Конспект погруппового занятия для детей старшей группы "Автоматизация звука [ж] в слогах и словах"

Разделы: Логопедия


Цель: Закрепить произношение звука «Ж» в слогах и словах.

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные:
    • уточнение артикуляции звука [Ж];
    • автоматизация звука [Ж] в слогах, словах;
    • закрепление умения согласовывать существительные  единственного числа  с прилагательными;
    • упражнение в грамматически правильном построении фразы из отдельных слов;
    • формирование навыка самоконтроля за собственной речью.
  • Коррекционно-развивающие:
    • развитие интонационной окраски речи;
    • развитие фонематического слуха;
    • продолжение работы над развитием мелкой моторики, внимания, памяти.
  • Коррекционно-воспитательные:
    • воспитание самоконтроля за речью, самостоятельности и активности в течение всего занятия;
    • воспитание  усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.

Оборудование: зеркала, ковролин, живые цветы – розы, игра «Цветочная полянка», игра «Эхо», игра «Домики для звука»,  картинный материал по теме занятия.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Логопед: Здравствуйте ребята, сегодня мы отправимся на волшебную цветочную полянку. Для этого нужно отгадать загадку:

Я живу, не тужу
Все над ухом жужжу
И детишек бужу.
Кто это?

Дети: Жук.

Логопед: Правильно. Вот сейчас, я взмахну волшебной палочкой, и мы с вами превратимся в жуков. Каких жуков вы знаете?

Дети: Божья коровка,  Майский жук, жук Солдат.

Логопед: Правильно, молодцы. Но чтобы превратиться в жуков, надо   произнести волшебные слова.

Дети:

Жу-жу-жу
Жо-жо-жо –
Жы-жы-жы –
Жа-жа-жа
Превратились мы в жука.

Логопед: В кого мы превратились?

Дети: В жука.

Логопед:  Что губки делают, когда вы произносите звук «Ж»?

Дети: Губки округляются и немного вытягиваются в  трубочку.

Логопед: А зубки на что похожи?

Дети: На заборчик.

Логопед: Как держим язычок?

Дети: Чашечкой.

Логопед: А как еще можно сказать?

Дети: Похож на листочек, загнутый ветром вверх.

Логопед: Молодцы, правильно. Покажите, пожалуйста, форму язычка ладошкой. (Дети показывают)

Логопед: Голосок поет или спит?

Дети: Поет.

Логопед: А как мы можем проверить?

Дети: Поднести ладошку к подбородку и произнести звук «Ж».

Логопед: И сейчас все жуки полетят на цветочную поляну в страну «Жу-Жу». В этой стране живет королева жучков. Если нам повезет, мы ее встретим. Расправили свои крылышки и полетели.

(Дети имитируя полет жука под муз.сопровождение Римского-Корсакова «Полет шмеля», подбегают к живым цветам, расположенным на столе в углу группы).

Логопед: Посмотрите, сколько цветов!  Жучки любят цветы. Они питаются цветочной пыльцой. Давайте мы покажем, как жуки нюхают цветы.

(Дети вдыхают через нос и выдыхают через рот)

Логопед: Ой, посмотрите, вы носики свои испачкали пыльцой. Давайте сдуем ее со своих носиков.

Дети выполняют дыхательное упражнение «Фокус». (рис.1)

Логопед: Вот и чистенькими стали ваши носики. Полетели дальше!

(Под музыкальное сопровождение Римского-Корсакова «Полет шмеля» логопед с детьми подбегают к столу, на котором расположены зеркала).

Логопед: Я предлагаю вам выполнить артикуляционную гимнастику для язычка.

Логопед:

1) Покажите свой длинный язычок (рис. 2).

2) Покачайте его на качелях (рис. 3).

3) Поедим вкусное варенье.

4) Попьем чаю, упражнение: «Чашечка» (рис. 4)

(Дети делают артикуляционную гимнастику) 

Логопед: Летим дальше!

