Стендовая презентация "Формирование экологической культуры населения города через участие школы в региональном мегапроекте в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»"

Разделы: Администрирование школы, Внеклассная работа, Социальная педагогика


Приложение 1

Школа №45 г.Братска разрабатывает экологическое направление на протяжении многих лет.

СЛАЙД. Актуальность проблемы

Начало 21 века объявлено всемирным десятилетием образования для устойчивого развития. Значимость экологического образования и воспитания возросла многократно.

С 2000 года за шесть лет в рамках городской опытно-экспериментальной площадки, утверждённой Коллегией ДО, нам удалось создать систему экологического обучения и воспитания учащихся в школе.

СЛАЙД

Была разработана концепция экологического образования, защищена на Российском уровне программа развития «Школа экологической культуры», создана Модель выпускника с высоким уровнем экологической культуры, к которой мы относим:

  • экологические знания, с пониманием законов и проблем окружающей среды;
  • экологическое мышление с навыком критического осмысления проблем;
  • культуру чувств с пониманием значимости и ценности жизни;
  • экологически оправданное поведение с активным участием в защите природы, с умением принимать решения и нести ответственность за них.

СЛАЙД

Именно принцип ответственности за всё живое на земле положен в основу эмблемы нашей школы и её девиза, выбранных в результате общешкольного голосования.

83% педагогов работали над формированием Системы экологического образования в школе. 16 человек прошли курсовую подготовку на базе БрГУ и ИПКРО.

СЛАЙД

В каждом методическом объединении появились сборники разработок уроков с экологическим компонентом, дидактических и методических пособий. «Экологические задачи по математике 5-6кл», Рабочая тетрадь «Животные на координатной плоскости», 6 класс, сборник диктантов экологического содержания, уроки-ролевые игры по географии, и т.д.

СЛАЙД

Подготовлено 14 программ спецкурсов с 1 по 11 класс, обеспечивая поддержку интереса учащихся к проблемам экологии: «Экология для младших школьников», «Земля – наш общий дом», «Экология питания», «Экскурсия по супермаркету», «Город глазами детей», «Наш край»

СЛАЙД

Накопленный опыт представлен и обобщён на 23 заседаниях городских методических объединений учителей-предметников, 3 семинарах заместителей директора по учебной и воспитательной работе.

Созданы программы воспитательной работы на каждой ступени обучения.

СЛАЙД

Наши учащиеся стали активно и результативно участвовать в городских экологических мероприятиях. Мы увидели оптимальный и повышенный уровень экологических знаний, умений и навыков выпускников 4, 9, 11 классов.

В год окончания эксперимента школа стала победителем приоритетного национального проекта «Образование» и обладателем гранта Президента РФ в размере (1000000) один миллион рублей, часть которого мы потратили на приобретение мини лаборатории «Экология – химия – биология», в состав которой входят 90 наименований реактивов.

СЛАЙД

Коллектив школы вступил в режим развития, поэтому в сентябре 2007 года не было неожиданностью решение учителей-предметников стать участниками муниципального эксперимента по теме «Повышение уровня ЭК учащихся через практико-ориентированное обучение и воспитание».

СЛАЙД

Разработана нормативная база, творческая группа учителей на семинарах изучала и обобщала опыт использования педагогических технологий технологии имитационного моделирования, проведения эвристических проб, организации проблемной, проектной, исследовательской деятельности учащихся. Сегодня проектный метод широко используется педагогами, как на уроках, так и во внеклассной работе.

Проводя эксперимент, учителя делились своими находками в рамках опорной школы

СЛАЙД

В 2007-2008 уч году по теме «Воспитательная система класса как условие формирования ключевых в том числе экологических компетенций для успешной социализации учащихся» проведено 20 мастер-классов, 48 педагогов города познакомились с инновационным опытом наших педагогов
В 2008-2009 уч.году – «Диагностика и мониторинг в организации разных форм воспитательной деятельности учащихся» – 60 человек посетили 19 мастер-классов

Представленные материалы наших исследователей вошли в методические сборники, которые востребованы учителями города.

Мы находимся в постоянном поиске интересных форм работы.

СЛАЙД

Фонд школьной библиотеки ежегодно пополняется специальными экологическими изданиями. Это журналы, газеты, энциклопедии, пособия для учащихся и учителей.

СЛАЙД

Интернет увеличил возможность поиска тематической информации и организации общения с единомышленниками из других городов и регионов.

СЛАЙД

Значительно расширились творческие связи.

СЛАЙД

Родители достойно оценивают деятельность школы. Они отмечают положительное влияние экологического воспитания на нравственное, социальное развитие их детей, которые

  • Стараются сберегать энергоресурсы,
  • ответственнее относятся к своему здоровью,
  • охотнее озеленяют квартиру, дачный участок,
  • обращают внимание на состояние улиц, остановок и дворов

СЛАЙД

Сегодня идея экопросвещения актуальна для всего общества.

