Лингвокультурологические проекты на уроках русского языка в средней школе

Разделы: Русский язык


Современная школа призвана решать проблему совершенствования речевой деятельности учащихся и повышения их речевой культуры, которая является не только основой общей культуры, но и средством формирования социально успешной личности, свободно ориентирующейся в культурологическом пространстве, способной к эффективному речевому взаимодействию. Развитие лингвокультурологической компетентности - важнейшая задача уроков русского языка в условиях современной школы. Решать эту задачу помогает организация проектной деятельности лингвокультурологической направленности, поскольку такой вид работы способствует развитию познавательных навыков, критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения увидеть, сформулировать и решить проблему. Целью обучения становится развитие у учащихся самостоятельной активности, направленной на освоение нового опыта. В результате применения проектной деятельности формируются компетенции в сфере самостоятельной познания, умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объемами информации, навыки работы в команде.

Проектная деятельность учащихся, направленная на создание лингвокультурологических энциклопедий, эффективна на уроках русского языка в 5-9 классах, поскольку не только обогащает речь детей, но и учит видеть текст включенным в культурологическую среду, способствует знакомству с произведениями разных видов искусства.

В 7 классе предметом проектной деятельности может стать создание лингвокультурологической "Энциклопедии Зимы". Выбор закономерен, поскольку на уроках русского языка дети сталкиваются с произведениями искусства, в которых звучит тема зимы: ряд текстов упражнений, работа над сочинением в форме дневниковых записей по картине И. Попова "Первый снег" и написание текста для телепередачи по картине К. Ф. Юона по картине "Конец зимы. Полдень". Используется учебник "Русский язык", 7 класс. Авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, О. М. Александрова, Л. Т. Григорьян, И. И. Кулибаба.

Выбор проекта обоснован и особым эмоциональным настроем на "зимнюю" тему: чувства детей, наблюдающих первый снег, ожидание светлых зимних праздников, предчувствие весны.

"Энциклопедия Зимы" может включать несколько разделов:

1."Зимние" слова.

2. Цветовая лексика зимы.

3. Лингвокультурологические словари к художественным текстам. ( "Зимняя" лексика в произведениях русских писателей и поэтов).

4. Словарь зимних праздников.

5. Зимняя тема в живописи. Сочинения по картинам русских художников.

При создании раздела ""Зимние" слова" дети не только подбирают слова данной тематической группы, работают со словарями, но и изучают семантические поля слов, находят примеры использования слов в произведениях русских писателей и поэтов. Составление "цветового" словарика поможет в работе с картинами при анализе колорита. Третья часть проекта - основная, поскольку при реализации проекта дети практикуются в лингвокультурологическом анализе текста. Работа над четвертым разделом позволяет ребятам окунуться в культурные традиции нашей страны. Знакомство с произведениями живописи способствует расширению кругозора учащихся, развитию у них культуроведческой компетенции.

Деятельность по реализации проекта может строиться по-разному: система занятий, когда каждый учащийся примет участие в создании всех разделов Энциклопедии, или работа в группах, когда ребенок составляет один из разделов.

Первый этап реализации проекта - создание раздела, включающего "зимние" слова. Учащиеся развивают наблюдательность, расширяют словарный запас, формируют навыки работы с различными словарями, готовятся к созданию собственных текстов. Настроиться на работу поможет выполнение рисунков на тему "Зимняя природа". Дети рассказывают о том, какой зимний месяц они изобразили и почему, какая погода, какое время суток показаны на рисунке.

Затем предлагаются следующие задания: запишите на карточках слова на тему "Зима". Сгруппируйте их по частям речи, по подтемам. Составьте словосочетания и предложения с данными словами, сформулируйте значения слов. Рассмотрите, как данные слова представлены в различных словарях.

На первом этапе важно научить ребят видеть, что, слово, находясь в тесных семантических связях с другими словами, образует вокруг себя смысловое поле. Составление семантического поля поможет детям осознать системность лексики, ее взаимосвязь с другими разделами языка, это в дальнейшем облегчит работу над созданием словарной статьи для лингвокультурологического словаря. Например, семантическое поле слова "холодный".

  • Лексико-семантические отношения: мерзлый, студеный, морозный.
  • Родственные отношения: холод, холодильник, охладитель, охлаждать, охлажденный.
  • Синонимические отношения: низкотемпературный, морозный, студеный, мерзлый, ледяной, стылый, хладный.
  • Антонимические отношения: горячий, теплый, жаркий, знойный.