(Под муз. сопровождение Римского-Корсакова «Полет шмеля» логопед с детьми подбегают к столу, на котором вниз картинкой лежат карточки).

Логопед: Мы летали и нам стало жарко (жарко-жарко-жарко)…Ребята, снами Эхо играет. Давайте и мы с ним поиграем. Надо взять карточку, внимательно посмотреть на картинку и назвать её сначала громко, потом тише и ещё тише.

Игра «Эхо», слова: жало, жук, жаба… (рис. 5)

Логопед: Молодцы! Вы все справились с заданием! Посмотрите, какой необычный цветок вырос на полянке!

Дети подходят к ковролину, на котором расположен цветок «Ромашка». В середине  цветка карточка с изображением буквы «Ж», рядом лежат картинки, в названиях которых есть звук «Ж». Дети берут по одной картинке и называя её, прикрепляют к лепестку. Логопед оказывает помощь детям в подборе прилагательных (рис. 6)

Логопед: Цветок, какой?

Дети:  Желтый.

Логопед:  Жаба, какая?

Дети:  Зеленая. 

(Прилагательные подбираются к каждой картинке. Дети стараются ответить небольшой фразой – желтый цветок, зелёная жаба и т.д.)

Логопед: Молодцы! Посмотрите, какой у нас получился цветок! А вы знаете игру «Алые цветочки»?

Пальчиковая гимнастика

Наши алые цветки        ( Руки в кулачках,)
Распускают лепестки.    (раскрываются «пальчики»,)
Ветерок чуть дышит   ( дуем на ручки,) 
Лепестки колышет.     (  ладошки из стороны в сторону качаем,)
Наши алые цветки
Закрывают лепестки.    (пальцы сжимаются в кулачки,)
Головой качают            ( качают кулачками из стороны в сторону,)
Тихо засыпают.             ( кулачки соединить).

(Из-за ширмы появляется Королева жуков)

Королева: Кто вы такие?

Логопед: Мы жучки, путешествуем по цветочной поляне.

Дети представляются: Я – Божья коровка. Я – Майский жук. Я – Жук-солдат.

Логопед: А кто вы такая?

Королева жуков: Я королева этой цветочной. А играть вы любите?

Дети: Да.

Королева: Тогда поиграем в игру «Домики для звука». Я даю вам  картинки со звуком «Ж», а вы  должны разложить их по домикам (начало, середина, конец).

(Дети выполняют задание)  (рис. 7)

Королева: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием!

Логопед: Ребята, давайте сейчас отдохнём и разомнём наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять –  (Сжимать-разжимать пальцы в кулаки.)
Насекомых надо знать:          (Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим).
Муха, бабочка, пчела,            (Поочерёдно сгибать пальцы рук, начиная с большого пальца правой руки).
Муравей, комар, оса,              
Шмель, кузнечик и сверчок..
И у каждого шесть ног!         (Поднять правую руку раскрытой ладошкой вверх, а левую сжать в кулачок, подняв вверх большой палец – показать шесть пальцев) (рис. 8)

Королева: Молодцы, жучки, я долго за вами наблюдала.  Вы все задания выполнили  на «отлично». Вот вам за это призы. А теперь нам пора прощаться. До свидания.

(Королева раздает детям листы с изображением насекомых для разукрашивания)

Логопед: Вот наше путешествие закончилось. Пора возвращаться домой. Сейчас я взмахну волшебной палочкой, и мы опять превратимся в детей. Раз, два, три – в детей нас преврати.

Логопед:  С каким звуком мы сегодня путешествовали?
– В кого мы превращались?
– Какие игры вам понравились?
– Кого мы встретили на своем пути?
– Что вам подарила Королева жуков?
– Мы сегодня вечером их раскрасим и оформим выставку рисунков.

Использованная литература:

  1. И.В.Баскакина, М.И.Лынская. Логопедические игры. М., 2007.
  2. Е.А.Левчук. Музыка звуков.СПб. «Детство-Пресс» 2004.
  3. Г.А.Османова. Новые игры с пальчиками. КАРО, 2008.