В 2008 году в Инициативе «Наша новая школа» Президент Д.А.Медведев среди приоритетных направлений называет экологическую культуру.
С 2009 года в Иркутской области запущен мегапроект «Развитие инновационного потенциала субъектов региональной образовательной деятельности как условие достижения нового качества образования».
Мы откликнулись на предложение разработать и представить на конкурс проект, ключевая идея которого – поиск возможностей, демонстрирующих обществу жить экономически, социально и экологически более устойчиво.

СЛАЙД

Мы провели опрос среди учащихся, учителей, родителей, студентов, пенсионеров и выяснили, что наибольшей опасностью для себя и жизни будущих поколений они считают

  • Аварии на атомных станциях – 20%;
  • Загрязнение питьевой воды – 35%
  • Промышленные загрязнения – 40%
  • Лесные пожары – 60%
  • Выхлопные газы – 32%
  • Глобальное потепление – 13%

Стало понятно, что жители 7 микрорайона осознают экологическую угрозу.

В контексте данного обстоятельства нами был разработан план действий по экопросвещению населения.

СЛАЙД

Сегодня можно представить такие результаты нашей работы:
Проведён мониторинг по выявлению доминирующих установок участников проекта по отношению к природе. Он показывает, что из 400 (четырёхсот) респондентов – жителей микрорайона

  • Половина рассматривает природу как объект красоты (эстетическая установка)
  • 44% – как объект пользы (прагматическая)
  • И лишь 6% – как объект изучения и охраны (когнитивная и этическая)

Как видите, перед нами огромное поле деятельности по экологическому просвещению, работы хватит всем.

СЛАЙД

По ценностным ориентациям личности результат таков:

  • Подавляющее большинство опрошенных считают, что деятельность по экологическому воспитанию и просвещению важна, полезна, необходима.
  • 45% – готовы вносить личный вклад в решение экологических проблем, но не все знают, как это сделать.
  • И только 25% участвуют в трудовых акциях, используют способы экономии природных ресурсов в быту.

СЛАЙДЫ

Для обеспечения оценочно-аналитического суждения о деятельности по реализации проекта нами разработаны критерии эффективности проводимых мероприятий

СЛАЙДЫ

Согласуясь с этими критериями мы провели

  • Экологический лекторий (6 заседаний из 8 запланированных)
  • Были организованы выступления агитбригады в центре «Поколение».
  • Экотеатром поставлено 3 спектакля
  • В рамках ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КАЛЕНДАРЯ проведены День заповедников и национальных парков, Международный день туризма, Синичкин день, День яблока, Всемирный день «Спасибо».
  • Мы организовали проекты: «Птицы в городе», «Вторая жизнь отходов», «Чистая речь», «Сбережём ель», «Твоё дерево»

Ролик Братской студии телевидения (Приложение 2)

СЛАЙД

Не зря говорится «Кто ищет – находит». В 2008 году, в след за Детским садом 32 мы, вместе с ЭБЦ и школой №1 стали участниками международной программы «Эко-школы/Зелёный флаг»

СЛАЙД

Продвижение по семи шагам, от поиска проблемы до её решения, органично вписалось в наш проект. Второй год подряд школа завоёвывает главную награду программы – Зелёный флаг.

Педагогическое сообщество оценило наш опыт на городском форуме «Образование Братска».

СЛАЙД

Увеличилась география наших проектов: Это областной конкурс фотографий «Лес – наше богатство», мониторинг фенологических изменений Московского экоцентра, Интернет конкурс-игра ФУРОР – «Фотографии для Устойчивого Развития: Образ – Результат» республика Беларусь.

СЛАЙДЫ

Большое внимание мы уделяем информационному экологическому обучению членов социума через:

  • Письма экологического содержания,
  • Плакаты, агитационные памятки, выставки
  • Школьную экологическую газету
  • Работу почтового ящика на школьном сайте: http://ecos45.ru/.

СЛАЙД

Сегодня школа является инновационным учреждением по теме проекта «Организация и развитие экологического образования, экопросвещения и формирования экологической культуры населения Иркутской области».

Мы открыты к взаимодействию, внедрению экологического сознания в умы и сердца жителей города.
Моё выступление сегодня на фестивале тому подтверждение.

Если говорить о планах, мы задумали организовать телемост или конференцию в режиме он-лайн (участниками которого вместе с нашими учащимися станут студенты БрГУ, воспитанники эколого-биологического центра и вашего дворца). Нам хотелось бы иметь страничку «экологическая инструкция» на городском телеканале Мы намерены на заседании городской Думы просить содействия о включении школы в целевую экологическую программу.