Совершенствование форм и методов звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Логопедия


Обоснование актуальности проблемы

Успешное обучение в начальной школе невозможно без сформированного фонематического слуха и навыков звукового анализа слов. Это является основной проблемой для детей с различными речевыми нарушениями. В процессе обучения дети с нарушениями речи затрудняются в усвоении таких понятий, как звук, слог, слово, плохо различают гласные и согласные звуки, не дифференцируют понятия: слог-слово, слово-предложение. Для усвоения каждого из перечисленных понятий приходится подбирать дополнительные упражнения и тренинги. В данном опыте представлены занятия и упражнения для развития фонематического слуха и звукового анализа в определенной последовательности, обобщив сведения, почерпнутые из специализированной литературы и собственного практического опыта. Разработанные креативные таблицы на каждый звук помогают ребёнку легко включиться в учебный процесс, группировка заданий к каждой таблице даёт возможность систематизировать формируемые умения и навыки, задействовать механизм переноса знаний по аналогии. В работе с таблицами используется метод поиска (технология ТРИЗ).

Теоретическая база опыта

В последние годы в несколько раз увеличилось количество детей, нуждающихся в логопедической помощи, и как следствие увеличилось количество детей с нарушением чтения и письма при обучении в школе.

Общее недоразвитие речи – дефект, при котором у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы – фонетика, лексика грамматика. Ведущее место в комплексном подходе к коррекции общего недоразвития речи многие исследователи (Р.Е. Левина, Г.А. Никашина. Р.М. Боскис, Г.А. Каше и другие) отводят формированию фонематического восприятия и звукового анализа слова, т.е. способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Собственный тридцатилетний практический опыт также подтверждает, что развитие фонематического восприятия и звукового анализа положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слов.

С помощью выработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального эффекта, и притом временного. Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза. Впоследствии это оказывает положительное влияние и на освоение письма.

Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического слуха и звукового анализа дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т.п. Кроме того, без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.

В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое) дети с общим недоразвитием речи не овладевают грамотным чтением и письмом. Умение детей слушать и слышать звуки – это основа понимания речи другого человека, контроля за собственной речью, грамотного письма в дальнейшем.

Как правило, дети с различными нарушениями речи: ОНР и ФФН, не слышат отдельные звуки в слове, с трудом отделяют их от рядом стоящих звуков, не знают, из каких звуков состоит слово. Они затрудняются в усвоении таких понятий как звук, слог, слово. В процессе обучения плохо различают гласные и согласные звуки, не дифференцируют понятия: слог – слово, слово – предложение.

Как показывает опыт, совершенствование возможности анализировать звуки речи в составе слова способствует не только более быстрому формированию её произносительной стороны, но в значительной степени влияет на усвоение детьми лексической и грамматической сторон языка, то есть в итоге обеспечивает ликвидацию недоразвития речи в целом.

Значительное количество речевых нарушений, так или иначе, оказывается связанным с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного восприятия фонем делает невозможным их правильное произнесение. Кроме того, нарушение фонематического слуха не дает возможности детям овладевать в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, а, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом. Это значит, что устранение тяжелых дефектов речи невозможно без специальной коррекции фонематического восприятия.

Обучение произношению детей с ОНР имеет ряд особенностей. Понятно, что без умения четко дифференцировать на слух фонемы родного языка нельзя овладеть навыками звукового анализа и синтеза, а это делает невозможным и полноценное усвоение грамоты. Следовательно, успешное обучение письму и чтению также предполагает как обязательное условие развитие фонематического восприятия.

Развитие фонематического восприятия начинается с самых первых этапов логопедической работы и входит составной частью во многие методы коррекционного воздействия. Предлагаемые здесь игры и упражнения для развития фонематического слуха у детей можно проводить на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях. Начинается эта работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, правильно произносимые детьми, а затем – те, которые вновь ставятся (или исправляются) и вводятся в самостоятельную речь. Кроме этого, с самых первых занятий одновременно проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет добиваться более эффективных и скорых результатов развития фонематического восприятия.

Технологическая схема опыта.

Логопедическую работу по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов.

  1. Узнавание неречевых звуков.
  2. Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса.
  3. Различение слов, близких по звуковому составу.
  4. Дифференциация слогов.
  5. Дифференциация фонем.
  6. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

Проводимая в указанной последовательности работа способствуют развитию у детей слухового внимания и слуховой памяти, внимания к речи окружающих, помогают выработке тонких акустических дифференцировок, совершенствуют фонематические представления и подготавливают детей к дальнейшей планомерной работе по анализу звукового состава речи, которую проводим в следующей последовательности.

