Урок русского языка в 3-м классе "Учимся ставить знаки препинания в предложении с однородными членами, которые связаны союзами"

Разделы: Начальная школа


Цели: учить ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами, которые связаны союзами; развивать умение писать -и- в корнях слов, словарные слова, составлять предложения, воспитывать гуманное отношение к птицам.

ХОД УРОКА

I. Чистописание (индивидуальная работа)

– Рассмотрите образцы букв, соединений, в которых вы допускаете ошибки
– Пропишите всю строчку по образцу.

II. Выборочное списывание

Приложение 1. Слайд 2

З…мой,  ц..плёнок, ул..ца, ц..рк,  м..сной,  похож…, ц..ган,  зап..сь,  ц..ркуль,  сл..дить,за..ц, ц..кать, уд..вительный , птиц….

– Выпишите только те слова, в которые нужно вставить -и-.
– Какое слово нельзя переносить и почему?

Слайд 3

– Какое время года изображено на картинке?
– Почему люди вешают кормушки зимой?
– Как вы думаете, легко ли найти корм птицам зимой?

Дети читают стихи:

Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их – не счесть, видеть тяжело.
А ведь в вашем сердце есть и для них тепло.
Приучите птиц в мороз к своему окну
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.

III. Работа над новым материалом. Постановка проблемы. Анализ предложений с однородными членами с помощью схем.

Слайд 4

Снегири кормятся ягодами рябины, семенами липы.

– Найдите грамматическую основу в предложении. Какое это предложение? Расставьте знаки препинания. Составьте схему.

Снегири кормятся ягодами рябины и семенами липы. 

– Сравните предложения. Расставьте знаки препинания.
– Кто не согласен с …
– Почему мы не знаем, кто из ребят прав?
– Так чему мы будем учиться на уроке? Тема урока…

Слайд 5

Тема урока: Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами, которые связаны союзами.

Слайд 6

Снегири, но не синицы похожи на красные фонарики. Летом, а не зимой они живут в самых глухих еловых чащах. Осенью и зимой снегири  странствуют в поисках пищи.

Учитель. Посмотрите на предложения с однородными членами. Как они связаны в предложении?– Как ты думаешь, перед какими союзами ставится запятая, а перед какими не ставится?

Слайд 7

– Глядя на схемы, сделайте вывод, о знаках препинания в предложении с однородными членами.

, а .       , но .        и  (или) .
И (или) , и (или)  , и (или) .    
*, и (или) , и  или)  , и (и ли) .

Физкультминутка. Игра “ Птицы”

Учитель называет разных птиц, ученики показывают, как летают птицы. Если он называет что-то другое, дети должны топать ногами.
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи… Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже совы, плюшки, лебеди и утки. И спасибо шутке!

IV. Закрепление изученного материала.

Задания:

Слайд 8

Составление предложений (Упр. 3 стр. 112)

V. Работа по учебнику

1.Упр.1 стр. 111

– Объясните знаки препинания с помощью схем в предложениях из упражнения 1 (учебник).

2. Выполнение упражнения 1 (рабочая тетрадь).

VI. Итог урока

Слайд 9

– Я довольна вами, вы порадовали меня своими ответами, желанием помочь птицам, добрым отношением к ним. Кто о себе может так сказать:
– Теперь я умею…
– Я знаю, что …
– Я буду …

VI. Домашнее задание по выбору

Слайд 10

1) Упр. 4 стр. 112 (учебник). Отработка расстановки знаков препинания .
2) Упр. 2 стр. 112 (учебник) Подбор союзов.
3) Выписать  из  художественных  текстов 2-4 предложения с однородными членами и объясните расстановку знаков препинания с помощью схем.

Слайд 11

Например:

Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

Слайд 12

МОЛОДЦЫ!