Игра-викторина "Экологическое поле"

Разделы: Экология


Игра-викторина “Экологическое поле” рекомендуется для учащихся 7-11 классов, интересующихся и читающих помимо учебников дополнительную литературу по биологии и экологии. Данную игру можно провести в рамках кружка, при организации Недели биологии, другой внеклассной работы по естественно-географическому циклу.

В игре участвуют 6 команд, В каждой команде по 5 человек.

Цель игры состоит в том, чтобы выявить знания детей в области экологии, определить их натуралистические способности, внести элемент занимательности при проведении кружковой работы, привлечь внимание к новым интересным вопросам, а также помочь усвоить дополнительный материал.

Для проведения игры необходимо изготовить диск-вертушку со стрелой. Он разделен на три сектора - 3 поля: редкие растения, лекарственные растения, охрана природы (можно включать и другие дисциплины и секторы). Каждое поле обозначено определенным цветом или рисунками по теме. Желательно диск сделать диаметром до 1 м, расположить его так, чтобы играющим поле было хорошо видно. Вопросы (по 15 на каждое поле) заранее печатаются на узких полосках бумаги и прикрепляются по окружности диска в соответствии с полем так, чтобы их можно было легко снять. Полоски с вопросами нужно свернуть пополам, чтобы текст вопросов не был виден, на чистой стороне поставить номер. К игре прилагается презентация с фотографиями растений, указанных в тексте игры. С помощью мультимедийного проектора их можно проецировать во время игры на экран при задавании вопросов.

Правила игры. Чтобы не затягивать игру, каждая из 6 команд отвечает только на 5 вопросов. По итогам жеребьевки (это может быть детская считалочка) команда подходит к диску. Все 5 игроков располагаются так, чтобы не закрывать поле от остальных игроков. Один из играющих крутит диск. После его остановки стрелка показывает номер вопроса. Дети вслух называют номер, поле и читают вопрос. На раздумывание дается 30 секунд (отмерить время можно музыкальными паузами или песочными часами). За каждый правильный ответ команда получает 10 баллов. Если ответ был не совсем правильный, то ведущий может решить сам или посоветоваться с играющими, сколько баллов поставить. Если ответ командой дан неверно или команда затрудняется ответить на поставленный вопрос, в этом случае ведущий обращает вопрос ко всем играющим. Команда, желающая ответить на данный вопрос, поднимает карточку с названием команды или номером и получает за правильный ответ 10 баллов (или другое количество). Эти баллы засчитываются как дополнительные. За подсказку балы снижаются. Если ни одна команда не может дать ответ на поставленный вопрос, ведущий называет ответ. Право крутить диск у команды сохраняется до тех пор, пока она правильно отвечает на вопросы. В случае неверного ответа это право переходит к другой команде.

По ходу игры помощник ведущего фиксирует количество баллов в контрольном листе.

Контрольный лист команды.

Команда № -

Вопрос

Поле

Баллы

1.

2.

3.

4.

5.

   
Дополнительные баллы  
Снято баллов  
Всего баллов  

Такие листы необходимо заготовить заранее для каждой команды. Команды, прокрутившие диск 5 раз, то есть ответившие на 5 вопросов (об этом объявляет ведущий), больше к диску не выходят. За этими командами остается право набирать дополнительные баллы. Когда все команды выйдут из игры, подводится общий итог и определяется лучшая команда. Пока подводятся итоги, можно показать видеофильм, слайды по теме игры. Затем идет награждение победителей. Им вручаются грамоты и призы. Эту игру можно провести между командами школ, между классами в одной школе. Дети играют с увлечением, обсуждая каждый вопрос, им интересна такая форма проведения викторины.

Вопросы

Первое поле. Редкие растения.

1. Данное растение цветет весной, растет на солнечных склонных холмов, пустошах, на хорошо освещенных солнцем лесных полянках. По старинному поверью навевает сны. Ядовита. Встречается редко и нуждается в охране.

(Слайд 1. Презентация).

2. Это травянистое растение не имеет ярких цветов. Но они все же у него красивы - коричневые миниатюрные кувшинчики. Очень редко встречается в лесах. Его листья по форме похожи на следы лошадиного копыта. Растение имеет специфический запах, напоминающий запах перца. Семена разносятся муравьями. Их привлекают сладкие плодовые придатки. Отгрызая их, муравьи несут их в муравейники, съедая сладкую часть плода, тем самым разносят семена (слайд 2).

