Родительское собрание для родителей 10-го класса "Агрессия, ее причины и последствия"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Работа с родителями, Школьная психологическая служба, Социальная педагогика


Задачи собрания:

  1. Обсудить с родителями причины агрессивности и ее влияния на взаимодействие подростка с окружающими людьми.
  2. Формировать у родителей культуру понимания проблемы агрессии, возможных путей ее преодоления.

Вопросы для обсуждения:

  1. Причины проявления агрессии.
  2. Родительская власть, ее виды и способы влияния наличность подростка.
  3. Возможные способы преодоления агрессивности.

Ход собрания

Вступительное слово

Уважаемые папы и мамы!

Сегодня нашу встречу мне хотелось бы начать с разговора о проблеме агрессии. Этот разговор не случаен. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров, дисплеев компьютеров.

Возраст проявления агрессии явно помолодел. Ее проявляют не только подростки и взрослые, как принято считать. Агрессию проявляют даже малыши. Как бороться с проявлением детской агрессии? На эти и другие вопросы мы попытаемся сегодня ответить.

Обсуждение проблемы

Анализ проведенной работы показывает, что чаще всего причиной агрессии детей является желание подражать поведению взрослых и кумиров. Кроме этого, подростки усваивают навыки социального поведения близких и авторитетных им людей.

Если в своей семье подросток сталкивается с грубостью взрослых, если родители утвердили такое поведение как эталон общения в семье, то ребенок другим просто не может быть.

Если родители постоянно демонстрируют плохие качества своего ребенка, особенно перед чужими людьми, то ребенку как бы уже нечего терять, порог стыдливости и ответственности преодолен, и можно продолжать делать плохо.

Если проанализировать причины проявления негативных эмоций и чувств детей, то они в первую очередь связаны с семьей.

Постоянные ссоры родителей, физическое насилие родителей по отношению друг к другу, грубость ежедневного общения, унижение, сарказм и ирония, желание постоянно видеть друг в друге плохое и подчеркивать это — ежедневная школа агрессии, в которой ребенок формируется и получает уроки мастерства.

Одним из главных условий предотвращения агрессивного поведения детей является требовательность родителей по отношению к себе и по отношению к собственному ребенку.

Требовательный по отношению к себе родитель никогда не будет ждать от своего ребенка то, что им самим в ребенке не заложено. В первую очередь, требовательный к себе родитель способен анализировать методы своего воспитания и корректировать их с учетом складывающейся ситуации.

Однако родители должны помнить, что требовательность - это не тирания. Тирания порождает тиранию. Требовательность должна быть разумной и доброжелательной. Очень часто детская агрессивность связана именно с тем, что родители проявляют ничем не обоснованные и бессмысленные требования, абсолютно не проявляя при этом дружелюбия и поддержки. Не следует уступать капризам и делать поблажки без нужды, но и не нужно издеваться над ребенком и необдуманно его наказывать.

Иногда родители сами создают ситуации, которые впоследствии станут поводом к проявлению агрессивности. К примеру: «Сегодня «легкие» уроки, можно в школу не идти, я напишу записку учительнице, что тебе плохо». Не надо удивляться родителям этого ребенка, если через пару лет он сам напишет записку учителю и распишется за отца или мать или будет требовать от родителей повторения подобных поступков.

Требовательность по отношению к ребенку должна быть разумной. Проявляя требовательность, необходимо считаться с обстоятельствами, с физическим и душевным состоянием ребенка.

Требовательность оправдана тогда, когда перед ребенком выдвигаются посильные задачи и оказывается помощь в их решении. Даже самое справедливое и несложное требование, если оно не объяснено и выражено в деспотичной форме, вызовет сопротивление любого ребенка, в том числе и самого покладистого. Разница только в том, что покладистый ребенок будет выражать протест скрыто, а ребенок не очень покладистый — открыто. Требовать что-либо от детей надо в спокойной и доброжелательной форме, объясняя целесообразность требований.

В своих методах воспитания, в требовательности к ребенку родители должны быть последовательны и едины. Как только в семье поселяются тайны друг от друга, уходит доверие родителей друг другу в воспитании ребенка, это дает возможность ему лавировать между родителями, шантажировать их, врать им.

Если ребенку удается так поступать длительное время, а затем наступает запрет, это приводит к проявлению детской агрессивности. ( раздать родителям памятки)

Памятка №1
для родителей по предупреждению детской агрессивности

  1. Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и до­верия.
  2. Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.
  3. Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий.
  4. Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.
  5. Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.
  6. Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду чему-либо.
  7. Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.
  8. Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями.
  9. Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов.
  10. Помните, что ребенок — это воплощенная возможность! Восполь­зуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

Памятка 2

Уважаемые папы и мамы!

Внимательно прочтите эту памятку! Для этого вооружитесь каранда­шом и вычеркните те пункты, которые воспитательной системы вашей семьи не касаются. Мысленно представьте лицо своего ребенка, будьте честны перед ним и перед собой!

После анализа подумайте над тем, что можно еще изменить.

Агрессивность ребенка проявляется, если:

  1. ребенка бьют;
  2. над ребенком издеваются;
  3. над ребенком зло шутят;
  4. ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;
  5. родители заведомо лгут;
  6. родители пьют и устраивают дебоши;
  7. родители воспитывают ребенка двойной моралью;
  8. родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка;
  9. родители не умеют любить одинаково своих детей;
  10. родители ребенку не доверяют;
  11. родители настраивают ребенка друг против друга;
  12. родители не общаются со своим ребенком;
  13. вход в дом закрыт для друзей ребенка;
  14. родители проявляют по отношению к ребенку мелочную опеку и заботу;
  15. родители живут своей жизнью, и в этой жизни нет места их ребенку;
  16. ребенок чувствует, что его не любят.

Для преодоления детской агрессии в своем педагогическом арсенале ро­дители должны иметь: внимание, сочувствие, сопереживание, терпение, тре­бовательность, честность, откровенность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, сердечность, понимание, чувство юмора, от­ветственность, такт, дружелюбие, умение удивляться, надежду и любовь.

Итог собрания

Обмен мнением родителей об услышанном в ходе собрания.