Диктант — это страшное слово, или как приручить свой страх

Разделы: Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Актуальность.

Одна из глубочайших проблем обучения состоит в том, что большинство детей уже испытали в школе неприятные переживания и успели сделать вывод о том, что к некоторым предметам у них нет способностей. Из-за этого эти предметы или школа вообще становятся сигналом, который запускает неприятные воспоминания, заставляющие ребёнка плохо себя чувствовать. А людям, как известно, немногому удаётся научиться, когда они плохо себя чувствуют. Если реакция ребёнка по-настоящему сильна, психологи даже определяют её как “школьную фобию”. Но помимо объективных причин есть ряд чисто психологических – тревожность, нервничает, волнуется, и не умение справиться с этим. Традиционно диктант – это негатив. И я хочу изменить отношения к такому виду работы.

Новизна.

Часто приходится замечать, что ученики впадают в панику, едва заслышав слово “диктант”. А некоторые дают себе установку: “Ну вот, ещё одна “двойка”!” От такого ученика трудно добиться концентрации внимания, он не только не видит орфограмм и пунктограмм, он заранее обрёк себя на неуспех и не желает сосредотачиваться. Поведение обучающихся в подобных случаях обусловлено предвосхищающими эмоциями разочарования, основанными на тех отрицательных впечатлениях, которые они уже однажды пережили. Возможные пути выполнения этой задачи я стала искать в методиках нейролингвистического программирования.

Практическая значимость.

Я, как школьный психолог, замечаю резкий скачек тревожности накануне диктанта и для решения этой проблемы я использовала и метафоры, и изменение угла точки зрения, и мышечное расслабление. При разработке занятия я учитывала индивидуальные особенности детей (задания для разных типов темперамента) и разные ведущие репрезентативные системы (восприятие информации происходило разными способами). В занятии использовались смена вида деятельности: групповая и индивидуальная.

Цель: нейтрализовать память об отрицательных эмоциях, настроить обучающегося на то, что данное задание (диктант) вполне ему по силам.

Задачи:

  • снять напряжение перед диктантом;
  • научить воспринимать слово «диктант» спокойно и уверенно;
  • закрепить позитивное ощущение и перенести его на «здесь и сейчас»;
  • формирование уверенности и подтверждение успеха;
  • снять страх и унять волнение перед контрольным диктантом, способствовать развитию творческих способностей;
  • систематизировать полученные знания.

Слайд 1, 2 (детям не показываются).

Материал для занятия: Ватман, выполненный в виде коробки конфет, магниты, магнитофон, спокойная музыка, клей, разноцветный листы бумаги на каждого ребенка размером 10х10, разноцветные листы бумаги А4, ручки, карандаши, фломастеры.

Перед занятием: На столе у каждого ребенка лежат разноцветные квадраты бумаги, разноцветные листы бумаги А4, ручки, карандаши, фломастеры.

Ход занятия

Упражнение 1.

  • Цель: маркировать начало занятия. Дать возможность участникам настроиться на восприятие голоса преподавателя, переключить внимание на работу в аудиальном канале. Общий ритм и темп хлопков влияют на готовность к началу работы, включают в общее действие.

Здравствуйте ребята. Наше занятие начинается.

И начнем мы урок с ритмичных хлопков.

Слайд 3.

Я буду хлопать, а вы скопируйте темп и ритм, хлопая в такт. Что бы у нас получилась одна музыка на всех.

Слайд 4.

Посмотрите на доску. На этом рисунке зашифрована музыка. Одна стрелочка – это один хлопок, две стрелочки рядом – это два быстрых хлопка, вот так, раз, два. Три стрелочки – это? Молодцы – это три быстрых хлопка. Как мы их будем хлопать? Молодцы, вот так – раз, два, три. А пустое пространство – это секунда тишины. Раз и все.

Как вы считает, смогли мы создать одну музыку на всех? Я тоже считаю, что у нас все замечательно получилось, и мы готовы работать.

Упражнение 2.