3. Высокое (до 2 м) растение, в месте произрастания, на лугу, светлых лесных полянках, образующее заросли. Очень редкое в нашей местности. Великолепный медонос. Высушенные листья раньше использовали для заварки чая. Полезный вкусный напиток из растения называли капорским чаем. В народе называют иван-чаем. Назови и найди это растение среди фотографий. Как называется другое растение, расскажите о нем (слайды 3, 4).

№ 1

№ 2

4. О каком редком растении идет речь в этой легенде? Цветок известен с древности как ценное лекарственное растение. Он также используется для нужд медицины и парфюмерии. Косметические средства, приготовленные на основе его эфирных масел, никогда не вызывают аллергии. Многие народы почитали это растение как символ весны. Так, древние германцы украшали им свою одежду в весенний праздник Остерн. В конце праздника увядшие цветы торжественно сжигали, как бы принося в жертву Остаре — богине зари, вестнице тепла. Во французских деревнях и по сей день первое майское воскресенье отмечается как праздник этого цветка. Им украшают окна, камины и, само собой, столы. Застолье не обходится без песен, посвященных посланцу весны. Когда начинаются танцы, девушки прикалывают букеты данного растения к платьям, парни вставляют в петлицы пиджаков. Если танцующая пара обменялась букетами — молодые люди понравились друг другу.

А совсем в давние времена их уже считали бы помолвленными. Отказ от букета — отказ от дружбы, бросить этот цветок под ноги — не иначе как выказать крайнюю степень презрения. Латинское название в переводе звучит как "лилия долин". Русские прозвища растения следующие. Костромичи называют его мытная трава, калужане — заячья соль, тамбовцы — виновник. Известен он еще и как ванник, гладыш, воронец, заячьи уши и язык лесной. Слово, которым названо это растение, происхождением восходит к понятию "гладкий". Возможно, из-за гладких мягких листьев.

Его также сравнивают со слезами, и старая легенда гласит, что этот чудный цветок вырос из упавших на землю слёз. Тонкий аромат ландыша привлекает пчел и шмелей, которые способствуют опылению цветков, после чего развиваются вначале зеленые, а при созревании оранжево-красные ягоды. (Cлайд 5)

5. Рассмотрев фотографии цветов, определите их названия. Скажите, являются ли эти растения редкими? Объясните, почему вы так считаете? Расскажите о данных растениях. (Cлайды 6-7).

№ 1

№ 2

6. Любка двулистная – редкое растение. Подлежит охране. Белые цветки любки с наступлением вечера издают сильный запах. Почему?

7. В жизни многих выдающихся людей был один самый любимый цветок. Окраска, форма и аромат цветка приносили радость, поднимали настроение, будили фантазию. Кто были эти выдающиеся люди? Поклонниками, каких цветов они являлись?

8. Это растение рано весной часто образует в лесу красивый желто-зеленый “ковер”. Это первоцвет. Название растения можно отгадать, составив его из двух слов: первое будет род, второе - вид. Во время цветения ее раскачивают весенние ветры, и еще она имеет большое сходство в строения цветка с лютиком.

9. Это растение украшает многие реки, озера, пруды. Ее часто путают с кувшинкой. Однако она имеет желтые цветы, а не белые, как у кувшинки. Нуждается в охране.

10. Данное растение селится во влажных местах или даже в воде. Высота ее достигает 60 см.. Название происходит от слова “калуга”. Так в старину называли болото. Напиши род и вид растения.

11. Перечислите 10 примеров редких растений Нехаевского района.

12. Какие редкие растения изображены на фотографиях? Определите названия (слайды 8-9).

№ 1

№ 2

13. Определите редкое растение по фотографии. Дайте краткое биологической описание (слайд 10).

14. Если вы пришли в тенистый, влажный лес, то, наверное, увидите здесь…. Какое растение описано далее. Определите по описанию. Их нетрудно отличить от других растений по большим ажурным листьям. От каменноугольного периода идет их история. В наше время сохранились лишь в основном, травянистые формы растений. Семян у растений, как и цветов, нет. Их заменяют крошечные мешочки со спорами, различимые только под микроскопом. Если по нижнему краю листа проходит сплошная коричневая полоска, то это орляк. Если мешочки со спорами образуют отдельные кучки, то это другой вид растения. Какой? Если кучки не прикрыты особыми покрывальцами, голые, то это голокучник. Если кучки закрыты покрывальцами, словно маленькими щитками, перед вами, возможно щитовник. Впрочем, точно определить виды этого растения могут только специалисты-ботаники. Вы же назовите род этих растений и виды, указанные в тексте.

