Опыт психологического сопровождения профессионального самоопределения учащихся 8-х классов

Разделы: Школьная психологическая служба


Проблема профессионального самоопределения личности относится к числу наиболее активно разрабатываемых в современной психологии. Теории профессионального самоопределения представлены в работах Голомшток А.Е., Климова Е.А., Пряжникова Н.С., Резапкиной  Г.В., Холланда Дж., Чистякова С.Н.  [2, 4, 5, 7, 8].

Интерес к проблеме профессиональной ориентации не ослабевает независимо от социальных или экономических изменений в любом обществе. Изменяются лишь акценты и ракурсы. Сегодня  труд понимается как личностная потребность и условие развития личности человека, поэтому акцент в профориентационной работе целесообразно делать на процессе социализации и самоактуализации личности в учебной и трудовой деятельности, на постепенном формировании у подростка внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и интересов [1, 3, 6, 9].

В наше время социум, современная система образования зачастую требуют от учащихся определиться с выбором профильных предметов  уже к 8-9 классу, однако большинство восьмиклассников и девятиклассников психологически еще не готовы к такому выбору. В данной связи педагог-психолог может оказать  действенную помощь учащимся и способствовать повышению эффективности образовательного процесса,  работая по направлению профессионального и предпрофильного самоопределения учащихся.  Поэтому, наличие в арсенале школьного психолога программы психологического сопровождения профессионального самоопределения учащихся 8 классов, отвечающей потребностям учащихся и требованиям современного общества к будущему профессионалу, является весьма актуальным.

В 2010-11 учебном году в ГОУ СОШ №1360 с углубленным изучением математики ВАО г. Москвы педагогом-психологом старших классов была разработана и реализована программа психологического сопровождения профессионального самоопределения учащихся 8 классов. Данная программа является подготовительным этапом к более углублённой профориентационной работе в 9-10 классах. Основной целью программы является выявление преобладающего типа профессий (согласно классификации Е.А. Климова [2]) и освоение личного профессионального плана [6]. В основе программы лежит модель профессионального самоопределения восьмиклассников, представляющая собой модификацию личного профессионального плана, разработанного Г.В.Резапкиной (Приложение 2).

Основные задачи программы:

  1. Предоставление  информации о мире профессий
  2. Изучение особенностей личности учащихся
  3. Формирование адекватной самооценки и реалистичного уровня притязаний учащихся при выборе дальнейшего профессионального пути
  4. Развитие способности к самоанализу и рефлексивного мышления в процессе выбора профессии
  5. Выбор учащимися пути дальнейшего профессионального образования и приблизительного спектра подходящих профессий

В возрасте 14-15 лет у учащихся возрастает потребность в самопознании, в общении со сверстниками, что отражает возрастные особенности старших подростков [10,11]. В связи с чем, большая часть занятий программы посвящена изучению и развитию  личностной сферы учащихся. А использование различных форм и методов группой работы, и, прежде всего, активизирующих профориентационных игр и упражнений, позволяет подросткам реализовать себя в среде одноклассников. Примеры групповых профориентационных игр представлены в Приложении 1.

Специфика работы по предлагаемой программе заключается в сочетании диагностических, аналитических, исследовательских и игровых форм и видов деятельности на КАЖДОМ ЗАНЯТИИ.

Занятия имеют следующую структуру: вводная часть (разогревающая  игра) – 5-10 мин.; диагностическая часть – 40 мин; информационная часть – 20 мин.; активизирующие  профориентационные игры и упражнения – 15 мин.;  рефлексия занятия – 5 мин.

Предлагаемая программа рассчитана на 8 занятий в течение учебного года  с сентября по май. Частота встреч – 1 раз в месяц  по 1ч 30 мин. Данное время оказалось оптимальным для занятий с учащимися, поскольку за 1,5 часа можно провести диагностику, обработать и проанализировать результаты, предоставить новую информацию и поработать в группах. Подростки не устают, поскольку в процессе работы различные формы и виды деятельности чередуются, и с каждого занятия уходят с новой информацией о себе, своих способностях, склонностях, интересах. Многим ребятам удаётся отработать навыки эффективного межличностного взаимодействия, самопрезентации.

Содержание и структура программы:

Занятие1. Вводное анкетирование (сентябрь)

Цель: Получение первичной информации от родителей, учащихся и классных руководителей, информирование о целях, содержании и структуре курса

Занятие 2. «Семейное дерево профессий» ( октябрь)

Цель: закрепление материала  по классификации профессий (по результатам занятий в 7 классе), знакомство с семейными профессиональными традициями и ценностями
На этом этапе учащиеся впервые соотносят ранее полученные знания с личным профессиональным планом (ЛПП), обучаются алгоритму постановки целей и планирование их достижения.

Личный профессиональный план имеет три составные части:   «ХОЧУ», «МОГУ» и «НАДО», где

Хочу – это личные цели и ценности, профессиональные интересы и склонности;
Могу – это психофизиологические возможнос­ти,  здоровье, способности, т.е. профессиональная при­годность.
Надо — это потребность в кадрах на рынке труда, востребованность профессии, пути и средства достижения цели.

