Урок – сравнительный анализ "Русь и Золотая Орда. Иго или союз?" (10-й класс)

Разделы: История и обществознание

Класс: 10


Эпиграф: История предков всегда любопытна тому, кто достоин Отечества. (М.Н.Карамзин)

Цели урока (для учителя):

  • Овладение учащимися углубленными знаниями о характере взаимоотношений русского и татаро-монгольского народов.
  • Развитие у учащихся интереса и стремления к глубокому изучению исторического материала; умения выступать, доказывать, формировать выводы, вести дискуссию, спорить, отстаивать мнение.
  • Воспитание уважения к истории своего и других народов; навыков доведения    результатов образовательного процесса до логического конца, такта по отношению к чужому мнению.

Цели урока (для учащихся):

  • На основе анализа текстов определить авторскую позицию (взгляд на взаимоотношения Руси и Золотой Орды).
  • Сформулировать сущность каждой точки зрения и определить свое отношение к этим позициям.

Доминирующий метод обучения:

  • по характеру познавательной деятельности учащихся частично-поисковый, исследовательский;
  • по принципу расчленения и соединения знаний – сравнительно-аналитический.

Форма проведения урока: нетрадиционное историческое исследование.

Оборудование урока:

  • Карта «Русское государство в 17-18 в.в.»
  • Тексты для исследования.
  • Карамзин Н. «История государства Российского».
  • Соловьев С.М. «История государства Российского с древнейших времен…»
  • Гумилев Л.Н. «Апокрифический диалог».
  • Учебная литература.
  • Рисунки учащихся.

Этапы урока:

1. Целеполагание (на доске записаны тема и цель урока для учащихся).

2. Актуализация знаний

Слова учителя. С появлением работ многих историков, ранее запрещенных, не печатавшихся, но написанных в 18, 19, 20 веках, начинают складываться иные точки зрения на многие исторические события. Одним из таких фактов в истории нашего Отечества являются годы ордынского ига. И сегодня на уроке мы с вами постараемся определить точки зрения историков разных столетий на взаимоотношения Руси и Орды и дать свою оценку этому событию. Урок будет проходить в нетрадиционной форме – историческое исследование. На предыдущем занятии мы подробно говорили с вами об истории Руси в период монголо-татарского завоевания и остановились на проблемном  вопросе «Какие все-таки сложились отношения между Русью и Золотой Ордой?»  Вы получили опережающее задание: разбившись на группы, ознакомиться с фрагментами работ Карамзина, Соловьева, Льва Гумилева, посмотреть учебную литературу на заданную тему, чтобы на уроке сегодня решить, «что это было: иго или союз?» Вы готовы начать нашу исследовательскую работу? У каждой группы есть исследовательское задание (Приложение 1), которое состоит из 4 этапов:

1 этап: определение авторской позиции, выбор ключевых фраз, формулировка сущности этой позиции и представление в рисунке сущности с использованием емкого образа;
2 этап: анализ позиций и определение исторического пространства;
3 этап: определение своего отношения к позициям авторов;
4 этап: прогноз и анализ доводов иных позиций.

Группы работают в течение 10 минут.

Затем выполнение заданий 1 этапа.

  • Краткая характеристика Руси и Орды (по 2 минуты).
  • Краткая биографическая справка на историка.
  • Позиция автора.
  • Ключевые фразы.
  • Емкий образ (рисунок).

Слово учителя. Итак, мы с вами определили позиции авторов, сущность и емкий образ этих позиций, а сейчас я попрошу вас проанализировать точки зрения авторов, определить историческое пространство.

Группы выполняют задания 2 этапа.

Учитель. Спасибо! Прошу вас определить свое отношение к позициям авторов: мне кажется, многие не согласны с ними.

Группы выполняют задания на 3 этапе.

Свои точки зрения высказывают несколько учеников (Приложение 2)

Учитель. Прошу вас привести доводы и определить, к какому историческому времени может относиться автор вот этой позиции: «Иго – упущенная возможность стать частью западной цивилизации». Выскажите доводы, подкрепляющие или опровергающие такой взгляд на события 13-15 в.в.»

Ответы учащихся. Учитель делает выводы.

– В результате нашей работы мы пришли к выводу, что взгляд основан на реалиях современности, а не на фактах, характеризующих события и умонастроение той эпохи, которую мы пытаемся оценивать.
Попробуйте спрогнозировать иные позиции в вопросе взаимоотношений Руси и Орды.

Ответы учащихся.

Учитель. Мы с вами убедились, что точки зрения на события различны и зависят от конкретных исторических условий и мировоззрений, поэтому дома необходимо попытаться спрогнозировать и проанализировать доводы предлагаемых позиций, которые записаны у нас на исследовательских листах-заданиях. Спасибо за работу, думаю, сегодня вы определили позицию по этому вопросу. Оценки за участие в исследовании (объявление оценок)