15. Что за кустарник растет в хвойных лесах. Относят к голосеменным растениям. Его ветви покрыты очень колючими плоскими иголками. На некоторых кустах можно увидеть синеватые шарики, похожие на ягоды. В них семена растения. Среди видов этого растения есть краснокнижный вид.. Назовите это растение.

Ответы

1. Сон-трава или прострел луговой. 2. Копытень европейский. 3. Описанное растение называется кипрей иволистный, помещено на фотографии под № -1. Под № -2 изображена Чемерица Лобеля. Также редкое растение. Сильно ядовито. Произрастает на лугах и болотах. Имеет мощное белого цвета корневище луковицу. На корневище располагается множество нитевидных корней виде мочки. На прямостоячем высотой до 2 метров стебле, находятся ланцетовидные крупные листья. На взрослых растениях в мае появляются метельчатые соцветия с грязно-желтыми цветами. Имеет специфический для ядовитых растений запах. Применяются в ветеринарии для приготовления настойки чемерицы. 4. В легенде рассказывается о ландыше майском. 5. На фотографиях изображены первоцветы, которые также следует относить к редким растениям и охранять. Под №-1 пролеска голубая, под №- 2 брандушка русская. Редкими они становятся из-за чрезмерного бора цветов на букеты.

Пролеска зацветает ранней весной, когда только что сошел снег. Она светолюбива, хотя растет в нижнем ярусе леса или сада. Пока на деревьях нет листвы, и свет хорошо проникает под их кроны, пролеска стремиться успеть отцвести, чтобы накопить в подземной кладовой луковице питательные вещества для будущего года. Имеет луковицу темного цвета, с многочисленными белыми корнями на поверхности, от двух и более линейных листьев, поражающих изящностью зелени среди сухих листьев, когда по началу весны еще нет никакой растительности. Также имеет от одного до нескольких цветоносных побегов с голубыми, иногда белыми цветами. Вегетирует растение быстро, оставляя, сначала зеленый плодик, представляющий собой мякоть с находящимися в нем настоящими семенами. После его созревания он буреет, засыхая выбрасывает семена. Размножение растения, как семенами, так и вегетативно - луковицами. Вокруг материнского растения образуются луковицы- детки. Из-за красоты выращивают на клумбах, введена в культуру.

Брандушка русская - растение раздольных степей. Появляется, как и пролеска, ранней весной. Среди подсохшей степи, на фоне еще безжизненных ковылей, мятликов и полыней, кажется драгоценным подарком с неба. Его лазурный цветок, красующийся в двух серовато-зеленых листьях, излучает аромат весны, в почве располагается луковица. Строение и развитие брандушки и пролески здесь во многом сходно.

6. Запах цветов любки двулистной привлекает ночных бабочек-опылителей.

7. Ландыш был любимым цветком химика Д.И. Менделеева, математика Софьи Ковалевской, художника И.Е. Репина, композитора П.И. Чайковского, писателей Н.А. Карамзина, И.А. Бунина и А.И. Куприна; нарцисс-писателя И.С. Тургенева, гиацинт – биолога Ч. Дарвина, колонхое - поэта И. Гете; барвинок – Ж. Ж. Руссо и т.д..

8. Ветреница (род) лютиковая или лютичная (вид).

9. Кубышка желтая.. 10. Калужница (род) болотная (вид). 11. Любка зеленоцветковая, ковыль красивейший, адонис весенний, прострел луговой, пальчатокоренник мясокрасный, пион тонколистный, ирис малый, тюльпан Шренка, копеечник крупноцветковый, брандушка русская.

12. №-1 Пион тонколистный №-2 Тюльпан Шренка (Геснера).

13. Адонис волжский.

14. Род папоротников относится к редких растениям. В тексте перечислены следующие виды папоротника: орляк, голокучник, щитовник.

15. Можжевельник казацкий.

Второе поле. Лекарственные растения.