Второй раздел лингвокультурологической энциклопедии - "Цветовая лексика зимы". Следует отдельно выделить работу над словами данной тематической группы, так как учащиеся часто затрудняются в подборе слов, обозначающих цвет. Обращение к детским рисункам акцентирует внимание на том, какие использовали ребята. Рассмотрим и репродукцию уже знакомой картины И. Э. Грабаря "Февральская лазурь", поскольку полотно очень точно передает всевозможные оттенки снега.

Дети отвечают на вопросы.

- Какую цветовую лексику можно использовать и при создании рисунка и при описании зимнего дня?

- Каким бывает снег? (Индивидуальная, а затем общая работа). Запишите прилагательные, обозначающие цвет.

- Какие еще определения можно дать снегу?

- Каким бывает зимнее небо?

- Каким мы видим солнце? Подберите имена прилагательные для описания зимнего неба и солнца.

- Составьте словарик эпитетов "Таким бывает снег".

- Какова культурологическая значимость каждого образа? На данном этапе целесообразно обратиться к символике цвета в иконописи, в фольклоре, где цвет несет богатейшую смысловую нагрузку. Например, в фольклоре белый цвет - символ красоты, духовности, высших нравственных качеств, несет положительную оценку: белый день, белая лебедушка. В религии это знак чистоты, святости.

Создание третьего раздела - "Лингвокультурологические словари к художественным текстам" - основной этап работы.

Работа над созданием словаря предполагает следующие этапы

1. Этап ориентировки, на котором выдвигается проблема исследования, формулируются цели и задачи, выдвигается предварительная гипотеза о значимости слов лексико-семантической группы "Зима", определяются методы работы (чтение и анализ текстов, работа со словарями, анкетирование).

2. На этапе планирования подбираются тексты для лингвокультурологического анализа, словари, обсуждается план статьи, выбирается вариант оформления словаря

3. Этап реализации предусматривает следующие стадии:

- анализ подобранного текста и создание к нему лингвокультурологического словаря;

- работа со словарями;

- подготовка устного высказывания;

- написание собственного текста художественного стиля;

- защита проекта на уроке.

Дети учатся определять ключевые слова, составлять словарную статью, выявлять культурологическую значимость слова. Для подготовительной работы используем тексты сказок, "детских стихотворений", что вызовет у ребенка дополнительный интерес и создаст благоприятные условия для каждого ребенка. Например, текст сказки "Снежинки" Д. Кайгородова.

Жили-были снежинки. Родились они в снежном облаке высоко над землей.

Все они были похожи друг на друга, как сестры, но у каждой был свой наряд. Одна была совсем как звездочка с шестью лучами. Другая напоминала цветок с шестью лепестками. А третья сверкала, как драгоценный камешек.

Выросли снежинки и полетели к земле белой стаей. Их было так много, что никто не мог сосчитать.

Земля уже была близко, но ветер не давал снежинкам спокойно опуститься. Он кружил их в воздухе, подбрасывал, заставлял плясать под свою дикую музыку.

И все-таки снежинки одна за другой достигали земли. Они словно только и думали О том, как бы поосторожнее опуститься и сохранить в целостности свой хрупкий наряд.

Одни снежинки ложились на сжатое поле, другие находили себе ночлег в лесу - на ветках и под деревьями. Некоторые укладывались на крышах домов.

Предлагаются такие вопросы и задания

- Сформулируйте лексическое значение слова "снежинка". Посмотрите, как значение слова формулируется в разных словарях.

- Выясните происхождение слова.

- Отметьте словообразовательные связи.

- Какое значение имеет слово "шестигранный?"

- Определите значение слова "земля". Приведите примеры употребления слова в других значениях.

- Что обозначает слово "хрупкий"?

- Как вы понимаете выражение "дикая музыка"?

- Укажите в первом абзаце текста слова, употребленные в переносном значении. Какие еще слова употреблены в данном тексте в переносном значении? Почему?

- Найдите сравнения. Какова их роль?

- Подберите синонимы к слову "сверкать". Какой синоним наиболее удачный?

- Назовите синонимы в последнем абзаце. Какова их роль?

- Составьте на основании текста словарик, отражающий движения, "выполняемые" снежинками.

