Трудности в усвоении грамматики английского языка детьми младшего школьного возраста и пути решения этой проблемы

Разделы: Иностранные языки


Преподавая английский язык в начальной школе, я, как и многие мои коллеги, замечаю, что детям младшего школьного возраста довольно сложно усваивать грамматический материал, а тем более, когда его объём достаточно велик, как, например, в программе четвёртого класса УМК “Enjoy English” (Биболетова М.З. и др.). В течение года дети должны изучить The Future Simple Tense, The Past Simple Tense, There is/are, степени сравнения прилагательных, кроме того нужно повторить и изученные в 3 классе правила: The Present Simple Tense, правило образования множественного числа существительных.

Как пишет М.З. Биболетова “долговременная память ребёнка данного возраста прекрасно развита… Всё, что ребёнок 6–9 лет выучит, надолго запоминается”. [1, с.267] Такое свойство памяти ребёнка мы должны активно использовать. Так, на своих уроках при объяснении нового грамматического правила мы обязательно его записываем. Я считаю, что это улучшает понимание, а, следовательно, и запоминание нового грамматического явления. Учитывая возраст детей, правило записываем коротко, фиксируя основные моменты. Приведу пример записи правила о значении и образовании времени Present Simple (этим правилом мы начинаем 4 класс, т.к. в 3 классе информация об этом грамматическом явлении даётся частями, и в итоге не у всех детей в голове складывается целостная картина):

Present Simple

Это время используется для выражения обычного, постоянного действия, относящегося к настоящему.

По ходу записи правила мы вместе с детьми разбираем и комментируем его, обращаем внимание на возможные ошибки, которые могут возникнуть при употреблении данного грамматического явления. Учащиеся высказывают свои предположения, анализируют, делают выводы. Кроме того, дети должны чётко видеть и понимать, для чего им нужно данное правило. Ребята обязательно должны быть активными участниками учебного процесса – это ещё одно условие успешного овладения материалом. Если в ходе работы у детей возникают дополнительные вопросы, я стараюсь подробно и понятно ответить на них, ведь дети, не получив исчерпывающего ответа на свой вопрос, начинают сомневаться в компетентности учителя, в уровне его собственных знаний, в результате чего естественным образом страдает весь процесс обучения.

При объяснении грамматических явлений английского языка я обязательно провожу параллель с грамматикой русского языка. Так, например, при объяснении построения вопросительной формы предложения (общего вопроса) я всегда обращаю внимание детей на то, что в русском языке нам достаточно всего лишь изменить интонацию, чтобы предложение стало вопросительным, в то время как в английском языке нам понадобится вспомогательный глагол (сразу объясняю: вспомогательный – это тот, который помогает построить отрицание или вопрос).

После записи правила происходит закрепление полученных знаний, при этом я использую сочетание фронтальных, индивидуальных и парных форм работы, при которых каждый ученик задействован на уроке.

В дальнейшем, чтобы дети не забывали изученную грамматику, мы постоянно повторяем её. Для этого удобно использовать тексты из учебника. При работе с текстом я задаю ребятам следующие вопросы:

- В каком времени стоит глагол в этом предложении?

- Как вы это определили? Есть ли в предложении слова-спутники данного времени?

- А как мы можем сделать это предложение вопросительным / отрицательным? И т.д.

Так я работаю со всеми темами. На первый взгляд, такая работа может показаться скучной и в какой-то мере трудной и сложной для детей младшего школьного возраста, ведь одной из основных форм деятельности младших школьников остаётся игра, которую мы должны сделать обучающей. Действительно, обучающая игра несёт в себе огромный потенциал, и на своих уроках я, конечно же, использую игровые моменты, но всё-таки, на мой взгляд, игра может выступать лишь как помощница и как средство разнообразия деятельности на уроке. Я полностью согласна с М.М. Поташником, который пишет, что использовать игровую форму нужно “только в том случае, когда это служит лучшему выполнению образовательных целей урока, не превалирует над сущностью учебного материала, не уводит в сторону от главных целей, не становится самоцелью, не умаляет значения сути того, что должны изучить дети”. [2, с.26]

Если постоянно не проводить подобную работу, то материал очень быстро забывается, вытесняется новой информацией. Кроме того что дети не смогут выполнять грамматические задания, они просто не смогут найти перевод нужного слова в словаре, так как, забыв правило, они будут искать слово в той форме, в которой они встретили его в тексте, например, глаголы с окончаниями -s, -ed, глаголы во II форме, прилагательные в сравнительной или превосходной степени сравнения, существительные во множественном числе.

Итак, проблема, которая обозначена в заглавии данной статьи, - трудности в усвоении грамматики английского языка детьми младшего школьного возраста – решаема. Я вижу следующие пути решения этой проблемы:

  • запись грамматических правил в тетрадь и неоднократное их повторение;
  • обязательный сравнительный анализ похожих грамматических структур английского и русского языков;
  • выполнение ряда упражнений на использование новой грамматики;
  • систематическое повторение всех изученных грамматических структур;
  • “безусловное обеспечение практической направленности учебного процесса, создание реальных возможностей применения учащимися полученных знаний, умений и навыков, не допуская формального усвоения теоретических сведений”. [2, с.168-169]

Литература

  1. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / Под ред. А.А. Миролюбова. – Обнинск: Титул, 2010.
  2. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2008.