1. Называют его “травой от девяноста болезней”. Это очень ценное лекарственное растение. Чтобы не перепутать его с другими травами, следует обратить внимание на листья растения: они овальные, с ровным краем и расположены парами друг против друга. Назовите род и вид этого растения. Под каким номером растение изображено на фотографии (слайды 11-12).

№ 1

№ 2

2. Данное растение цветет ранней весной, а позже, к началу лета появляются ее большие листья. Сверху они гладкие, холодные, а снизу пушистые и теплые. Скажите родовое и видовое название растения. Под каким номером оно находится на фотографии. При каких болезнях применяется в народной медицине.

3. Это растение нельзя спутать ни с какими другими травами. Кажется, на ее высоком стебле выросло много-много золотых монеток. Листья ее похожи на листья рябины, поэтому в народе ее называют “дикая рябинка”. Назовите род и вид этого лекарственного растения.

4. Это растение - выходец из древней Персии. На востоке его зовут “золотым овощем”. В Россию попал в середине 18 века. Листья его полезны в любом возрасте, аппетитны во все времена года. Римский врач Гален (2 век нашей эры) писал: “Когда я начал стареть и хотел выспаться, я мог себе доставить покой, только съедая на ночь порцию …” Что это за растение? Какое применение оно находит?

5. Народная мудрость гласит: “Лук от семи недуг”. Каков ее смысл?

6. “Где-то в чаще дремучей, за оградой колючей, у заветного местечка есть волшебная аптечка. Там красные таблетки, развешены на ветке. Что это за растение? Каково применение оно находит в народной медицине? (Cлайд 13)

7. В России пастушью сумку считают сорняком, ее выдергивают и уничтожают. Но вот в Китае она охраняется и возделывается на непригодных для других растений почвах. Почему?

8. Ее плоды - костянки: сочные, оранжевые, желтые или красноватые, густо сидят на побеге. В народе плоды называют сибирским ананасом. Что это за растение? Какое применение в народной медицине находят ее плоды? (Cлайд 14)

9. В романе Ф. Купера “Следопыт” главный герой Соколиный Глаз лечил ссадины и раны растертыми листьями. Листья какого растения использовал герой романа? Почему?

10. Народная мудрость утверждает: “Бела береста, да деготь черен”. Каков смысл народной мудрости. Каково применение дегтя в медицине?

11. Угли, полученные из древесины, используют для выплавки металлов, лечения людей, изготовления пороха, противогаза, чертежных углей. Угли каких деревьев применяют для этих целей?

12. Почему недопустимо производить сбор лекарственных растений в зеленой зоне, примыкающей к автомагистрали?

13. Определите по фотографии лекарственное растение. Дайте краткое биологическое описание и расскажите о лекарственных свойствах (слайд 15).

14. Лесной кустарник. Высотой до 4 метров. Растение имеет красиво вырезанные, с тремя лопастями листья. Осенью они становятся багряно-красными. Спелые плоды ярко-красные, как раскаленный металл. Каково применение данного растения в народной медицине? (Cлайд 16)

15. В народе это растение называют репейничек. Известен многим из-за его цепких плодиков. Нередко прикрепляется к одежде. Встречается нетоколько по опушкам лесов, но и на открытых местах степей и лугов. Имеет лекарственную ценноность. Что это за растение? Какими лекарственными ценностями обладает это растение?

Ответы

1. Зверобой (род) продырявленный (вид). 2. Мать-и-мачеха. Лечит простудные заболевания. 3. Пижма (род) обыкновенная (вид). 4. Это растение - листовой салат семейства сложноцветных. Он богат витаминами, солями кальция, калия и железа. Листья его содержат лактуцин, который действует успокаивающе на нервную систему, улучшает сон и снижает повышенное кровяное давление. Салат эффективен в детском и диетическом питании. Из него готовят пюре, салаты, соусы, вместе со щавелем добавляют в зеленые щи. 5. Лук богат фитонцидами (в листьях 16-33%, в луковицах – 2-10%), которые токсичны для возбудителей некоторых болезней (гриппа, цинги и т.д). Печеными луковицами лечат фурункулы и нарывы. Лук понижает содержание сахара и холестерина в крови, повышает аппетит, улучшает пищеварение. 6. Это шиповник. Кустарник высотой до 2-2,5 м. куст шиповника имеет множество побегов с острыми шипами, которые делают его непроходимым. Шиповник рекомендуется для создания живых изгородей. Цветет в июне-июле. Цветы имеют нежный аромат, медоносны. Из лепестков готовят варения и кисели. Плоды красные, богатые витамином С.Используются для приготовления витаминных препаратов.