  • Цель: выявление и озвучивание проблемы. Формулирование выявленной проблемы, определение эмоционального состояния учеников.

Тема нашего урока … «Диктант».

Слайд 5.

Какие чувства вызывает у вас это слово? (Дети делятся ощущениями). Насколько оно вам нравится или не нравится, покажите рукой. Чем выше вы поднимите руку, тем больше вам нравится диктант.

Слайды 6-13.

А как Вам вот такая тема нашего урока? А такая? А такая? И еще разок посмотрели на доску внимательно.

Да, ребята, тема нашего урока «Диктант». Я вижу ваши улыбки.

Упражнение 3.

  • Цель: изменение плохого самочувствия в ответ на школьную ситуацию.

Посмотрите на доску, прочитайте , что там написано.

Слайд 14.

Закройте глаза. Подумайте о каком-то очень приятном испытанном переживании, например, об ожидании чудесного подарка на день рождения или предвкушении интересной поездки в каникулы (важно, чтобы ожидание действительно сбылось), о какой-то ситуации, в которой вы чувствовали себя увлеченно и заинтересованно, уверенно.

Откройте глаза, посмотрите на доске (одну-две секунды). А сейчас опять закрываем глаза и возвращаемся к тому восхитительному опыту. Посмотрите на доску (на несколько секунд дольше) и опять возвращаемся к приятному переживанию. Чередование еще несколько раз. А сейчас посмотрите в любую другую сторону и подумайте о любом нейтральном, обыкновенном или обычном переживании. А сейчас посмотрите на доску и поделитесь своими чувствами. Изменились ощущения, как изменились?

Упражнение 4.

  • Цель: научить воспринимать «диктант» спокойно и уверенно.

А сейчас мы с вами осмыслим слово «диктант» по-другому. Попробуем его на вкус! Вы любите конфеты? Какие конфеты вы большего всего любите, как они называются? А вы видели когда-нибудь, где-нибудь конфеты «Диктант»? Нет, так я и думала. Нет таких конфет. И никто даже не подумал, что «Диктант» может быть удивительно вкусным, интересным, а может даже и полезным. Но мы можем исправить ситуацию. У вас на столе лежат цветные карандаши и разноцветные листочки. Выберите любой цвет, который вам по душе и придумайте конфету «Диктант». (В это время на доску вывешивается красочно оформленная коробка с наклеенными внутри нее рядами квадратиками пенопласта (для объемности картины)). Тихим голосом с выражением читаем текст: «Вам очень хочется съесть эту конфету, одно только название привлекает ваше внимание. Вам интересно узнать, какой у неё вкус. Вы предвкушаете удовольствие от нового лакомства. Яркая обёртка манит к себе. Какого цвета буквы в названии? Какого они размера? Нарисуйте красочное название нового вкусного шоколада “Диктант”. Мы создадим свой эксклюзивный, необычный и самый лучший в мире «Диктант».» Во время вашего творчества будет звучать музыка, когда будет основаться последняя минута, музыка зазвучит все тише и тише. Когда музыка станет не слышна – будьте готовы принести свою конфету в коробку. (Рисунки дети выносят к доске и приклеивают в коробку. «Ты сам приклеишь или тебе помочь?»). Какие чувства вы испытываете теперь, глядя на «Диктант»? Это наша дизайнерская работа.

Упражнение 5.

  • Цель: снять страх и унять волнение перед контрольным диктантом, способствовать развитию творческих способностей.

Работа в четверках. Под музыку.

У нас есть продукт, произведенный нашими общими усилиями. Что теперь нужно сделать? Разрекламировать «Диктант».

Слайд 15.

Нужно написать такую рекламу, что бы каждому захотелось посмотреть на диктант, попробовать его написать. «Каждый день по диктанту!» как вам такой лозунг?

Слайды 16–19.

Реклама может быть разнообразной.

Придумайте, создайте особенную рекламу, такую, которую вы бы услышали и стали просить учителя каждый день писать диктанты ради удовольствия. Потом вам придется самим озвучить свою рекламу и вывесить ее на доску.

