Родительское собрание на тему "Особенности подросткового возраста". 8-й класс

Разделы: Классное руководство, Работа с родителями

Класс: 8


Цель: помочь родителям понять значение в жизни ребенка физиологических и психологических изменений; обратить их внимание на собственное поведение в период полового созревания;оказать родителям помощь в преодолении затруднений в общении с детьми – подростками.

Подготовка к собранию: подготовка различного статистического материала по проблеме, анкетирование и диагностика учащихся (приложение 4), памятка для родителей (приложение 3), ситуации для обсуждения во время собрания (приложение 2), подготовка сопроводительной презентации (приложение 1).

Ход собрания

Слайд 1. Тема: Наши дети – подростки. Приложение 1. (Презентация “Проблемы подросткового возраста”)

Многие дети, вступая в подростковый возраст, поразительно меняются. Из ласковых, спокойных и послушных вдруг превращаются в “ершистых”, неуправляемых, грубых. Пожалуй, именно грубость сильнее всего ранит и обижает родителей. Но прежде чем бороться с этим злом, давайте разберемся в причинах ее возникновения.

Сегодня хотелось бы обсудить вместе с вами, какие проблемы в общении с детьми у вас возникают, и возникают ли вообще. Какие изменения происходят в детях.

Слайд 2. Сначала я вам предлагаю ответить на простой вопрос, кто же такой подросток. Для этого вам необходимо объединиться в группы по 4-6 человек. Написать на распечатке, которая у вас на столах ассоциации к слову подросток, подростковый возраст. (7-10 мин.). Приложение 2. (Распечатка для родителей)

Кто-нибудь может, озвучить, что у вас получилось?

Так же в группах подумайте, обсудите, запишите, чем, по-вашему, характеризуется подростковый возраст? Какие изменения происходят в детях? Какие проблемы возникают при общении с детьми? (5-7 мин.)

Что у вас получилось?

Все, что вы сказали, верно.

Слайд 3. Хочу показать ассоциации наших с вами детей к этим же терминам.

На распечатке у вас представлены особенности поведения подростков. Я вам предлагаю поработать с ними с течение 5-7 минут. Сравните их, применимо к вашим детям. Выделите 7-10 наиболее актуальных особенностей поведения, расположите их в порядке возрастания (один номер можно ставить не более, чем двум особенностям поведения). Что было год, полтора назад, что сейчас? Изменилось ли что-то? И как?Затем обсудим, что у вас получилось…

Обобщая нашу работу, посмотрим, как психологи характеризуют подростковый возраст, какие проблемы выделяют и каковы способы их решения, какие приоритеты выделяют для себя именно наши дети.

Слайд 4. Происходит перестройка подростка на всех уровнях: психологическом, физиологическом, социальном.

Слайд 5. В период полового созревания идет бурная перестройка организма, что сопровождается временным нарушением процессов нервной системы и приводит к снижению работоспособности, интереса к учебе, подросток становиться невнимательным, рассеянным. Эмоции подростка подвижны и противоречивы. Повышенная чувствительность, вспыльчивость в мелочах может сочетаться с холодностью, черствостью. Застенчивость легко переходит в развязность или грубость.

Слайд 6. Происходит:

  • Интенсивное физическое и физиологическое развитие:увеличиваются рост и вес
  • Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела: дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими
  • Появляются вторичные половые признаки – внешние признаки полового созревания
  • Возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса, которые вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения.

Слайд 7. Ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать “гормональную бурю”. Подростки как будто все время находятся в состоянии стресса. Многие переживают Такие физические изменения.

Слайд 8. Формируется новый образ физического “Я”.

Резко повышается интерес к своей внешности:

  • Ребенок остро переживает все изъяны внешности, действительные и мнимые
  • Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба – все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу
  • Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны проявить и понимание, и тактичность

Слайд 9. Согласно диагностике, дети нашего класса по-разному воспринимают изменения во внешнем облике, происходящим в этом возрасте, но в целом их отношение носит позитивный характер: то есть **% детей эти изменения радуют, **% опрошенных они безразличны (скорее всего здесь, преобладают ответы мальчиков), **% огорчены изменениями во внешнем облике и **% испытывают злость, раздражение в связи с этим.(Диагностика и анкетирование детей проводятся заранее). Приложение 4.

Слайд 10. Также усиливается развитие самосознания. В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и “Я-концепция”.

Слайд 11.Чувство взрослости - отношение подростка к себе как к взрослому и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком.

Слайд 12-13. Проявляется чувство взрослости.

  • В желании, чтобы все – и взрослые, и сверстники – относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому.
  • В стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей.
  • Появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения.
  • Появляется моральный “кодекс”, предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками:
  • взаимная поддержка,
  • помощь в случае нужды,
  • уверенность в друге и доверие к нему,
  • защита друга в его отсутствие,
  • принятие успехов друга,
  • эмоциональный комфорт в общении.

Так как подросток во многом непоследователен и противоречив, он часто отступает от этого свода правил, но от друзей ожидает их неукоснительного соблюдения.

