуационной ошибок - 6 баллов.

Итого:

15 баллов - оценка “5”,

13- 14 баллов – оценка “4”,

10 - 12 баллов - оценка “3”,

до 10 баллов – оценка “2”.

II. Устное высказывание.

  1. Глубина и самостоятельность понимания произведения - 2 балла;
  2. знание фактического материала из истории и теории литературы - 5 баллов.

  3. Композиционная стройность, грамотный язык,
  4. стилевое единство изложения - 3 балла.

  5. Добавочно оценивается владение приемами риторики.

Итого:

10 баллов и выше – оценка “5”,

8-9 баллов – оценка “4”,

5-7 баллов - оценка “3”,

4 и менее баллов – оценка “2”.

Приложение 4

Анализ зачетной работы по литературе в 10 __ классе от __

Всего учащихся –

Сдавали зачет –

Оценки:

Комплексный анализ текста   Устное высказывание
“5” -   “5” -
“4” -   “4” -
“3” -   “3” -
“2” -  

Допущены ошибки

I. Комплексный анализ текста

  1. Неверно определены автор, тема, жанр произведения ___________
  2. Учащийся неправильно ориентируется в сюжете, композиции, оперирует литературоведческими терминами ___________
  3. Не умеет выявлять авторскую позицию ___________ 
    неправильно определил не менее 2-х средств выразительности ___________ 
    не сумел соотнести произведение с историко-литературным процессом ___________
  4. В работе не прослеживается логичность, связность, допущено более 2-х речевых и грамматических ошибок _____________

II. Устное высказывание

  1. Глубина и самостоятельность понимания произведения ___________
    знание фактического материала из истории и теории литературы ___________
  2. Композиционная стройность, грамотный язык, стилевое единство изложения ___________

Приложение 5 (Обломов)

Приложение 6 (Тургенев)

Приложение 7