7. Листья пастушьей сумки содержат витаминов D и B2 больше, чем листья капусты, витамина А больше, чем морковь. Много в пастушьей сумке витаминов С и К, органических кислот (лимонной, яблочной), фосфора и солей кальция. Листья используются для приготовления салатов, супов, овощных блюд.

8. Облепиха. Плоды содержат много витамина С и каротина (протовитамина А), мякоть плодов содержит до 9%, а семена – до12% ценного масла, обладающего целебными свойствами. Из плодов облепихи готовят кисель, варенье, желе, джем и напитки.

9. Листья ольхи. Клеточный сок листьев обладает ранозаживляющими свойствами, так как содержат салицин и популин.

10. Береста - часть коры березы. Из бересты, массой 100 кг путем сухой перегонки можно получить 29 кг дегтя – вязкой пахучей жидкости черного цвета. В официальной медицине деготь входит в состав мази Вишневского (ранозаживляющее средство) и Вилькинсона (используется против чесотки, чешуйчатого лишая и вшивости).

11. Березовый уголь – лучший уголь для выплавки металлов, лечения людей (активизированные таблетки), изготовления противогазов (впервые применил Н.Д. Зелинский в 1915 году). В производстве пороха применяют лещиновый уголь, а чертежных углей – ольховый, лещиновый.

12. Автомобильные выхлопы, содержащие питательные вещества, накапливаются растениями и могут вызвать смертельный исход у человека и животных.

13. Цикорий. Из его корней приготавливают напиток, заменяющий кофе. Лечит желудочно-кишечные заболевания. Из молодых листьев приготавливают салат.

14. Калина обыкновенная. Используется для лечения повышенного кровяного давления. Изготовляют варенья, джемы, повидла. Хорошо храниться в свежем виде.

15. Репешок обыкновенный. Используется для лечения болезней желудочно-кишечных заболеваний, при отравлениях, лечит болезни печени.

Третье поле. Охрана природы.

1. Что такое заповедник?

2. Чем отличается заповедник от заказника?

3. Что такое Красная книга?

4. Краевед М.П. Нагибина, проводя обследование растительности Дмитриевского уезда Курской области, в 1926 году отметила обилие белокрыльника болотного (каллы) в пойме реки Свапы по окраинам болот, рек, стариц, озерцов. Е.И. Кузнецова провела повторное обследование поймы, но не обнаружила белокрыльника болотного. Что же явилось причиной исчезновения белокрыльника в пойме реки Свапы? (Cлайд 16).

5. Что такое музей-заповедник? Приведите примеры.

6. Что такое экологический мониторинг? Каковы его цели?

7 Что понимают под охраной природы?

8. Расскажите историю создания Красной книги.

9. Назовите ООПТ.

10. Что такое национальные парки?

11. Что такое учебная экологическая тропа?

12. Что такое природный парк? Каковы их задачи по охране природы? Приведите примеры природных парков на территории Волгоградской области.

13. Назовите природный парк по описанию. Первый природный парк Волгоградской области, находится в трех административных районах: Среднеахтубинском, Ленинском, Светлоярском. С учетом показателей экологической системы, относят к первой категории международной значимости. “Оазисом жизни” в полупустынной зоне часто называют Волго-Ахтубинскую пойму за обилие водоемов (озер, ериков, стариц, протоков), за особые микроклиматические условия, наличие пойменных лугов и дубрав, а также за высокое видовое разнообразие и обилие редких видов.

Здесь встречается около 800 видов высших сосудистых растений и около 300 видов позвоночных животных. Более 50 видов растений и животных занесены в красные книги различных рангов. Каковы его природно-культурные ценности?

14. Определите природный парк по описанию. Самый большой по площади природный парк Волгоградской области - 231,2 тыс. га. Находится на территории трех административных районов – Алексеевского, Кумылженского и Нехаевского. Это край, где удивительно гармонично сочетается неразрушенная традиционная система казачьего расселения (станицы, хутора) с уникальным природным окружением - массивами пойменных лесов и лугов в долине Хопра, байрачными и нагорными дубравами, песками с их специфическими растительными сообществами, березовыми колками, многочисленными родниками с чистой питьевой водой, гранитными валунами – остатками Донского языка Днепровского оледенения.