Развиваем у детей следующие навыки и умения:

  1. Умение различать на слух гласные и согласные звуки.
  2. Выделение ударного гласного в начале слова: А, О, У, И.
  3. Анализ звукового ряда гласных: АУИ, ИАУ.
  4. Анализ и синтез обратного слога АМ.
  5. Умение из нескольких звуков составить слог: АТ.
  6. Умение выделять последний глухой согласный из конца слова: МАК, КОТ.
  7. Учим определять первый согласный звук в словах.
  8. Учим слышать гласный звук в прямом слоге или односложном слове: СУП, ДОМ.
  9. Звуковой анализ и синтез прямого слога: СА.
  10. Анализ и синтез односложных слов типа: ЛУК, МАК, СУП.
  11. Подбор слов на заданный звук.
  12. Выделение согласного из звукового ряда.
  13. Деление слов на слоги.
  14. Звуко-слоговой анализ двусложных слов: ШАРЫ, ВОДА.
  15. Звуко-слоговой анализ односложных слов со стечением согласных: СТУЛ, МОСТ.
  16. Звуко-слоговой анализ двусложных слов с одним закрытым слогом: ЛОЖКА, ЗАМОК.
  17. Звуко-слоговой анализ трехсложных слов: ВОРОНА, ПАНАМА.
  18. Преобразование слов с заменой одного звука: ЛУК, СУК, ЖУК.
  19. Различение мягких и твердых согласных, дополнение пропущенных звуков.
  20. Составление предложений с заданным количеством слов.
  21. Деление предложений на слова, слов на слоги.
  22. Соединение звуков в слоги и слова.

Многие дети при обучении звуковому анализу слова испытывают затруднения на каждом этапе работы, так как «звук» понятие абстрактное, а дети этого возраста имеют наглядно-действенное и конкретно-образное мышление. Поэтому приходится к основному программному материалу подбирать дополнительные упражнения и игры.

Несомненно, эффективности этих процессов у дошкольников с речевым недоразвитием помогает различная символика (условные обозначения, схемы).

1. Для различения гласных и согласных звуков в занятия включаем «звуковые диктанты», где логопед произносит звуки, а дети поднимают красные кружки – если звук гласный, и синие – если звук согласный. Далее усложняем упражнение, отдельно произносятся звуки: А И С Т, а дети у себя на столах обозначают каждый звук знаком-символом , произносят звуки в быстром темпе и определяют, что из звуков получаются слова. Такие упражнения, усложняя слоговую структуру слова, проводятся на протяжении всего периода обучения. Слова для слуховых диктантов и звукового анализа подбираются так, чтобы произношение не расходилось с написанием слова.

При обучении детей выделять первый звук в слове используем игру «Подари подарки», где дети для двух девочек Ани и Ули отбирают картинки, на звук а – Ане – арбуз , ананас, на звук у – Уле – утюг, удочку. Игра усложняется тем, что детям не дается инструкция, а они сами должны догадаться, кому какую картинку отдать, таким образом, развиваем логическое мышление. Это упражнение с различными вариантами также используем на протяжении длительного времени, оно подходит не только для определения первого звука в слове, но и для нахождения заданного звука в слове, и для дифференциации сходных по звучанию фонем по звонкости-глухости, твердости-мягкости.

2. Для закрепления навыка выделять последний согласный в слове предлагаем детям игру «Кузовок». Выясняем, что такое кузов, а что такое кузовок? «Ок, ок, ок, что положишь в кузовок?» из предложенных картинок дети выбирают – листок, флажок, грибок, платок. В каждом слове выделяем последний звук, подводим детей к выводу, что все слова заканчиваются на один и тот же звук.

3. Следующий важный этап в обучении звуковому анализу это выделение гласного звука в прямом слоге или односложном слове. Для этого выполняем упражнение: «Поймай слово со звуком …». Логопед объясняет детям, что звук например: -У-, спрятался от них в серединку слова и им нужно найти его. Из трех предложенных слов:дом душ дай, дети выбирают слово с заданным звуком, на звуковой схеме находят символ этого звука. Упражнение проводится на всех гласных звуках: А, О, У, Ы, И. Затем логопед произносит слова или слоги с разными гласными звуками, а дети выделяют и называют, какой гласный звук они слышат.

Это упражнение полезно проводить на протяжении всего периода обучения, так как оно способствует созданию устойчивых фонематических представлений о каждом звуке родного языка.

4. При подборе слов на заданный звук используем игру: «Отвечай, на звук К называй». Эта игра способствует не только развитию навыка подбирать слова на заданный звук, но и обогащает словарь ребенка. Научив детей выполнять элементарный звуковой анализ слов:

СГС, переходим к обучению деления слов на слоги, где постоянно акцентируем внимание детей на слогообразующей роли гласных звуков «Сколько в слове гласных, столько и слогов».