Упражнение 6.

  • Цель: снятие усталости, напряжения.

Нам предстоит продолжить урок, но вы немного устали. Отдохнем. Посмотрите на доску, ваши глазки отдыхают.

Слайды 20–22.

Слайд 23.

  • Сидя за партой. У некоторых людей волнение перед диктантом вызывает сильное сжатие ручки, и это мешает писать быстро и красиво. Это упражнение поможет снять напряжение. Напрягая мышцы, сжимаем руки в кулаки и вытягиваем руки перед собой. (если сидя – сидеть нужно очень прямо, чувствуя, как напряжены мышцы). Затем расслабили, разжали пальцы и опустили руки вниз. Почувствуйте покой и уверенность. Несколько раз. Для глаз (стоя): вытяните правую руку перед собой, посмотрите на указательный палец. Теперь на мой указательный палец. (Несколько раз).

Слайд 24.

  • Стоя. Руки свободно лежат ладошками вверх, вдох- сжали кулачок, выдох разжали, вдох- подняли руку, сжали кулачок, выдох- плавно опустили. Вдох- напряжение, а выдох – это расслабление (акцент на выдохе). Мысленно настроиться на диктант вам поможет выдох.

Слайды 25–31

  • Сидя за партой. Вы видели радугу? Представьте себе, что вы подходите к радуге, влезаете на нее, и вот вы на самой вершине, садитесь поудобнее и поехали вниз, как с горки. Уф, (выдох) хорошо, еще раз (три раза).

И теперь, когда учитель вам скажет, что «Дети, сегодня мы пишем диктант», сделайте в самом начале эти упражнения и вам станет спокойнее и увереннее.

Упражнение 7.

  • Цель: активизировать мышление, задействовать глубинные структуры памяти, установить индивидуальные связи.

Пока вы продолжаете отдыхаете я расскажу вам метафору, сказку, и кто знает, возможно в ней кроется секрет успешного диктанта.

Слайд 32.

Заготовки.

Однажды старый башмачник обнаружил, что если вечером перед сном он вырежет из кожи заготовки для обуви и разложит их на столе, то утром на столе будут стоять башмаки. Пока он спал, кто-то выполнял за него часть работы. И это случалось только тогда, когда мастер вечером подготавливал выкройки из кожи для завтрашнего дня. Ему стало очень любопытно, как же происходит, что к утру у него уже есть несколько пар готовой обуви. И однажды ночью он, как обычно, разложил заготовки на столе и спрятался. И когда часы пробили полночь, откуда ни возьмись, на столе появились маленькие человечки – гномы, которые быстро сшили из подготовленных кусочков новые туфли. На следующее утро пришел подмастерье и удивился, когда же мастер успел сделать столько отличных башмаков. И тогда мастер сказал ему: ”Все дело в заготовках. Сделай их сегодня, и завтра дела твои пойдут успешнее”. Говорят, что многие творческие люди пользуются рецептом старого башмачника. Может вам, тоже пригодится рецепт старого башмачника.

Упражнение 8.

  • Цель: рефлексия. Систематизировать полученные знания. Закрепить позитивное ощущение и перенести его на «здесь и сейчас».

На этом наш урок подходит к завершению. Что мы с вами сегодня делали? ( перечисления детей). А как можно назвать все это, одним словом? ЗАГОТОВКИ для успешного диктанта.

Слайд 33.

Заготовки могут быть разными, как видно из этих рисунков. Заготовки нужны в разных областях. И сегодня мы готовились к чему? Ответы детей.

Слайд 34.

Какова была тема сегодняшней беседы?

Что нового ты узнал сегодня?

Что ты запомнишь из сегодняшнего занятия?

Что заставило тебя задуматься?

Какой способ был для тебя наиболее удачной находкой?

Каким способом ты воспользуешься, чтобы не бояться контрольной работы по математике?

Что нужно для того, что бы полюбить диктант?