В силу значительной расчлененности земной поверхности овражно-балочной сетью (особенно в правобережной части Хопра) здесь сохранились большие массивы целинной степи на черноземах. Среди большого разнообразия местной флоры и фауны отмечено множество редких видов, занесенных в Красную книгу России (иссоп меловой, норичник меловой, астрагал белостебельный, пион тонколистый, льнянка меловая, водяной орех, тюльпан тонколистный, ковыль красивейший, чабрец меловой, выхухоль, орлан-белохвост, черный аист, стрепет и др.). Опишите его природные и культурные достопримечательности.

15. Что такое памятник природы? Опишите памятник природы, расположенный на территории Волгоградской области.

Ответы

1. Заповедник, участок территории, изъятый из хозяйственного пользования в целях сохранения в нетронутом виде природного комплекса, охраны видов растений и животных, проведение научно-исследовательской и культурно-просветительной работы. Территория заказника временно заказана для проведения какого-либо эксперимента.

2. Территория заказника временно заказана для проведения какого-либо эксперимента.

3. “Красная книга” - реестр (перечень) редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов. “Красные книги” подразделяют на международные, национальные (в пределах государства) и локальные (областные, республиканские).

4. Белокрыльник - лекарственное растение, растет по берегам рек. Его длинное корневище “врастает” прямо в воду. У белокрыльника соцветие - початок, цветки обоеполые. Цветы имеют слабый гнилостный запах, который привлекает мух. Плоды красные.

На исчезновение белокрыльника в пойме реки могли повлиять следующие факторы:

а) Понижение уровня грунтовых вод за счет осушения или распашки болотных массивов.

б) Массовый сбор растений для лекарственных целей.

5. Природно-архитектурный комплекс. Михайловское, Шахматово, Ясная Поляна и т.д.).

6. Экологический мониторинг - регулярные, выполняемые по заданной программе наблюдения природных ресурсов, растительного и животного мира, позволяющие выполнить оценку их состояния и происходящие в них в связи хозяйственной деятельностью человека. Целью мониторинга является накопление информации о динамике природных объектов и процессов для последующей оценки и прогноза их состояния.

7. Охрана природы - система мероприятий для сохранения видов и среды их обитания, экосистем, недр. Реализуется в двух основных формах - рационального природопользования, и за счет создания особо охраняемых территорий (ООПТ) - заповедников, памятников природы, заказников, национальных природных парков, которая осуществляется при полном или частичном прекращении пользования экосистем.

8. Первая “Красная книга” появилась в 1966 году. Организатором ее создания был Международный союз по охране природы и природных ресурсов (МСОП).

Было выпущено 5 томов книг с перечнем видов, которым угрожает исчезновение. Каждому виду был выделен отдельный лист, причем, книги были напечатаны на бумаге красного цвета - цвета предостережения.

Красные книги - специальные издания, включающие характеристику видов, которым угрожает исчезновение, и рекомендации по организации системы их охраны.

Позже во всем мире стали издавать подобные перечни исчезающих видов, хотя бумага для них теперь используется обычная и красным бывает только переплет.

“Красная книга РСФСР: растения” была издана в 1988 г, “Красная книга РСФСР: животные” - в 1985 г. В них заключено соответственно, 533 и 247 видов растений и животных. Созданы “Красные книги” и для многих республик и областей России. В нашей Волгоградской области создана “Красная книга Волгоградской области”. Красная книга Волгоградской области — официальный документ, содержащий справочную информацию о распространении, состоянии и мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и грибов, обитающих на территории области. Положение о порядке ведения Красной книги Волгоградской области утверждено Постановлением главы Администрации Волгоградской области от 13 октября 2004 г. № 981.

9. Заповедники, заказники, национальные парки, природные парки, памятники природы.

10. Охраняемая территория, где не разрешено хозяйственное использование, но допускается организованный отдых - туристические маршруты под руководством инструктора, лов рыбы по лицензии и др. В России 29 национальных парков.