После анализа текста следует предложить детям составить словарик снежинок или собственное высказывание на основе ключевых слов. Ребята выполняют описание снежинки, учатся обращать внимание на детали. Сочинения могут быть оформлены в виде снежинок. Конкурс на лучшую снежинку способствует привлечению внимания к предмету, создает возможность для реализации творческих способностей всех учеников.

На следующем этапе дети приступают к самостоятельному составлению лингвокультурологического словаря к художественному тексту. Задания могут быть индивидуальными и групповыми. В связи с выбранной темой предлагаются следующие произведения: стихотворения А. С. Пушкина "Зимнее утро", "Зимний вечер", "Зимняя дорога", "Бесы", Б. Пастернака "Зимняя ночь", "Снег идет", Н. Рубцова "Первый снег", "Выпал снег:", В. Брюсова "Первый снег" (следует отметить, что поэтические тексты воспринимаются детьми легче).

Примерный план анализа текста

- Каковы ваши впечатления от произведения?

- Чем интересен для вас данный текст?

- Внимательно перечитайте художественный текст, определите главные образы и ключевые слова.

- Как трактуются эти слова в различных справочниках и словарях? Установите этимологические, синонимические, фразеологические, словообразовательные связи ключевых слов.

- Как трактуются эти слова в различных справочниках? Установите фольклорные (мифологические, библейские) истоки того или иного образа.

- Как можно толковать ключевые слова (на основе прямого или переносного значения, этимологии, на основе жизненных ассоциаций, общефилософских представлений, языческих верований, библейских образов)?

- Какова культурологическая значимость образа-символа в данном произведении?

На уроке, где реализуется данный проект, можно использовать несколько или одно из предложенных стихотворений. При работе с одним произведением дети имеют возможность сравнить свои результаты с результатами одноклассников, что позволит развивать наблюдательность, самокритичность. При таком варианте деятельности дети лучше подготовятся к самостоятельной групповой работе, когда для анализа будут предложены разные тексты.

На данном этапе обсуждаем возможный вариант словарной статьи. (Вариант составления словарной статьи может быть любым)

1. Лексическое значение слова, для определения которого используется "Словарь русского языка" С. И. Ожегова и "Толковый словарь живого великорусского языка" В. И. Даля. Дети выясняют, однозначное или многозначное слово, знакомятся с разными значениями, приводят свои примеры употребления слов в разных значениях.

2. Этимология слова. (Шанский Н. М., Боброва Т. А. "Этимологический словарь русского языка"). Важно произвести этимологический анализ слова, что во многих случаях поможет прочувствовать стилистическую окрашенность слова, принадлежность лексемы к определенному пласту культуры.

3. Синонимические связи (З. Е.Александрова "Словарь синонимов русского языка"). Подбирая синонимы, дети значительно расширяют свой словарный запас.

4. Фразеологизмы (В. П. Жуков, А. В. Жуков "Школьный фразеологический словарь русского языка"). Подбирая фразеологизмы, крылатые выражения, пословицы, выясняя их значение, учащиеся выявляют связь слова с народной культурой, мифологией и религией.

5. Словообразовательное гнездо (А. Н. Тихонов "Словообразовательный словарь русского языка"). Представляет интерес, на каком этапе образовано слово, является ли основа производной или производящей.

6. Ассоциации. Пользуясь различными справочниками и энциклопедиями, дети выясняют, какие ассоциативные связи имеет слово в разных пластах русской культуры.

Образец словарной статьи.

Жемчуга.

Лексическое значение.

Твердое, состоящее из перламутра образование в двустворчатых раковинах некоторых моллюсков, обычно перламутрового цвета, употребляется в качестве драгоценно украшения. Морской жемчуг. (С. И. Ожегов.)

Самородные шарики, образующиеся в раковинах. Редкость, драгоценность (сорока, кокошник, украшенный жемчугом). Наросты на оленьих рогах.

Этимология.

Восточнославянское заимствование из тюркского языка. Древнетюркское janeu заимствовано из китайского языка, в котором "гончу" образовано от слов "гон" - "настоящий" и "чу" - "жемчуг".

Синонимы.

Жемчуг - перл (уст. И трад.-поэт.).

Ассоциации. Слово "жемчуг" ассоциируется с чем-то сказочным, светлым. Жемчугом девушки-крестьянки украшали свои сарафаны, жемчугом расшивают одежду священников. Вспоминается картина М. А. Врубеля "Царевна-Лебедь".В произведении слово используется во фразе "В жемчугах горят березки...", обозначает снежный покров на березках, слово употреблено в переносном значении.

