Урок на тему "Устойчивые выражения". 4-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 4


Цель урока:

  • Научить детей применять в речи устойчивые выражения.
  • Развивать умение строить предложения с применением устойчивых
  • выражений, способствовать пополнению словарного запаса у детей.
  • Воспитывать любовь и уважение к русскому языку, стремление познать его многообразие.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, Фразеологический словарь, у детей учебники 2 и 3 части.

Ход урока

1. Орг момент.

Сегодня наш урок будет посвящен развитию речи. Чуть позже я вам сообщу тему нашего урока, а сейчас послушайте страничку из "Веселого задачника" Бориса Заходера.

2. Работа над новым материалом.

А)

Как это принято у змей,
Кусают за ногу
Гадюки,
А потому
При встрече с ней
Берите, дети,
Ноги в руки!

Почему такой странный совет дает вам писатель Б. Заходер?

Что означает выражение Брать ноги в руки?(слайд 1) Презентация.

Николай Сладков "Три загадки"

Поссорились на перемене ребята. Один кричит: - Я тебе покажу, где раки зимуют!

А второй ему: - Ишь, разошелся, прямо из кожи вон лезет!

Тут подбежал к ребятам дежурный, давай их растаскивать. А они на него напустились:

- Все следишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами!

А дежурный вдруг как крикнет:

- Стойте, ребята! Разгадайте-ка свои загадки!

- Какие такие загадки? - удивились ребята и разжали кулаки.

- А вот такие, - сказал дежурный. - Слушайте! Откуда произошли выражения: (слайд 1)

Где раки зимуют. Ииз кожи вон лезет. Сспит с открытыми глазами?

Ответ: Выражение Я покажу тебе, где раки зимуют связано с историей нашего народа. Многие помещики любили полакомиться свежими раками, а зимой их ловить было трудно: раки прячутся под коряги, выкапывают норы в берегах озерка или реки и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков из ледяной воды. Много времени проходило, прежде чем наловит крестьянин раков. Промерзнет в ветхой одежонке, застудит руки. И часто после этого человек тяжело болел. Отсюда и пошло: если хотят серьезно кого-то наказать, говорят: "Я покажу тебе, где раки зимуют"

Два других оборота: лезть вон из кожи и спать с открытыми глазами - связаны с животным миром. Линяют, то есть вылезают из своей кожи, раки и змеи. Спят с открытыми глазами рыбы, как будто даже во сне все видят.

- Очень многие крылатые слова создал наблюдательный народ. А есть и такие, которые пришли к нам из какого-нибудь произведения. Значит, создал его писатель, а потом стали употреблять все. Отгадайте, из каких произведений, эти устойчивые выражения: (слайд 2) Остаться у разбитого корыта; Что такое хорошо и что такое плохо; Да только воз и ныне там; На деревню дедушке.

Тема нашего урока называется (слайд 3) "Устойчивые выражения"

Во второй части учебника откройте Словарь устойчивых выражений (Стр. 190), посмотрите, как еще по-другому называют устойчивые выражения. (слайд 3)

(Показать Фразеологический словарь, где помещено более 10000 фразеологизмов)

Фразеологические обороты состоят из определенных, всегда одних и тех же слов, тесно связанных между собой как части целого. Устойчивые выражения часто близки по значению отдельному слову - синониму и употребляются в переносном значении.

Например, Держать язык за зубами (молчать); Бежать сломя голову (быстро, стремительно)

Б) Маленький художник не знал и не умел применять устойчивые выражения, и вот что он нарисовал, когда их услышал.

В прямом или переносном значении употребил художник устойчивые выражения?

Как вы думаете, к каким устойчивым оборотам нарисовал художник эти иллюстрации? Что они означают? (слайды 4-9)

В) Работа с учебником

Стр.30 упражнение 23 (устно.)

Письменно упражнение 24.

Г) К данным устойчивым выражениям напишите близкий по значению глагол, в том же числе и лице. (слайд 10)

  • Вставляет палки в колеса.- Мешает (3 л., ед.ч.)
  • Обведешь вокруг пальца. - Обманешь (2 л., ед.ч.)
  • Выбьетесь из сил. - Устанете (2 л., мн.ч.)
  • Зарубим на носу. - Запомним (1 л., мн.ч.)

(Проверь себя. Слайд 11.)

Д) замени слова устойчивыми выражениями, пользуясь словарем в учебнике.

(2 ч. Стр. 190) (слайд 12)

  • Лентяйничать - Баклуши бить.
  • Крепко дружат - Водой не разольешь.
  • Удрать, сбежать - След простыл.

Е) Работа в парах (на столах карточки с устойчивыми выражениями)

Задание: Выбрать по два выражения, объяснить смысл, т.е. подобрать слово - синоним.

3. Итог урока.

  • Понравился ли урок?
  • Что нового узнали?
  • Для чего в нашей речи присутствуют устойчивые выражения?

4. Домашнее задание: учебник 23 часть стр.31 № 25, 26.