11. Учебная экологическая тропа – это маршрут, проложенный для того, чтобы познакомить экскурсантов или посетителей с наиболее характерными объектами природы определенной местности, работой по ее охране, правилами поведения в природе. Тропа позволяет узнать, чем знаменит родной край, какие поблизости протекает речка, познакомиться с мерами охраны редких и исчезающих видов.

12. Природные парки - природоохранные реакционные учреждения, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность.

Основные задачи:

1. Сохранение природной среды, природных ландшафтов.

2. Создание условий для отдыха и сохранение рекреационных ресурсов;

3. Разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территории. Природные парки Волгоградской области:

1. Волго-Ахтубинская пойма.

2. Эльтонский.

3. Донской.

4. Нижнехоперский.

5. Щербаковский

6. Цимлянские пески.

7. Усть-Медведицкий.

13. Волго-Ахтубинская пойма. Природные и историко-культурные ценности.

  1. ООПТ Государственный зоологический заказник “Лещинский”
  2. Зоны покоя 4 охотничьих хозяйств площадью около 50 тысяч га.
  3. Заливные луга, массивы старовозрастных пойменных дубрав (форпост дуба черешчатого на крайнем юго-востоке европейской части России).
  4. Водные экосистемы (реки Волга, Ахтуба, озера, ерики), выполняющие важнейшие средообразующие и климаторегулирующие функции.
  5. Нерестилища ценных видов рыб, в том числе осетровых.
  6. Массивы особо ценных водно-болотных угодий, почти повсеместно пространственно совпадающих с Ключевой орнитологической территорией “Волго-Ахтубинское Поозерье” площадью 138 тысяч га с 7 “ узловыми точками” концентрации орниторазнообразия (озера Давыдкино, Замора, Чичера, Лопушок, Петровский Лиман, Невидимки, Таловое), включенной в Европейский каталог.
  7. Курганный комплекс, включающий несколько курганных групп и цепочку одиночных курганов - древних захоронений кочевых народов, а также многочисленные памятники истории и культуры.

14. Нижнехоперский природный парк. Природные и историко-культурные ценности. ООПТ: Памятник природы Федерального значения “Урочище остров”. ООПТ регионального и местного значения: Памятники природы “Остроуховские луга”, “Шакинская дубрава”, “Ледниковые валуны”, урочище “Малые Фомины”, государственные охотничьи заказники “Кумылженский”, “Нехаевский”, песчаный массив “Кумылга”, зеленые зоны вокруг населенных пунктов, озера Строкальное, Бабинское, Ларинское и др..

  1. Массивы пойменных лесов и лугов в долине Хопра, байрачные и нагорные дубравы, нераспаханные участки типчаково-ковыльных степей.
  2. Ценные водные объекты и водно-болотные угодья.
  3. Объекты историко-культурного наследия: сарматские погребения, многочисленные памятники архитектуры, памятные места, связанные с жизнью и деятельностью известных людей.

15. Небольшой участок охраняемой территории, включающий популяции редких видов растений, редкие сообщества, отдельные деревья и т.д. Памятники природы, как правило, охраняются общественными организациями и органами управления отдельных административных районов. Например, геологический памятник природы “Ледниковые валуны” (1985 г.). Расположен на высоком правом берегу Хопра в пределах Кумылженского района.

Имеет познавательное и научное значение. Гранитные валуны являются остатками ледников Днепровского оледенения, покрывающего Русскую равнину в четвертичный период. Ледник, двигаясь со стороны Скандинавии, дойдя до Среднерусской возвышенности, опустился по долинам рек Днепра и Дона, образовав Днепровский и Донской языки. Донской язык дошел до г. Серафимовича. Будучи впаянными в лед, в Скандинавских горах, валуны прошли от Норвежского моря до берегов Хопра двухтысячекилометровый путь. Следы Донского ледника на территории Волгоградской области представлены небольшими валунами. Таких следов на территории области осталось очень мало. Валуны диаметром более 2 метров зарегистрированы в окрестностях станицы Слащевской.

Использованная литература

1. Т.В. Рощина, С.В. Жердева. “Игра-викторина “Биологическое поле” журнал “Биология в школе”. №-4, 1993 год.

2. Е.Н. Дмитров. “Познавательные задачи по ботанике и их решение”. Издательство “Арктоус”, 1996 год.

А.А. Плешаков. Атлас–определитель “От земли до неба” Издательство “Просвещение”. 2007 год.

Презентация