Задача учащихся максимально эффективно совместить три данные составляющие, тогда профессиональный выбор будет удачным [6]. Иными словами, задача заключается в том, чтобы найти профессию, которая:

  • интересна и привлекательна для учащегося;
  • соответствует его способностям;
  • пользуется спросом на рынке труда.

Занятие  3. Формула выбора профессии: ХОЧУ – МОГУ – НАДО (ноябрь)

Цель:  предоставление учащимся информации о факторах, влияющих на успешный выбор профессии; выявление  их интересов и склонностей  («ХОЧУ»)

Занятие  4.  «Я МОГУ» Способности, задатки, личностный потенциал (декабрь)

Цель: изучение способностей, сильных и слабых сторон личности учащихся; формирование мотивации для дальнейшей работы над собой, над познанием и развитием собственного «Я».

Занятие 5. «Я МОГУ» Самооцека, уровень притязаний. Характер (январь)

Цель: изучение индивидуально-психологических характеристик  личности учащихся

Занятие 6. «Я МОГУ» Интеллектуальный потенциал (февраль)

Цель: Изучение индивидуальных особенностей мышления, эмоционального интеллекта, работоспособности

Занятие 7. «НАДО» Профессиональные ценности и перспективы (март)

Цель: активизация процесса профессионального самоопределения, осознания собственных профессиональных целей, ценностей, перспектив

Занятие 8. Интегрирующее занятие «Моя идеальная профессия» (апрель)

Цель: подведение итогов работы за год, повторение, обобщение изученного материала

Занятие 9. Интегрирующее занятие «Творческое оформление работ»  (май)

На этом занятии учащиеся оформляют итоговую творческую работу

В каждом занятии все результаты диагностических обследовании соотносились с типологией профессий Е.А. Климова, что позволило к концу учебного года выявить преобладающий тип профессий для каждого учащегося (рис.1 и 2)

Рис. 1. Направление профессиональной деятельности учащихся 8 «А» кл.  Итоги работы за 2010-11 уч.год

Рис. 1. Направление профессиональной деятельности учащихся 8 «А» кл.  Итоги работы за 2010-11 уч.год

Рис. 2. Направление профессиональной деятельности учащихся 8 «Б» кл.  Итоги работы за 2010-11 уч.год

Рис. 2. Направление профессиональной деятельности учащихся 8 «Б» кл.  Итоги работы за 2010-11 уч.год

Согласно типологии Е.А. Климова можно выделить 5 основных направлений профессиональной деятельности [2]:

Человек — человек — все профессии, связанные с воспитанием, обслуживанием, обучением людей, общением с ними. К этой группе относятся все педагогические и медицинские профессии, профессии сферы услуг и другие.
Человек — техника — все профессии, связанные с созданием, обслуживанием и эксплуатацией техники. Это такие профессии как: инженер-конструктор, автослесарь, системный администратор и другие.
Человек — художественный образ — все профессии, связанные с создание, копированием, воспроизведением и изучением художественных образов. К этой группе относятся такие профессии как: художник, актер, певец, реставратор, искусствовед и другие.
Человек — природа — все профессии, связанные с изучением, охраной и преобразованием природы. К этой группе относятся такие профессии как: ветеринар, садовник, агроном, эколог и другие.
Человек — знаковая система — все профессии, вязанные с созданием и использованием знаковых систем ( цифровых, буквенных, нотных). К этой группе относятся переводчики художественных и технических текстов, аналитики, финансисты и другие.
Как видно из рис. 1 и 2, у учащихся преобладающим является направление «Человек – человек», что отражает особенности переходного возраста, когда межличностное общение и сфера отношений становятся в центре внимания учащихся. Многие ребята хотят стать руководителями, менеджерами, журналистами, бизнес-тренерами и проч. Однако, говорить о том, что данный выбор является окончательным, преждевременно. В 2011-12 учебном году началась углублённая работа с личным профессиональным планом, продолжается изучение интересов, склонностей, способностей, профессиональной направленности, профессионально важных личностных качеств учащихся, подростки знакомятся с требованиями современного рынка труда, что может повлиять на выбор направления дальнейшей профессиональной деятельности. Положительный результат проведённой работы заключается не только в выборе учащимися подходящего для них типа профессий, но и в формировании умения соотносить свои интересы и представления о профессиональном будущем со своими способностями, возможностями и требованиями современного общества к специалисту-профессионалу.

Литература:

1. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации, М., 1983
2. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М., 1991.
3. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. М.; Воронеж, 2003.
4. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. М., 1991.
5. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. М.; Воронеж, 1997.
6. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника. М., 2005.
7. Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы, М., 2005.
8. Рогов Е.И. Выбор профессии: становление профессионала. М., 2003.
9. Самопознание и выбор профессии / И.А. Волошина и др. М., 2001.
10. Снайдер Д. Практическая психология для подростков, или Как найти свое место в жизни. М., 2000.
11. Фопель К., На пороге взрослой жизни: Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами, М., Генезис, 2008.