Использование игровых приемов на занятиях по формированию фонетической стороны у детей-логопатов

Разделы: Логопедия


Перед каждым логопедом, работающим в детском саду, стоит задача сформировать у детей навыки анализа фонетической структуры слова. Известно, что ребенок может провести фонетический анализ, у которого развит фонематический слух и сформировано фонетическое восприятие.

Если фонематический слух может развиваться спонтанно, в процессе общения со взрослыми, то фонематическому восприятию необходимо обучать даже детей с нормальным речевым развитием.

В своей работе я широко применяю методы и приемы развития фонематического восприятия как средство подведения детей к звуковому анализу слова.

Практика показывает, что пока работа идет только по выделению из состава, слова начального гласного и согласного звуков, дети с заданием справляются почти без затруднений и уверенно отвечают на вопросы логопеда:

- Где звук П в словах "паук", "панама" и т.д.?

Но как только задание усложняется, т.е. когда перед ребенком стоит задача выделения звука не только из начала, но из конца и середины слова и самостоятельное определение позиции звука в слове, картина резко меняется и вчерашнее благополучие оказывается призрачным. В чем же проблемы?

Дело в том, что дети должны не только услышать, узнать звук в составе слова, к чему мы уже подготовили, формируя их фонетическое восприятие, но и провести сравнительную, сопоставительную работу по определению позиции звука в слове по отношению к началу и концу слова. И вот на этом этапе обычно и возникают у детей затруднения, преодолеть которые можно только в том случае, если ребенок осознает вариативность позиций звуков в слове, поймем, что слово - это линейный ряд фонем, т.е. ряд звуков.

Опыт последних лет моей работы убедил меня в том, что начинать необходимо прежде всего с формирования у ребенка схемы собственного тела, с различения правой и левой руки, и развития пространственных ориентировок.

Эту работу я веду одновременно, параллельно с работой по формированию фонематического восприятия.

Упражнения на различение правой и левой руки провожу как организационный момент на подгрупповых занятиях.

С первых же дней к этой работе подключаются воспитатели и закрепляют различение левой и правой руки на зарядке, в подвижных играх, в режимных моментах.

После того, как мы убедились в том, что дети стали различать правую и левую руку и ногу, мы переходим к работе по осознанию детьми таких понятий как "слева", "справа", "сверху", "снизу", "впереди", "сзади". Для этого в зарядке используем упражнения типа:

  • топ - топ - топ - это влево поворот
  • топ - топ - топ - это вправо поворот
  • влево - вправо повернись и на место становись.

В организационный момент включаю задания типа:

- Сядет тот, кто назовет предметы справа от себя. Слева от себя и т. д.

Закрепив с детьми эти понятия, перехожу к работе по осознанию детьми физического ряда, как чего - то, имеющего начало, конец, середину.

Начинаю с простейшего построения детей в колонну, т.е.в затылок друг другу, при котором само расположение детей указывает на начало и конец ряда.

Вопросы детям задаю такие:

- Кто стоит первый?

- Кто стоит последний?

- Поднимет руку тот, кто стоит в начале ряда.

- Поднимет руку тот, кто стоит в конце ряда. В середине ряда.

- Где ты стоишь?

Провожу игры: "Найди место в ряду", "Кто быстрее?", "Угадай - ка". Смысл которых одинаков: найти по заданию место в ряду, правильно назвать кто где стоит.

Вызываются 1,2,3 ребенка и по заданию логопеда встают в начале, в конце, в середине ряда. После того, как дети встали на свое место в ряду, логопед задает вопросы группе:

- Правильно Саша выполнил задание?

- Где сейчас стоит Саша?

- Саша, где ты стоишь?

Более сложным и важным оказывается следующий этап работы, когда дети строятся в шеренгу. Чтобы определить начало и конец такого ряда, у детей должен быть сформирован навык отсчета слева направо. Как правило, у детей такой навык не сформирован.

Воспитатели с первых же занятий по математике проводят целенаправленную работу по обучению пересчету слева направо.

По формированию понятия начала, середины и конца такого ряда воспитатели проводят занятия с использованием упражнений, аналогичных тем, которые приведены выше.

В последующем к ним добавляют игры - упражнения "Магазин игрушек", "Магазин одежды".

Дети "оформляют витрины магазинов", расставляя по заданию воспитателя игрушки или развешивают одежду в начале, в конце ряда и и оречевляя свои действия с тем, чтобы понятия " в начале", "в конце", "в середине" вошли в активный словарь ребенка.

Следующий этап работы - с картинками, выставленными в ряд, в котором перевернуты бывают 1-2-3 картинки в начале, в середине или в конце ряда.

Вызванный ребенок по своему желанию, по своему выбору переворачивает изображением вверх любую картинку и говорит, что он сделал: "Я перевернул картинку в начале ряда".

Вариантов игр - упражнений с картинным рядом очень много: Это и "добавь картинку в ряд", и "где была картинка" и т. д.

Количество и разнообразие зависит от логопеда и от того, насколько быстро дети усвоят формируемые понятия.

И, наконец, отработав все перечисленные упражнения и убедившись, что они достигли цели, я перехожу к формированию у детей понятия о том, что слово - это ряд звуков, так же как и любой ряд имеющий начало, конец, и середину, с теми же правилами отсчета слева направо.

В формировании такого понятия использую всем хорошо известный прием "живые звуки", который помогает материализовать звуки, увидеть знакомое уже построение в шеренгу и быстро сориентироваться в определении начала, середины и конца звукового ряда. Этот прием я широко использую при анализе односложных слов и применяю до тех пор, пока не будет уверенности в том, что дети полностью осознали, осмыслили эти понятия. И навыки необходимые для обучения звуковому анализу, у них сформированы.

Опыт использования в работе перечисленных методов и приемов убедил меня в их результативности и необходимости.

В заключение хочу добавить, что вся проводимая логопедами работа по развитию пространственного ориентировании, фонематического восприятия необходимой является не только для обучения грамоте, но и важнейшим средством профилактики дисграфии.

Используемая лиратература.

1. Л. В. Лопатина, Н.В. Серебрякова Развитие фонетико - фонематической стороны речи у школьников со стертой формой дизартрии ( 1994 ) . Хрестоматия по логопедии. М., 1997г

2. Н.В. Серебрякова К вопросу о методике изучения ориентировки у дошкольников с нарушением речи. Л. 1987г.

3. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико- фонематическим недоразвитием. Школьная пресса 2002г.

4. Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова Дети с фонетико - фонематическим недоразвитием. Москва 2000г.

5. И.А. Смирнова Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников.

6. Т.В. Александрова Живые звуки, или фонетика для дошкольников." Детство - Пресс" 2005г.

7 Н.И. Соколенко "Посмотри и назови" в двух книгах . С- П, Библиополис, 1996г.