Покажите с помощью руки как вы сейчас относитесь к диктанту, чем выше рука, тем больше вам нравится диктант. Изменился результат? Значит, наш урок был успешен, и ваш следующий диктант будет успешным.

Остались ли еще вопросы?

И на прощание, в честь нашего урока, я хочу подарить вам эксклюзивный диктант, коробку конфет «ДИКТАНТ» и рекламную акцию, что бы вы могли всем желающим помочь полюбить диктант! А еще я подарю вам сказку, в которой, что было самым важным? Правильно – заготовки. Вспоминайте наш урок. Диктант- это позитивно, легко, доступно, интересно! Удачи вам ребята. На этом наш урок закончился. Спасибо за урок.

Слайд 35. Читаем все вместе вслух.

Самоанализ.

На мой взгляд, подбор данных упражнений соответствует поставленным целям и решает представленные задачи.

Занятие проходит в первой половине дня, ученики обычно начинают урок осторожно. В течение урока активность вырастает, мотивация на выполнение предложенных упражнений повышается. Ребята проявляю активность, самостоятельность, работают с увлечением. Класс как бы открывается, всем комфортно.

При разработке занятия я учитывала индивидуальные особенности детей (задания для разных типов темперамента) и разные ведущие репрезентативные системы (восприятие информации происходило разными способами). В занятии использовались смена вида деятельности: групповая и индивидуальная. На доске выписывались ключевые моменты. В завершении мы систематизировали полученные знания.

Я, как школьный психолог, замечаю резкий скачек тревожности накануне диктанта и для решения этой проблемы я использовала и метафоры, и изменение угла точки зрения, и мышечное расслабление. Обычно я маркирую начало занятий, превращая хлопки в аудиальный якорь. Это дает возможность детям настроиться на восприятие моего голоса, переключить свое внимание на работу в аудиальном канале. Интересно прослеживается, как общий ритм и темп хлопков влияют на готовность к началу работы, включение в общее действие. Далее мы выявляли и озвучивали проблемы, и формулировали выявленную проблему, определяли каждый свое эмоциональное состояние. Потом мы изменяли плохое самочувствия или ощущения, снимали страх и унимали волнение перед контрольным диктантом, развивали творческие способности. В середине урока мы сняли усталость и напряжение, а затем активизировали мышление. В конце урока ученики самостоятельно систематизировали полученные знания и закрепили позитивное ощущение, перенеся его на «здесь и сейчас».

Анализируя работы детей, можно заметить некоторые причины, побуждающие их испытывать страх, волнение перед диктантом. Страх оказаться не в числе лучших, испытать неудовольствие учителя, родителей, насмешки одноклассников заставляет волноваться даже успешных обучающихся. Для некоторых ребят камнем преткновения становится содержание диктанта: они не могут сосредоточиться на непонятном и поэтому неинтересном для них материале. Не лень и нерадивость, как думают иногда учителя, а страх и волнение ухудшают память, не дают сконцентрировать внимание, работать в нужном темпе. Поэтому в некоторых рекламах проскальзывает мечта о волшебных ручках, супершпаргалках, чудодейственных средствах.

Отличительная черта этого занятия то, что его можно провести в любой ситуации, включая учебный процесс, замену уроков и оно не требует подготовки и материальных затрат. Это одно занятие из комплекса, направленных на решение школьных трудностей и профилактике неуспешности обучения.

Желаемый результат достигнут. Спасибо за внимание.

Литература:

  1. М. Павлова. Интенсивный курс повышения грамотности с помощью НЛП. Изд-во Института Психотерапии. – Москва, 2000.
  2. В.Г. Кротов. Массаж мысли. – М.: Совершенство, 1997.
  3. С. Хеллер и Терри Ли Стил. Монстры и волшебные палочки. – Киев, 1995.
  4. Джойс Миллс, Ричард Кроули. Терапевтические метафоры для детей и “внутреннего ребёнка”. – М.: “Класс”, 1996.
  5. Д. Гордон. Терапевтические метафоры. – С.-П., Белый Кролик, 1995.