Далее используем в работе цветные таблицы со специально подобранным фонетическим материалом. Схема построения занятий отличается от обычной следующими моментами:

  1. В оргмомент занятий включен материал насыщенный изучаемым звуком /пословицы чистоговоркки, утрированная беззвучная артикуляция/, детям предлагается определить с каким звуком они будут работать.
  2. Проводятся слуховые диктанты со знаками символами. Логопед произносит звуки, а дети обозначают их символами, затем прочитывают слова. Задания подбираются по фонетическому принципу, где произношение не расходится с написанием слова: лук, пила, лапа.
  3. Проводится словарная работа по толкованию слов: – отвечай со звука Л начинай: – плавающее средство, управляемое веслами – луна; деревянные палки, на которых катаются по снегу – лыжи.
  4. Упражняем детей в классификации предметов – подборе родовых понятий: лошадь – животное, лук – овощ, ландыш – цветок.
  5. Работа со связными текстами включает смысловую нагрузку. Подбираются несложные тексты со скрытым смыслом или логической цепочкой событий.
  6. Физкультурные паузы и физминутки даются в рифмованной форме, после выполнения пауз дети отвечают на вопросы, какие слова обозначали действия, а какие слова обозначали предметы, таким образом, осуществляется дифференциация слов предметов и слов действий.
  7. При дифференциации твердости-мягкости согласных, работа осуществляется не только на уровне звука и слога, но и на уровне слова, детям предлагается отобрать слова с заданным слогом: ла – лапа, ландыш, лавка.

Вариативность и разнообразие заданий дают детям возможность преодолеть трудности в освоении звукового анализа слов. Использование цветных таблиц позволяет повысить плотность фронтальных и подгрупповых занятий, также они удобны для закрепления полученных знаний и навыков, чтобы без смены демонстрационного материала во время занятия можно было решать как можно больше дидактических задач. Постепенно стали расширяться границы использования креативных таблиц и количество дидактических задач решаемых с их помощью. Таблицы стали использовать для коррекционных занятий воспитателя по заданию логопеда, как демонстрационный материал в логопедическом уголке для родителей, для закрепления правильного произношения на индивидуальных занятиях.

На одной демонстрационной таблице мы реализуем следующие цели:

  1. Упражняем и закрепляем у детей умение определять место звука в слове.
  2. Развиваем умение слышать и определять наличие заданного слога в словах.
  3. Закрепляем навык различения согласных звуков по твёрдости мягкости.
  4. Закрепляем навык определения слов по гласным и согласным звукам, по первому и последнему звуку.
  5. Развиваем умение делить слова на слоги. Соотносить количество слогов с количеством гласных звуков.
  6. Формируем у детей практические навыки различения одушевлённых и неодушевлённых предметов.
  7. Закрепляем понятие родовой принадлежности существительных.
  8. Развиваем зрительное внимание и зрительную память.

Реализуя все эти цели в процессе обучения, мы формируем у детей практическое усвоение понятий: звук, слог, слово, предложение – что значительно развивает чуткость к языку, повышает грамотность и языковую зоркость, ребёнок легко усваивает и применяет правила родного языка.

В работе с цветными таблицами использую метод поиска /технология ТРИЗ/. Даже самый простой вопрос: – Назвать слова на заданный звук, – уже предполагает определённую мыслительную операцию, так как всего несколько слов начинаются на заданный звук. Дети по природе – искатели, исследователи, им нравится искать и находить правильные ответы. Мы все знаем, как прочно в школьное обучение вошли тесты. В работе с дошкольниками роль тестов выполняет вопрос педагога, который содержит правильный и неправильный ответ. Например: звук -П- гласный или согласный? Глухой или звонкий? Твёрдый или мягкий? И как-то получается само собой, что дети ошибаются всё реже и реже, всё чаще мы слышим правильные ответы.

Все педагоги знают, что такое фрагментарное усвоение программного материала, и как часто дети в детском саду пропускают занятия по болезни. Цветные таблицы в этом случае помогают ребёнку включиться в учебный процесс и наверстать упущенный материал. Упражнения на развитие зрительного внимания и пространственной ориентировки развивают у детей орфографическую зоркость. Группировка заданий даёт возможность систематизировать формируемые умения и навыки у детей, задействовать механизм переноса знаний по аналогии.

Положительным моментом является то, что задания направлены на включение в работу дополнительных анализаторов /в данном случае зрительного/.

Результативность.

Данная система работы на протяжении десяти лет успешно используется на занятиях по подготовке детей к школе в общеобразовательных группах нашего детского сада. Многолетний опыт работы позволяет говорить о высоких достижениях в подготовке выпускников МАДОУ №17 «Журавушка» к школе. Анализ успеваемости выпускников (учащихся МАОУ гимназий №6, №8) за последние годы наглядно демонстрирует увеличение количества успешно обучающихся детей.

Анализ успеваемости выпускников МАДОУ №17 «Журавушка» за последние четыре учебных года

 

Список использованной литературы:

  1. Г.А. Каше. «Подготовка к школе детей с недостатками речи», – М.: Просвещение, 1985.
  2. Т.Б. Филичева, Г.А. Каше, «Дидактический материал по исправлению недостатков речи у дошкольников», – М.: Просвещение, 1989.
  3. Т.А. Ткаченко. «Формирование фонематического восприятия у детей с ОНР»,в книге «Актуальные проблемы логопедии», МГПИ снт. 1980.
  4. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях детского сада», – М.: 1991.
  5. И.Н. Светлова. «Домашний логопед» – М.: ЭКСМО, 2002.
  6. Е.В. Новикова. «Логопедическая азбука», – М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001.

Предложенные демонстрационные таблицы в оригинале разработаны и выполнены в формате А3 на 19 согласных звуков и 4 гласных звука. Описание методов реализации подробно описано по каждому звуку – Приложение.