Стимулирование познавательной активности младших школьников как средство саморазвития и самореализации

Разделы: Администрирование школы


Дари себя детям!
Ш.А. Амонашвили

В течение недели учителями школы были даны открытые уроки для учителей начальных классов города по теме “Стимулирование познавательной активности младших школьников как средство саморазвития и самореализации”.

Цель: показать различные формы и методы работы по активизации познавательной деятельности учащихся; продемонстрировать, как стимулирование познавательной активности влияет на саморазвитие и самореализацию учеников.

Сегодня завершающий день Недели педагогического мастерства и в рамках Круглого стола мы услышим самоанализ своего урока каждым учителем. Учителя из других школ, которые присутствовали на том или ином уроке, могут высказать свое мнение о нем, отметить положительные моменты и также сказать, удалось ли учителю достичь поставленных целей, а самое главное, соответствовало ли содержание урока теме Недели.

Но сначала несколько слов по теме, которую мы выбрали для проведения Недели педагогического мастерства.

Профессионализм учителя во многом определяется требовательностью к самому себе. Не к ученикам, а именно к себе. Ученики могут иногда казаться и невнимательными, и ленивыми, и агрессивными, и слабыми, и заносчивыми, но учительская задача состоит в том, чтобы вооружить их знаниями, навыками добывать эти знания, умениями отзывчиво и инициативно сотрудничать с другими и развивать в себе всё то лучшее, что делает человека человеком. Каждому учителю, бесспорно, хочется сделать свой урок интересным и увлекательным. Одним из средств достижения этой цели является развитие познавательного интереса школьников, их творческая мыслительная активность, желание испытать чувство успеха при обучении. Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на всех этапах развития образования была одной из актуальных, так как активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности. Психологи считают, что младший школьный возраст несет в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Плодотворной почвой для этого является учебная деятельность, как источник для целенаправленной работы мысли, развития жизненно важных свойств личности и активности ребёнка. Потребность саморазвития и способность удовлетворять её посредством учения характеризует школьника, который является субъектом учения. Субъектом учения ребёнка делает обладание таким качеством как познавательная активность. Проблема развития познавательной активности младших школьников, как показывают исследования, находилась в центре внимания педагогов с давних времен. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если школьник проявляет познавательную активность. Каждый педагог сталкивается с такой проблемой, как отсутствие интереса некоторых учащихся к учебной деятельности. Какие же можно выделить причины спада школьной мотивации?

Причины спада школьной мотивации.

  1. Отношение ученика к учителю.
  2. Отношение учителя к ученику.
  3. Личная значимость предмета.
  4. Умственное развитие ученика.
  5. Продуктивность учебной деятельности.
  6. Непонимание цели учения.
  7. Страх перед школой.

Как организовать учебную деятельность школьников, чтобы она стала для них не просто обязанностью, а радостью познания мира? А.Эйнштейн отмечал: “Большая ошибка думать, что чувство долга и принуждения могут способствовать ученику находить радость в том, чтобы смотреть и искать”. Многочисленными исследованиями доказано, что познавательный интерес стимулирует волю и внимание, помогает более лёгкому и прочному запоминанию, способствует саморазвитию и само реализации личности. Познавательный интерес является связующим звеном для решения триединой задачи обучения, умственного развития и воспитания личности. Он связан не только с интеллектуальной, волевой или только с эмоциональной сферой личности; это их сложное сплетение. Одним из эффективных мотивационных механизмов повышения мыслительной активности обучаемого является игровой характер учебно-познавательной деятельности. Обучающая игра имеет важную закономерность: первоначальная заинтересованность внешней стороной явлений постепенно перерастает в интерес к их внутренней сути.

Какие же условия способствуют развитию познавательного интереса?

1. Развитию познавательного интереса, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний, решает задачи проблемного характера. Проблемно – поисковые, деятельностные технологии обучения широко применяются нашими учителями начальных классов, работающими по образовательной системе “Школа 2100”.

2. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов.

3. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьника ранее, также способствует повышению интереса к новому материалу.

На уроках, проведённых в рамках Недели педагогического мастерства, можно было увидеть и проследить связь ранее изученного материала с вновь полученными знаниями, с опорой на уже имеющийся у учащихся опыт.

4. Ни слишком лёгкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным (это условие очень хорошо выполняется в программе “Математика” Л. Г. Петерсон).

5. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника (в том числе им самим, обучающими устройствами), тем интереснее ему работать.

Как можно осуществлять более частую проверку знаний? (Работа в парах с взаимопроверкой, проверка с помощью “сигнальных кружков, карточек” (это было видно на уроке в 1а классе), рассказ домашнего задания друг другу, хоровые ответы на несложные вопросы. Когда ученик работает у доски, классу даётся задание – внимательно слушать и подготовить рецензию на ответ или оценку ответа; “метод закрытой доски” - ученик работает за отвёрнутой доской с последующим сравнением решения с классом (“Блиц – турниры”) и т.д.

Важна также психосберегающая оценка ответа учащегося. Это означает оценивание конкретного ответа без перехода на личность ребёнка. Кроме того, сначала надо отметить достоинства ответа, и лишь затем – недостатки. Мягкой формой оценки неудачи является фраза “было бы лучше, если…”.

6. Важную роль в стимулировании познавательного интереса имеет позитивная психологическая атмосфера урока, выбор демократического стиля педагогического взаимодействия: принятие своих учеников независимо от их учебных успехов, преобладание побуждения, поощрения, понимания и поддержки. Психологическое поглаживание учеников: приветствие, проявление внимания к возможно большему числу детей – взглядом, улыбкой, кивком (этим приемом в совершенстве владеют учителя, работающие в1-х классах).

7. Чем младше ребёнок, тем больше материал должен подаваться в образной форме. Недаром И.Г. Песталоцци принцип наглядности назвал “золотым правилом” дидактики.

8. В обучении должны создаваться возможности для творчества, необходима дифференциация обучения.

9. Создание на уроке ситуации успеха для учащихся. Самый простой способ для создания ситуации успеха – определённость домашнего задания. Ученики чётко должны знать, что если они выполнят задание в полном объёме и рекомендуемым способом (пересказ, выделение главных тезисов, ответы на вопросы), то их ответ будет успешным. Для этого каждый урок оговаривается, что и как следует подготовить дома.

Что же можно сделать для стимулирования познавательной активности, какие применить методы и приемы?

Стимулирование познавательной активности учащихся в начальных классах.

  • Дидактические игры (сюжетные, ролевые и т.д.).
  • Наглядность.
  • Творческие работы по разным предметам.
  • Участие в предметных олимпиадах.
  • Научно-исследовательская деятельность.
  • Проектная деятельность учащихся.
  • Внеклассные мероприятия по предметам.
  • Индивидуализация. (Учёт не только способностей, но и интересов).
  • Дифференциация (разноуровневые задания).
  • Использование различных педагогических технологий:
    - игровые,
    - личностно-ориентированные,
    - развивающие,
    - проблемное обучение,
    - компьютерные.
  • Интегрированные уроки.
  • Карточки, перфокарты для индивидуальной работы.

Думаю, что, побывав на уроках наших учителей, вы смогли увидеть многие приёмы стимулирования познавательной деятельности, о которых я говорила ранее.

Величайшая гуманистка XX века Мать Тереза говорила: “Мы не можем делать великие дела. Мы можем делать только маленькие дела, но с великой Любовью”.

Не эта ли мысль должна стать путеводной звездой каждого учителя?