Они уже хотят быть самостоятельными, но ещё не все готовы отвечать за свои поступки и анализировать их.

Слайд 14. В рамках изучения ответственности ребенка за свои совершаемые поступки характерна полярность, а именно: количество опрошенных детей, практически всегда задумывающихся о своих поступках, и, напротив, предпочитающих снимать с себя ответственность за совершаемые действия, представлены в равной степени – **%. Вместе с тем **% детей, по их мнению, лишь иногда несут ответственность за свое поведение.

Вместе с тем оценивать свое поведение со стороны приходилось, по мнению, детей, **%, а **% задумываются об этом лишь иногда, и**% предпочитают не думать об этом.

Слайд 15. Формируется “Я-концепция” ребенка.

Примерно в 12-13 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания.

Внутренний мир.

  • Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты и поступки анализируются им пристрастно
  • Подросток хочет понять, какой он на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть
  • Личностная рефлексия (самоанализ), потребность разобраться в себе самом порождают и исповедальность в общении с ровесниками, и дневники, которые начинают вести именно в этот период, стихи и фантазии.

Слайд 16. Реальное Я.

  • Представления о собственной внешней привлекательности.
  • Представления о своем уме.
  • Представления о своих способностях в разных областях.
  • Представления о силе характера, общительности, доброте и других качествах.

Слайд 17. Идеальное Я.

Идеальное “Я” может сильно отличаться от реального.

  • При высоком уровне притязаний.
  • При недостаточном осознании своих возможностей.

Разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности.

Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию .

  • Подростки не только мечтают о том, какими они будут, но и стремятся развивать в себе желательные качества.
  • У подростка развивается саморегуляция.

Слайд 18. Учащимся предлагалось оценить свой образ глазами окружающих (родных, друзей). Дети выделяют следующие качества (то есть они считают, что они):

общительный – **%

добрый - **%

злой – **%

открытый – **%

жизнерадостный – **%

искренний – **%

сильный – **%

ленивый – **%

вредный – **%

предатель – **%

уверенный в себе – **%

увлекающийся – **%

смешной (прикольный) – **%

Иными словами детям в данном возрасте в наибольшей степени характерны общительность, доброта, жизнерадостность, открытость новому, в сочетании с уверенностью в себе и склонностью к увлекаемости, авантюризму.

Происходит перестройка и на социальном уровне.

Слайд 19. Общение со взрослыми.

Слайд 20. Общение со сверстниками.

Слайд 21, 22. Особенностью данного возраста является направленность на общение, что отражено и в результатах относительно предпочтительности сферы общения с ровесниками, а именно **% предпочтут пообщаться с друзьями, чем выполнить домашнее задание – **%; подселятся возникшей проблемой или трудностью с другом – **%, опрошенных детей, и лишь **% обратятся к родителям; **% детей предпочитают послушать музыку, чем обратиться к чтению литературы или уходу за животными – **%; пойти с родителями в гости согласятся лишь **%, остальные **% предпочтут остаться дома, поговорить по телефону с другом, или пригласят его домой; Вместе с тем дети считают себя достаточно взрослыми, то есть проявляется чувство взрослости, стараются высказать свое мнение по каким-либо вопросам **%, и лишь треть учеников **% согласятся с мнением родителей и учителей, даже если свое мнение отлично от него.

По результатам диагностики. В случае возникновения трудности ребенок практически в раной мере предпочитает обратиться к родителям **% или к друзья **%. Говоря о досуге, можно сказать, что **% детей предпочитают проводить время с друзьями на улице, **% хотели бы поучаствовать в вечеринке или побывать на дискотеке, и **% заниматься в спортивных секциях.

Что же нужно делать взрослым, чтобы избежать конфликтов в общении с подростком? Конечно, терпеть хамство собственного ребенка очень трудно. Так и хочется дать грубияну достойный отпор и поставить его на место. Но будет ли от этого прок? Ведь мы, взрослые, прекрасно знаем: всякое обострение отношений лишь подольет масла в огонь. Будьте мудрее, не провоцируйте своего ребенка на грубость. В этом вам помогут следующие правила поведения в ранней ситуации.

Раздается памятка для родителей. Приложение 3. (Памятка для родителей)

Слайд 23. Посмотрите, какие особенности поведения подростков выделяют психологи:

Психологические особенности подросткового возраста получили название "подросткового комплекса". Что же он представляет собой?

Вот его проявления:

  • чувствительность к оценке посторонних своей внешности,
  • крайняя самонадеянность и безапелляционные суждения в отношении окружающих,
  • внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров,
  • целеустремленность, настойчивость и импульсивность,
  • на все требуют доказательств,
  • неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать,
  • повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе,
  • потребность в общении сменяется желанием уединиться,
  • развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью,
  • романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью,
  • нежность, ласковость бывают на фоне,
  • стремятся быть взрослыми, но избегают ответственности,
  • выбирают себе кумиров,
  • рроявляется соревновательный мотив.