Таким образом, составление лингвокультурологического словаря помогает выявить культурную значимость образов-символов, дифференцирующую роль образов, находящихся в одном семантическом поле с главным словом, способствует выявлению различных культурных коннотаций. Дети видят тесные взаимодействия различных пластов культуры, что углубляет и расширяет понимание всего текста. Красочное оформление словаря способствует развитию творческих способностей детей.

При реализации данного проекта мы не сможем обойтись без четвертого этапа работы, посвященного созданию "Словаря лексики зимних праздников", поскольку этот раздел вызывает особый интерес, помогает от слова перейти к изучению традиций разных народов, показывает слово как элемент культуры.

Создание различных разделов энциклопедии способствует глубокому проникновению в "зимнюю" тему, помогает подготовить детей к реализации пятого этапа проекта "Зимняя тема в живописи. Сочинения по картинам русских художников".

Учитель самостоятельно выбирает картины для работы, но целесообразно включить работу над картиной И. Попова "Первый снег" в последний этап реализации проекта. На уроке будут использоваться произведения различных видов искусства, главной темой станет изображение первого снега в литературе и живописи, дети смогут не только расширить свой словарный запас, но и проникнуться духом начала зимы.

Далее обращаемся к картине И. Попова "Первый снег". Предварительная работа с произведениями других видов искусства поможет детям рассказать о своих впечатлениях от первого снега, настроиться на восприятие картины. Предлагаем такие вопросы и задания.

- Какие чувства вызывает у нас первый снег?

- Как выразить свое восхищение?

- Какие средства художественной выразительности можно использовать?

- Составьте таблицу-словарик к картине "Первый снег", выделив тематические группы "Снег", "Небо", "Дома", "Тротуар", "Люди", "Деревья", "Собака".

- Каким может быть первый снег?

- Какие детали картины вы отметите?

- Могут ли девочки, изображенные на картине, быть знакомы автору?

- О чем говорят следы на снегу, ведущие к героиням?

- Почему вдруг замер щенок?

- Все рады первому снегу. Город еще только просыпается: 8.00. А что будет через час? А когда вы вернетесь из школы? А вечером? (задание из учебника)

- Попробуйте написать сочинение в форме дневниковых записей.

- Что такое дневник? Каковы значения слова? Что заносят люди в личные дневники? Ведут ли дневники в наше время? В какой форме? Почему вести дневниковые записи очень интересно?

Чтобы облегчить детям работу, записываем на доске слова и словосочетания, которые можно использовать в сочинении: скрипящий под ногами снег, белый пушистый ковер, свежий запах зимнего воздуха, морозный воздух, глубокие следы, крупные хлопья снега, снежинки, похожие на парашютики.

В 7 классе предусмотрено написание сочинения по картине К. Ф. Юона "Конец зимы. Полдень", ребята должны создать текст для телевизионной передачи "Времена года".

Эмоциональным толчком к работе над картиной станет текст М. Горького: "Зима цепляется снежными крыльями за крыши домов. Она заворачивается в пушистые сугробы, как в шубу, примеряет на платье бахрому инея. Зима, оказывается, большая модница и не любит весну за то, что весною ее белоснежное платье превращается в грязные лохмотья".

Вопросы по тексту

- Какие художественные приемы помогли автору создать такой выразительный текст?

- Какие новые характеристики образа зимы появляются в этом тексте?

- Какие значения слова "зима" мы можем воспринимать в данном тексте?

Далее целесообразно обратить внимание на изображение зимы в русской живописи. Дети заранее могут подготовить, например, виртуальную экскурсию по картинам русских художников. Затем переходим к анализу картины К. Ф. Юона.

Вопросы по картине

- Какие чувства охватывают нас при рассматривании картины?

- Как художник показывает конец зимы и начало весны?

- Удалось ли автору передать ощущения, которые испытывает человек в конце зимы?

- Какие детали привлекли внимание автора? Какие деревья? Как изображен дом?

- Какую цветовую гамму использует художник?

- Запишите слова и словосочетания, отражающие состояние природы.

- Представьте, что вы готовите на телевидении цикл передач "Времена года". Как вы будете использовать картину К. Ф. Юона? С чего начнете свое выступление?

Мы видим, что работа с картинами может стать одним из этапов реализации проекта "Энциклопедия Зимы".

Логическим завершением проектной деятельности становится создание альбома, в который войдут лучшие работы (словари, сочинения, рисунки) детей.