Использование символов в работе над предложением по теме "Осень"

Разделы: Логопедия


Цели:

Образовательные:

  • работать над формированием навыков согласования существительного с прилагательным и глаголом;
  • формировать навык составления предложений из 2-3 слов.

Развивающие:

  • развивать связную речь, активизировать словарь;
  • развивать мышление, воображение.

Воспитательные:

  • воспитывать мотивацию к речевой деятельности.

Коррекционные:

  • координировать речь с движениями;
  • коррегировать эмоционально-личностную сферу ребенка.

Оборудование:

  • «зашифрованные» существительные, прилагательные, глаголы по теме «Осень»;
  • солнышко, три тучки с кармашками.

Ход занятия

I

Организационный момент: слушание записи прощального курлыканья журавлей, улетающих в теплые края.

Логопед: Что это за печальные звуки?

Почему они такие печальные?

Куда улетают журавли?

Почему?

Какое время года наступило?

II

Ребята отвечают на вопросы логопеда и садятся за столы.

III

На мольберте изображение солнышка, которое закрывает «злая» тучка. У тучки в кармашке задание: разгадать «зашифрованные» картинки и назвать слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»: осень, дождь, солнце, ветер, тучи, птицы, листья. Логопед отдает картинки разгадавшим их детям. На уточняющий вопрос логопеда о том, какие это слова, дети отвечают, что это слова-предметы (Это картинки на коричневой бумаге).

IV

Пока ребята называли слова-предметы, «прилетела» и «закрыла» солнце вторая тучка с заданием: разгадать картинки и назвать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»: сильный, разноцветные, тяжёлые, дождливая, холодный, осеннее, перелетные. Дети выполняют задание, логопед отдает им расшифрованные картинки и вместе они уточняют, что это слова-признаки (Это картинки на желтой бумаге).

V

Пока дети называли слова-признаки, «прилетела» и «закрыла» солнце третья тучка с заданием: разгадать картинки и назвать слова, отвечающие на вопросы «что делает?», «что делают?»: идет, дует, греет, улетают, наступила, опадают, плывут. Ребята разгадывают картинки, логопед отдает их им. На вопрос логопеда о том, какие это слова, дети отвечают, что это слова-действия (Это картинки на голубой бумаге).

В результате разгадывания картинок у каждого ребёнка на столе оказывается по три последовательно выложенных карточки: слово-предмет, слово-признак, слово-действие (картинки на коричневой, желтой и голубой бумаге).

VI

Логопед: Ребята, вашим картинкам уже хочется поговорить. Давайте послушаем, что они нам расскажут.

Дети, называя картинки, составляют предложения с данным порядком слов. Логопед обращает их внимание на то, что такой порядок слов в предложении неправильный, что мы так не говорим, и предлагает разложить картинки в таком порядке: сначала слова-действия, затем слова-признаки и слова-предметы. Ребята выкладывают картинки в такой последовательности и составляют предложения. Теперь порядок слов в предложениях фиксированный. Каждый ребёнок озвучивает своё предложение.

Наступила дождливая осень.
Греет осеннее солнце.
Улетают перелётные птицы.
Дует сильный ветер.
Идёт холодный дождь.
Плывут тяжёлые тучи.
Опадают разноцветные листья.

Логопед делает вывод, что такой порядок слов в предложении правильный.

VII

Динамическая пауза начинается под звуки грома и дождя.

Дождик.

Рассердилась туча злая, Кулаком о кулак постукивают.
И закапал мелкий дождь. Постукивают указательным пальцем одной руки о ладонь другой.
Капля падает за каплей, Щелкают пальцами.
Сколько набежало слез! Собирают слезы в ладонь.
Дождь сильнее стал, Показывают силача.
И ветер сделал вдруг его косым, Двигают ребром ладони сверху вниз по диагонали.
Вправо капли, влево капли, То же самое в разные стороны.
Словно всех косой косил. Имитируют косьбу.
Ливень туча посылает, Делают резкое движение руками вперед.
И стеной вода течет. Вытягивают руки перед собой, ладонями от себя делают резкое движение сверху вниз.
Где бы спрятаться от ливня? Пожимают плечами, смотрят по сторонам.
Зонтик нас раскрытый ждет. Над головой руками изображают купол.

VIII

Логопед: Ребята, тучкам так понравилось, как вы отвечали, что они стали добрыми тучками, и захотели забрать свои задания, чтобы провести их с другими детьми. Давайте отдадим первой тучке картинки со словами – предметами. Дети называют их и кладут в кармашек тучке картинки на коричневой бумаге: осень, солнце, листья, птицы, ветер, дождь, тучи.

Второй тучке дети отдают картинки на желтой бумаге, изображающие слова-признаки: разноцветные, сильный, холодный, тяжёлые, осеннее, дождливая, перелетные.

Картинки на голубой бумаге, которые нужно отдать третьей тучке, дети называют сами: греет, опадают, улетают, дует, идёт, плывут, наступила. Это слова-действия.

IX

Логопед предлагает детям изобразить «живую» картину осени. Ребята изображают деревья, листья под ними, улетающих птиц, солнышко, закрывающую его тучку, ветер и т.д.

Логопед: Раз, два, три – картина, оживи!

Картина «оживает» под осеннюю мелодию. Каждый ребёнок выполняет движения в соответствии с выбранной ролью.

X

Итог занятия.

Логопед: Ребята, наше занятие окончено. Вы молодцы, очень хорошо отвечали. Скажите, чему вы сегодня научились?

Приложение.